конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Осипова Людмила Лазаревна

 Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать формировать обобщенные представления о родном крае. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по этнопедагогике44.67 КБ

Предварительный просмотр:

        МБДОУ «Детский сад № 16 комбинированного вида» г. Канаш

План - конспект познавательного  занятия

в подготовительной к школе группе

«Путешествие  в прошлое»

Подготовила: Осипова Л.Л

Цель:

Образовательная: Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать формировать обобщенные представления о родном крае. Закрепить знания детей об известных людях, прославивших Чувашскую Республику ( И. Я. Яковлев, М. Сеспель,  К.Иванов) Формировать любовь к родному краю, уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Развивающие:Развивать интерес к родному языку, народным традициям, навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы полными ответами, продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие)

Воспитательные:Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.Приобщать детей к истокам народной культуре.

Коррекционные:Активизация и пополнение словаря, умение рассказывать об истории и культуре своего народа

Материалы и атрибуты: компьютер, проектор, экран,  презентация «История чувашского народа», чувашский национальный костюм, аудиозапись,  мешочки - обереги

Методы и приемы:художественное слово (пословицы, легенда, использование ИКТ, разыгрывание  музыкальное сопровождение – чувашская мелодия,  рассматривание слайдов, чувашская народная игра, путешествие.

Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях, знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д., чтение произведений И. Я. Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре, разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации, знакомство с творчеством К. Иванова,рассматривание иллюстраций, развивающие игры, чтение художественной литературы, просмотр фильмов, фотографий, заучивание стихов, пословиц, поговорок (домашнее задание)

Словарная работа: закрепление в речи детей слова тухъя, кепе, пизихи, алшари слова, характеризующие нравственные качества (трудолюбивый, добрый, красивый, дружный) ;

Ход занятия:

Воспитатель: ( Организационный момент)  Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток. Передадим тепло и  любовь друг другу. (Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руку опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются и разводятся в стороны, дети берутся за руки – цветок расцвел.Мимика: глаза полузакрыты, улыбка; мышцы лица расслаблены). Подул ветерок и развеял тепло и любовь по всему свету. А теперь подарим тепло и любовь нашим  гостям (дети дуют на ладошки)

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в путешествие на машине времени. Устраивайтесь поудобнее, мы отправимся в прошлое, на сто лет назад. Посмотрим,как жили наши бабушки и дедушки.

Звучит музыка, слайд №1(изображение быта чувашской избы)

Воспитатель: Куда мы попали, ребята, как вы думаете?

Дети:Это чувашский изба.

Воспитатель:Перед нами чувашский  изба. В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, овёс, ячмень. (Слайд №2) Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей. (Слайд№3) Занимались пчеловодством. Раньше чуваши жили в избах-пюртах, которые отапливались печкой.(Слайд№4) По-чувашски она называется камаха. Кто хочет рассказать о быте чувашей?

Ребёнок: Избу рубили из липы, сосны или ели. Возведение дома сопровождалось обрядами. Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми. По углам дома клали шерсть, крест из рябины. В переднем углу избы – медные монеты. Соблюдение этих обычаев должно было принести хозяевам счастье, уют и тепло в новом доме. Оберегать от злых духов. Дом возводили на деревянном фундаменте – столбах. Пол настилали полу брёвна. Крышу крыли соломой. Солому накладывали толстым слоем, чтобы было тепло.

Ребёнок: Раньше чувашские избы имели только одно окно. Окна затягивали бычьем пузырём. А когда появились стёкла, окна стали делать больше. В избе вдоль стен были расположены сделанные из досок скамейки-нары, которые использовались как кровати. В избе производились разные работы. Здесь ставили ткацкий станок, прялку и другие принадлежности для домашней работы. Посуду чуваши изготавливали из глины и дерева.

Ребёнок: А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто - то вперёд него ложку опустит — тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остаётся.

Воспитатель: Вот так жили наши предки.                                                              

А теперь поиграем в игру  «Нам хорошо» (Физкальтминктка)

В Чувашии мы живем,                        (руки в стороны)

Есть у каждого свой дом,                     (руки домиком)

Есть работа,             (кулачек об кулачек)

Есть друзья,                                       (хлопаем в ладоши)

Мама, папа есть и Я!                        (обнимаем себя).

Звучит чувашская мелодия, входит Илемпи.

Илемпи: Ыракун,ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи.

Воспитатель: Какое у вас необычное имя. Что оно означает?

Илемпи: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица.

Воспитатель: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи!

Илемпи: А вы, ребята, откуда? Как вы странно одеты.

Воспитатель и дети объясняют, откуда они и зачем прилетели.

Воспитатель:Илемпи, где вы купили такой красивы наряд, великолепно вышитые полотенца?

Илемпи: Разве это можно купить? Все, что вы видите, я сделала сама :вырастила лен, напряла нити, окрасила их в разные цвета, соткала полотно и украсила вышивкой.

Воспитатель: Кто тебя всему этому научил?

Илемпи: Моя мама и бабушка начали учить меня, когда я была совсем маленькой, как вы сейчас.Моя шапочка называется тухья, а белое платье – кепе. Посмотрите, сколько у меня поясочков. Называются они пизихи, а полотенце у нас называется – алшали.

Воспитатель: У тебя очень красивый костюм, а для чего так много монеток?

Илемпи:  Если в костюме много монеток, значит невеста богатая. Это обозначает достаток в доме. А ещё эти монетки при ходьбе издают красивый мелодичный звон. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают  руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают  злой силе подобраться снизу.

Холст домашний, как снежок,

Ровен, бел.

Вот на нем еще стежок

Заалел.

Рукоделье волшебство,

В нем – мечты,

И любовь, и торжество красоты.

Воспитатель: Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте,  рассмотрим с вами узоры. (Показ слайдов) Что они означаю

C:\Users\samsung\Desktop\image1.gifСолнце, гармония, согласие

C:\Users\samsung\Desktop\image2.gif

Свет, тепло, очаг, жизнь

C:\Users\samsung\Desktop\image3.gif

Братство, солидарность

C:\Users\samsung\Desktop\image4.gif

Поступь Неба и Земли

C:\Users\samsung\Desktop\image5.gif

Дерево, обращение к природе

ДобротаC:\Users\samsung\Desktop\image6.gif

C:\Users\samsung\Desktop\image7.gif

Мысли, знание

C:\Users\samsung\Desktop\image8.gif

Благотоворительность, помощь — НИМЕ

C:\Users\samsung\Desktop\image9.gif

Трудолюбие, жизнестойкость

C:\Users\samsung\Desktop\image10.gif

                Взаимопонимание

C:\Users\samsung\Desktop\image11.gif

Человечность, разум, сила, здоровье, душевная красота

C:\Users\samsung\Desktop\image12.gif

       Дерево рода, жизни, мудрости                                                  

C:\Users\samsung\Desktop\image13.gif

                          Верность, единство, любовь

C:\Users\samsung\Desktop\image14.gif

        Жизненный путь, дорога

Илемпи: Ребята, хотите я вас научу старинной чувашской игре?«Хевел» (Солнышко)  Существовала такая легенда  о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар. За долгую зиму на солнце постоянно нападали злые духи, посланные старухой Вупар. Они хотели стащить с неба солнце, и поэтому оно все реже и реже появлялось на небе. Тогда чувашские батыры решили спасти солнце из плена. Собралась дюжина молодцев и, получив благословение старцев, отправились на восток вызволять солнце. 7 дней и ночей сражались богатыри со слугами Вупар и, наконец, одолели их. Злая старуха Вупар со сворой своих помощников убежала в подземелье, спряталась во владениях черногоШуйттана.

Подняли батыры солнце, осторожно положили на вышитыйсурбан. Поднялись на высокое дерево, бережно установили еще слабое солнце на небесную твердь. Подбежала к солнцу его мать, подняла на руки, накормила молоком. Воспрянуло солнце светлое, воссияло, вернулись к нему с материнским молоком прежние силы и здоровье. И покатилось оно по хрустальному небосводу, пританцовывая от радости.

И все чуваши празднуют этот праздник каждый год,

Илемпи:Ребята,нам с вами нужно выбрать  водящего-«Солнышко»

С помощью считалки.

Ребенок:Пирен печек пахчара

Саркайакчеппи

Перре, икке, виссе

Чан та сан пекки

( выбирают с помощью считалки водящего-«солнышка», а остальные дети стоят в кругу) .

В центре круга располагается солнышко, а остальные берутся за руки и водят хоровод.

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима – теплее

А весна милее

Затем дети подходят к солнцу.

Илемпи: «Горячо» - догоняет детей.

Илемпи:  Мне пора с вами прощаться, а на память я вам подарю мешочки- обереги.Они принесут вам удачу, здоровье. До свидания  ребята.

Воспитатель: Чувашский фольклор многообразен и разнообразен. Это народные песни, пословицы, загадки, потешки, прибаутки.

А вы знаете пословицы и поговорки чувашского народа.

1. Без труда не построишь дом

2. На земле нет такого дела, которое не мог бы совершить человек.

3. Дорога будет пройдена, когда ноги шагают.

4. Кто не боится работы, станет мастером.

5. Сделанноенаспех не бывает прочным.

6.Всякому мила своя сторона

7.Труд человека прославляет.

Воспитатель: Да, давным-давно у чувашского народа не было письменности: люди не могли ни писать на своем родном языке, ни читать. А русского языка они не знали. Просветитель Иван Яковлевич Яковлев написал первый чувашский  букварь, открыл чувашскую школу.Он  учил только добру и послушанию. Он хотел, чтобы в мире не  было зла и все народы были между собой  равны. Он так мечтал, чтобы  у каждого народа, конечно и чувашского была своя письменность,  свои поэты,   писатели, композиторы. Ведь чувашский народ  так богат талантливыми людьми.Он прославлял чувашскую культуру, он гордился за чувашский народ.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете чувашский язык?

ИГРА   «ВЫПОЛНИ  ЗАДАНИЕ»

Чупар, юрлар, сикер, весер, ташлар, ишер,  ала супар

Воспитатель:Многих известных людей взрастила и воспитала наша чувашская земля- Яковлев-просветитель, педагог, писатель, создатель чувашского алфавита, первого чувашского букваря, книг для чтения.

Михаил Сеспель — чувашский поэт. Он своими стихами прославился на всю Россию.

Константин  Иванов — основоположник Чувашской поэзии. Написал поэму «Нарспи». Вот послушайте отрывок этого произведения.

Слушание произведения «Нарспи»

Хвали тебе Чувашия, мой дом

И имя и язык твой – сердцу свято

Дубравами и хмелем, и трудом

И песнями и вышивкой богата

Жива в узорах древних нити сила

Связавшая народы в их судьбе

Ты будишь жить во мне

Моя Россия. Пока живет Чувашия в тебе.

Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка.

Воспитатель: Вот такие подарки, мы с ребятами привезли из прошлого, и хотим подарить вам.

Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие.  Что нового мы с вами узнали?(Ответы детей:Чуваши трудолюбивый народ с интересной историей..)

Ребята мы живём с вами в удивительном месте. Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое"

Сценарий праздника для детей подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое". В ходе праздника дети возвращаются в прошлое, где встречаются с героями предыдущих праздников: Осенью, Бабой Ягой ...

Досуг для подготовительной к школе группы: «Путешествие в прошлое книги»

Досуг для подготовительной к школе группы: «Путешествие в прошлое книги"Цели и задачи:-  Дать детям представление о том, какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы знаем её ...

Сценарий НОД С использованием метод ТРИЗ-ТР в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое телефона"

Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к творческой деятельности на основе использования методов ТРИЗ....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе « Путешествие в прошлое куклы.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 14 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА»   Непосредственно образовательная деятельностьв подготовительной к шко...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе: «Путешествие в прошлое книги» с использованием ИКТ...