Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие Капельки".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
НОД направлена на формирование представлений детей о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_issledovatelskoy_deyatelnosti_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие капельки».
Цель: формирование представлений детей о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с процессом «круговорот воды» в природе;
- познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ», их отличиями друг от друга, объяснить, что одно и то же вещество может быть в трех разных состояниях.
- закрепить знания детей о физических свойствах воды, ее значении в природе;
Развивающие:
- развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
Воспитывающие
- воспитывать наблюдательность, внимание.
Оборудование: стаканы с водой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка; иллюстрации с изображением воды в разных состояниях.
Организационный момент:
- Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И нам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки. Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте:
Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь.
И про животик не забудь.
(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями).
Предлагаю детям занять свои рабочие места.
Ход занятия:
В.: Сегодня мы с вами будем проводить исследования – опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
В: Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы.
Итак, вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо на земле не обходится без воды. - Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи? Ответы детей. – Без пищи мы можем прожить 49 дней. - А сколько мы можем прожить без воды? Ответы детей. – Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
- Где используется вода? Ответы детей.
- Воды на земле много -2/3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается ¾, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т.к. вся вода соленая, а пресной (не соленой), которую мы можем использовать – всего 2%. (рассматриваем глобус).
- Какой вывод мы можем сделать? (воду надо беречь).
- Вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
- Как вы думаете, в каких? Ответы детей.
- В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды. (показываю схемы)
- Тема нашего занятия: «Путешествие капельки и ее волшебные превращения». Мы узнаем о круговороте воды в природе, о физических свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.
- Сейчас я расскажу вам сказку о путешествии капельки. (с показом на фланелеграфе).
«Жила – была Капелька. Как то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…- В каком состоянии находится капелька сейчас? Ответы детей.
- Сейчас мы с вами определим какими свойствами обладает вода в жидком состоянии.
Опыт №1 «Определение цвета воды»
Предлагаю рассмотреть и сравнить стакан с молоком и стакан с водой.
Дети делают вывод, что вода бесцветная.
Опыт №2 «Определение вкуса воды»
Предлагаю попробовать и сравнить молоко и воду.
Вывод – вода не имеет вкуса.
Опыт №3 «Определение прозрачности воды»
Предлагаю опустить в стаканы с водой и молоко по одной горошине фасоли и посмотреть в каком стакане видно фасоль, а в каком ее не заметно. Вывод – вода прозрачная.
Опыт №4 «Определение запаха воды»
- Какой запах имеют цветы? Духи? ( приятный, цветочный). Предлагаю понюхать и сравнить запахи духов и воды. Вывод – вода не имеет запаха.
Опыт №5 «Определение формы воды»
- Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что изменится? (вода принимает ту форму, в которую ее переливают).
- А вы налейте в розетку капельку воды. Что вы заметили? (вода растекается). Так имеет ли вода определенную форму? (нет)
- А мы совсем забыли про Капельку. Что же произошло дальше.
«… После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла – и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьица и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…»
- Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега? (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах и т.д.). Все это можно делать только зимой. Почему? (Потому что зимой есть снег и лед).
- А в каком состоянии капелька находится сейчас? (в твердом). Правильно.
Сейчас мы определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Вода превращается в лед при температуре 0%С. Где в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, озеро).
Опыт№6 «Определение цвета снега и льда»
- Какого цвета снег? (белый). Какого цвета лед? (прозрачный).
Опыт №7 «Определение прозрачности снега и льда»
- Положите под кусок льда и комочек снега цветную картинку, Сравните, где видно картинку, а где нет (под снегом не видно). Вывод – лед – прозрачный, а снег – не прозрачный.
Опыт №8 «Определение формы снега и льда»
- Имеет ли форму лед? (имеет, ту в каком сосуде или форме замерзает)
- А снег? Посмотрите, я придаю ему разную форму (снег рыхлый, сыпучий).
Физкультминутка
- Сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее частички – молекулы, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным куском льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее частички берутся за руки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и походим по группе змейкой, как будто ручеек бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частицы отдельно друг от друга разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Опыт №9 «Воздействие температуры»
- Посмотрите на снег и лед, которые были в ваших тарелках. Что с ними случилось, пока мы играли? (они растаяли). Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.
Вывод – снег и лед образуются из воды под воздействием низкой температуры, т.е мороза и превращаются в воду под воздействием тепла.
- Что же происходит с капелькой?
«…Становилось все теплее, и вскоре замороженная лужа растаяла, и капелька снова смогла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнце припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако…»
- В каком состоянии капелька находится сейчас? (в газообразном)
- Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние мы понаблюдаем на опыте.
Опыт №10 «Переход воды в газообразное состояние»
- Я наберу воду в ложку и подержу ее над горящей свечой. Вода нагревается и закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случае он невидим.
- «…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернуться на землю…»
- Ребята, как вы думаете, капелька сможет вернуться на землю? Ответы детей. Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой.
Опыт №11 «Образование облаков»
В трехлитровую банку наливаю горячую воду. Закрываю крышкой, на крышку кладу кубики льда. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться, Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Так происходит круговорот воды в природе. (показываю схему).
Итог.
В: Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии . Ответы детей.
- Где вода встречается в твердом, газообразном состоянии? Ответы детей.
Чтение стихотворения «ВЫ, слыхали о воде?» с показом иллюстраций.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
В: - Ребята, понравилось ли вам быть учеными – исследователями? Что интересного вы узнали сегодня на занятии? О чем вы сегодня расскажите своим родителям? Ответы детей. Спасибо, мне очень понравилось сегодня с вами работать.
САМОАНАЛИЗ
Уважаемые коллеги, вашему вниманию было представлено занятие по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.
Цель: формирование представлений детей о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе.
Задачи:
- закрепить знания детей о физических свойствах воды, ее значении в природе;
- познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ», их отличиями друг от друга, объяснить, что одно и то же вещество может быть в трех разных состояниях.
- познакомить с процессом «круговорот воды» в природе;
- развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
- воспитывать наблюдательность, внимание.
При выборе темы занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные и гендерные особенности детей, а так же уровни их развития.
Непосредственно-образовательная деятельность была проведена в форме подгруппового занятия, с элементами экспериментальной деятельности. В рамках направления развития воспитанников занятие является познавательным. В ходе работы происходит интеграция таких образовательных областей, как коммуникации — происходит развитие устной речи и активизация словарного запаса по теме (беседы), познания — развитие познавательно-исследовательской деятельности при применении ранее полученных знаний (экспериментирование), чтения художественной литературы — при приобщении к словесному искусству (загадкам, стихам), физической культуры — проведение физкультминуток.
На протяжении всего занятия происходит постоянная смена видов деятельности (игры, эксперименты, беседы), и в достаточной мере прослеживается наглядность (опыты, схемы, таблицы).
Организационный момент позволил вызвать интерес у детей, плавно перейти непосредственно к занятию и создать нужный благоприятный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.
В результате этой мотивации ребята на занятии проявляли интерес, активно участвовали в проведении эксперимента, делали самостоятельные выводы, а так же принимали активное участие в беседах.
Дети остались очень довольными, что узнали много нового и интересного про знакомую им воду.
По – моему мнению структура мероприятия соответствует цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал, излагаемый детям, был им доступен, достоверен. Содержание занятия позволило детям реализовать себя в активной деятельности, методы и приёмы обучения были выбраны правильно. Они соответствовали содержанию учебного материала, поставленной цели и задачам.
Занятие способствует всестороннему развитию, прочному закреплению полученных детьми ранее знаний и в то же время не приводит к утомлению, так как предусмотрена четкая регламентация деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями детей (правильное чередование различных видов деятельности и своевременное переключение с одной работы на другую, полноценный отдых, проведение физкультминутки, создание гигиенических условий во время занятия).
Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач. В заключение, хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие капельки»
На занятии детям дается представление о круговороте воды в природе, о трех состояниях воды (твердом, жидком, газообразном); закрепляются знания детей о способах очистки воды....
Конспект занятия. Тема: «История водяной капельки» с детьми подготовительной группы.
Тема:«История водяной капельки»с детьми подготовительной группы( область: экологическое познание окружающей среды, исследовательская деятельность детей.)( с использованием технических сред...
Конспект РОД в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»
дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Сформировать представление о том, как жидкое вещество переходит в пар и наоборот. Закрепить знания о значении дождя и воды в жизни людей, ж...
Конспект речевого досуга для детей подготовительной группы «Капельки» «Путешествие в заколдованный лес»
Конспект речевого досуга для детей подготовительной группы «Капельки» «Путешествие в заколдованный лес»...
Конспект занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию «Путешествие капельки»
Конспект занятия в подготовительной группе по экологическому воспитанию «Путешествие капельки»Программные задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие сост...
Конспект занятий по обучению грамоте в подготовительной группе "Капельки"
закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоте...
Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Капельки» интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Цели:1. Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счетом в пределах 202. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку;3. Зак...