Конспект НОД познавательного цикла в подготовительной к школе группе «Путешествие капельки»
план-конспект занятия (окружающий мир) по теме

Карсакова Елена Владимировна

Работа способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, воды.  Развивает речь, мышление, умение делать выводы, умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_kapelki.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия познавательного цикла в подготовительной к школе группе

«Путешествие капельки»

Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.

Программное содержание:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, воды (не имеет формы, не имеет вкуса, цвета и запаха, способна растворять некоторые вещества).

Развивать речь, мышление, развивать умение делать выводы, умозаключения.

Воспитывать экологическую культуру, любознательность.

Воспитывать аккуратность при работе.

Оборудование: прозрачные стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, краски, кисточки, вата, бумажные фильтры, растительное масло, пипетка, мятные капли, ложечки, салфетки, аудиозапись «Вода», кувшин с водой.

Ход занятия:

Звучит запись журчания ручейка.

Воспитатель:         Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

(Н. Рыжова)

Ребята, для чего нужна вода? Кому она нужна? Для того чтобы каждый мог высказаться, давайте встанем в круг и будем передавать волшебную капельку друг другу по кругу. У кого капелька, тот и отвечает (дети отвечают на вопросы).

А хотите больше узнать о воде? Тогда подходите к столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.

Воспитатель: Какой формы эти предметы? А имеет ли форму вода? Как вы считаете? (выслушиваются ответы детей). Для того чтобы проверить наше предположение, возьмем узкую баночку и нальем в нее воду. Какую форму приняла вода? А сейчас эту же воду перельем в широкую баночку. Какой формы теперь вода? А сейчас я разолью на подносе воду. Какой формы теперь вода? Можно ли сказать, что у нее сейчас есть форма? (а ты как думаешь, а ты как считаешь?). То есть, можно сказать, что форма, которую принимает вода, все время изменяется. Принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода - жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте вода растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. Итак, вода не имеет формы.

На доску вывешивается алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какого цвета вода? (выслушиваются ответы детей). Для того чтобы это проверить, нам понадобятся два стакана - один с водой, а другой с молоком. В стакан с водой я опускаю ложечку, видно ли вам ее? (ответы детей). А теперь ложечку я опущу в молоко. Что мы обнаружим? Видно ли ложку через молоко? (ответы детей). Вывод: через воду ложку видно, а через молоко - не видно. Значит вода прозрачная жидкость.

Воспитатель вывешивает алгоритм, который символизирует, что вода прозрачная.

Воспитатель: А сейчас вы пройдете к маленьким столам и проделаете такой же опыт самостоятельно.

Детям сообщается, что встать необходимо у маленьких столиков напротив подносов с оборудованием. Все необходимое для опыта находится на подносе, все использованное оборудование кладется на стол рядом с подносом. Дети опытным путем подтверждают прозрачность воды.

Воспитатель: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого вам необходимо намочить кисточку и окунуть ее в краску.  Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.

Воспитатель одновременно с детьми проводит опыт с краской.

Воспитатель: Проверим теперь, осталась ли вода прозрачной. Что для этого нам необходимо сделать? Опускаем ложку в воду. Видно ли ее теперь? (ответы детей).

Почему, как ты думаешь? Вода стала не прозрачной. Через нее ложка не видна. А какого цвета стала твоя вода, а твоя, почему? Потому что вы добавили в нее краску определенного цвета. Вода стала такого же цвета, как и краска.

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Давайте проверим ваши предположения. На столе у меня приготовлен поднос, на котором стоят стаканчики с чистой водой. Возьмите стаканчик и сделайте один глоток воды. Есть вкус у воды? (дети пробуют воду и высказывают свое мнение). Ребята, а вот на другом подносе у меня стоят такие же стаканчики с водой, но в одни я добавила сахар, в другие - соль, в третьи - лимонный сок. Но не помню, что в какой стакан я добавляла. Возьмите с подноса стаканчики и сделайте по одному глотку. Что можете сказать про свою воду? Что изменилось? У воды появился вкус. У тебя какая вода на вкус? А почему сладкая, что в нее добавлено? А у тебя, почему соленая? А почему твоя вода кислая? У кого вода сладкая поставьте стаканы на поднос слева, соленую - в центр, кислую - справа. А если бы я добавила в воду апельсиновый сок, какая на вкус была бы вода, а малиновое варенье? Делаем вывод: у воды своего вкуса нет.

Воспитатель: Как вы думаете, а запах у воды есть? (ответы детей) Чтобы определить запах, необходимо понюхать. Но внимание! Подносить стакан близко к носу нельзя! Иногда вместо воды в емкостях может быть налита не вода, а кислота. И если поднести стакан с кислотой близко к носу, можно обжечь слизистую носа. Определять запах необходимо таким образом (воспитатель показывает). Возьмите с подноса стаканчики с водой. Определите, есть ли у воды запах так, как я вам показала (дети выполняют). А теперь закройте глаза (воспитатель капает каждому в стакан мятные капли). Открывайте глаза и еще раз попробуйте определить, появился ли запах у воды. Запах появился, потому что я добавила вам в воду мятные капли. Делаем вывод: растворяясь в воде, различные вещества меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Воспитатель вывешивает алгоритм, который символизирует, что у воды нет вкуса и запаха

А что случилось с веществами, которые я добавляла в воду? (ответы детей). Сахар, соль, сок растворились в воде. А теперь попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.

Воспитатель выбирает двух детей и предлагает им выполнить это задание.

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились {шагаем на месте)

Наклонились и умылись {наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились {встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс {круги двумя руками вперед)

Одной, другой - это кроль {круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин {прыжки на месте)

Вышли на берег крутой {шагаем на месте)

И отправились домой.

Воспитатель: Посмотрите, в этом стакане мы пробовали растворить муку. Что мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Масло также не растворилось в воде, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Воспитатель вывешивает алгоритм, который символизирует, что в воде не все вещества растворяются

Воспитатель: Ребята, как важно, чтобы у человека всегда была в запасе чистая вода. Все вы, наверное, смотрите новости и помните, какое страшное землетрясение произошло в Японии. Большая волна - цунами - нахлынула на берег и снесла все на своем пути, оставив людей без жилья и без чистой воды. В воде оказался разный мусор: земля, песок, щепки, масло от машин и механизмов (делает из чистой воды грязную, добавляя в нее землю, песок, масло). Бывают в жизни разные ситуации, когда необходимо очистить воду от примесей и грязи. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого нам необходимо взять емкость для воды, бумажный фильтр, вату (демонстрирует, как сделать очистительное устройство — фильтр). А теперь я через фильтр пропускаю грязную воду. Что вы наблюдаете? (ответы детей). Какой стала вода в емкости? Фильтр задержал все посторонние предметы, вода стала чище. Для лучшей очистки воду необходимо пропустить через наш фильтр несколько раз. А сейчас вы пройдете к маленьким столам и проделаете такой же опыт самостоятельно.

Воспитатель контролирует правильность выполнения опыта.

Воспитатель: Ребята, воду мы очистили. Как вы думаете, для чего можно эту воду использовать? (для стирки белья, мытья рук и посуды, но пить эту воду нельзя, пить можно только кипяченую воду). А сейчас давайте подойдем к доске и еще раз вспомнить, о каких свойствах воды мы сегодня с вами говорили.

Воспитатель вместе с детьми последовательно воспроизводит с помощью алгоритмов свойства воды.

Воспитатель: А за то, что вы сегодня так сегодня хорошо потрудились, я хочу вам показать фокусы с водой.

  1. В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку, не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
  2. В стакане с водой плавает небольшой предмет. Как его можно достать, не замочив руки? Опускать в стакан с водой мелкие камешки до тех пор, пока вода не польется через край, и предмет сам упадет на стол. Тогда его просто можно взять со стола.

Воспитатель: А на память о нашей сегодняшней встрече я хочу вам подарить книжечки о свойствах воды.