Уши,носик и глаза помогают нам всегда
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

           Знакомство детей с органами слуха,зрения и обоняния.Знакомство со строением этих органов и значением их в жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_zapakhov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Дать знания об органах обоняния, слуха и зрения:

  • Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;
  • Формировать логическое мышление, эстетический вкус;

Материалы к занятию: колокольчик, бумажная трубочка, бумага, свисток, маракасы, бутылка с водой, ваниль, апельсины, огyрец, плакаты с цветными и черно-белыми фото, плакат с изображением глаза, бумажная бабочка.

Предварительная работа:

- чтение стихотворения С.Я.Маршака «Чем пахнут ремесла?»


Дети входят в класс.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся.

Дети: (произносят приветствия).

Воспитатель: Я тоже очень рада видеть Вас и гостей. Сегодня мы ребята отправимся в путешествие и посетим «Мир красок»>, «Мир звуков» и «Мир запахов». Вы согласны?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Так отправляемся с Вами в «Мир запахов». Как Вы думаете, кто будет нашим проводником в этом путешествии? Наши ручки? Наши ножки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, ребята! Нашим проводником – помощником будет нос. Весь окружающий нас мир наполнен разными запахами. В «Мире запахов» есть много городов и у каждого города есть свое название. Естъ город «Нежный запах», как вы думаете, почему его так назвали?

Дети: ответы детей (Например: в этом городе живет запах цветов).

Воспитатель: Есть город «Сладких запахов».

Дети: ответы детей.

Воспитатель: В этом мире даже есть город «Резких запахов».

Дети: ответы детей.

Воспитатель: И город «Добрых и уютных запахов».

Дети: ответы детей (Например: запахи родного дома).

Воспитатель: У каждого дела

Запах особый...

Дети: читают отрывок от стихотворения С.Я.Маршака «Чем пахнут ремеслa».

Воспитатель: Ребята, все, что нас окружает, имеет свой запах. А какие вы знаете запахи?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А Вы можете описать словами эти запахи?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Значит, наш нос умеет распознавать разные запахи. Приятные и даже опасные. А чтобы наш носик нас никогда не подводил, давайте сделаем дыхательную гимнастику.

Дети: выполняют гимнастику:

- закрыть одну ноздрю пальцем, дышать через другую. Поменять местами (4-5 раз);

- попеременно нажимая указательными пальцами, то на одну ноздрю, то на другую, произнося звук «м».

Воспитатель: А теперь, когда мы поупражняли свой носик, поиграем в игру «Узнай запах».

Дети играют.


Воспитатель: Молодцы, Вы ловко справились с заданиями. Ответьте-ка мне еще на один вопрос, а еще для чего нам нужен нос?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Нос, ребята, это часть дыхательного пути и орган обоняния. Он состоит из костей и хрящевой основы. Костяную основу вы можете сами определить, потрогав ее пальчиками. А перегородка носа и наши ноздри это хрящи. В каждой половине носа существуют по 3 носовых хода. Каждый носовой ход отделяется от другого носовыми раковинами. Верхняя часть, она самая далекая и мы ее не можем видеть - обонятельная. Именно благодаря ей мы чувствуем запахи. Вот почему, когда мы заболеваем насморком и воспаляется именно верхняя часть носового хода, мы и перестаем чувствовать запахи. И часто слышим: «У меня нос заложило, я ничего не чувствую». А две нижние части носового хода представляют дыхательную частъ. Через нее мы дышим, воздух проходит через нос, согревается и очищается и попадает в легкие уже чистым и теплым.

Неожиданно звонит колокольчик

Дети:

Воспитатель: А как Вы ребята об этом узнали? Вы почувствовали его носом?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Так вот в чем дело! Мы с Вами, отправившись из «Мира запахов», попали в «Мир звуков». И кто будет в этом путешествии нашим помощником - проводником?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно. Уши помогают нам слышать разные звуки. А что такое звук? Да, это трудный вопрос. Хотите узнать? Я постараюсь Вам объяснить. Давайте проведем с Вами опыт. Возьмите со стола бумажную трубочку и подуйте в нее. Что Вы чувствуете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Бумажная трубочка дрожит, палъцам стало щекотно. Это звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет наши пальцы. Почувствовали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте, ребята, прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесем волшебное слово «Абра-кадабра». Внутри горла. Что-то дрожит? Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как наш голос может меняться. Мы сами можем сделать его громким (Эй!)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: сделать его глухим

Дети: ответы детей.        Обыгрываем сказку «Три медведя»

Воспитатель: а так же звонким

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Угадай по звуку». Закрываем все глаза и приготовим свои ушки.

Дети играют, сидя за столами.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы правильно угадали все звуки. Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Ведь даже времена года имеют свои звуки. Ребята, какие звуки нам дарит весна?

Дети: ответы детей (Например: капель, громкое щебетание птиц, журчание ручейков).

Воспитатель: А какие звуки дарит нам лето?

Дети: ответы детей (Например: жужжание шмеля, писк комара, шум летнего дождя, гром, кваканье лягyшек в пруду).

Воспитатель: Молодцы ребята! А у осени какие звуки?

Дети: ответы детей (Например: листопад, курлыканье улетающих на юг птиц).

Воспитатель: А что Вы можете мне сказать о зимних звуках?

Дети: ответы детей (Например: метель, вьюга, скрип снега)

Воспитатель: Какие Вы у меня внимательные! Ребята, звуки приносят нам много радости. Услышав веселую мелодию, нам хочется петь и танцевать, а грустная мелодия может заставить нас тоже погрустить вместе с ней. Слышать звуки нам помогают наши ушки. Ухо - это слуховой аппарат, он делится на три отдела: 1) наружное ухо; 2) барабанная полость; 3) лабиринт. Наружное ухо имеет вид воронки, из него ведет слуховой проход в барабанную полость. Если, ребята, наружное ухо ловит звуки, то в барабанной полости эти звуки встречаются со слуховыми косточками, приводят их в движение, а они уже посылают звуковые волны в лабиринт к слуховому нерву. И так мы слышим. А вы знаете, ребята, что во всем мире нет двух пар одинаковых ушей. И какие бы они у нас не были большие или м€шенькие, лопоухие или прижатые, они нам служат только для того, чтобы мы слышали.

А теперь давайте, ребята, немного разомнемся!

Физминутка

Воспитатель: «Сказка про краски»

Если б все на свете было

Одинакового цвета (вращательные движения головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (наклоны головы вперед - назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным (руки на поясе, наклоны влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным (прыжки на месте).

Два Егорки

Живут возле горки.

Живут дружно,

А друг на друга не глядят?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Значит, незаметно для себя мы попали в «Мир красок» и главные проводники в этом мире ...?

Дети: ответы детей

Воспитатель: С помощью глаз человек видит предметы, которые нас окружают, всю красоту природы со всеми ее волшебными красками, конечно же, лица дорогих нам людей: мам, пап, бабушек, дедушек, друзей...

А теперь представьте, ребята, если бы какой-нибудь злой волшебник разделил бы всю нашу планету пополам. На одной половине все были бы бесцветными: и веселые цыплята, и трава, и солнце, и радуга, и цветы (Воспитатель вывешивает бесцветные картинки). А на другой стороне солнце продолжало бы нас радовать веселыми лучами, деревья шелестеть зелеными листочками, клумбы цветов удивлять разнообразием красок. (Воспитатель вывешивает цветные картинки). Где бы Вы захотели жить?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно, ребята! Яркие цвета помогают нам с радостью воспринимать окружающий мир. Но бывает еще мир, в котором все выглядит вот так (Воспитатель вывешивает картину с изображением черного квадрата). В этом мире живут люди, которые не видят - слепые. И поэтому надо следить за здоровьем наших глаз. И я предлагаю придумать правила, которые помогут нам оберегать наши глазки. Как Вы думаете, какие это должны быть правила?

Дети: ответы детей

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены предметы, опасные для глаз

Воспитатель: А теперь давайте сделаем гимнастику для глаз и поиграем с «пчелкой».

Игра-гимнастика для глаз «Пчелка».

Дети играют.

Воспитатель: Молодцы! А хотите узнать тайны наших глаз?

Дети: ответы детей.

Воспитатель показывает плакат с изображением глаза.

Воспитатель: Глаз, ребята, это орган зрения. Глаз у человека состоит из глазного яблока и защитных органов. Этот кружок называется радужная оболочка. У одних она коричневая, у других - зеленая, у третьих - голубая. А черная точка посередине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы можем видеть то, на что смотрим. А защитные органы глаз - это веки и брови. Они защищают глаз от внешних раздражителей. Брови оберегают глаза от соленого пота, который, стекая со лба, остается на бровях. Веки омывают и очищают наши глаза. Но, стоит в непосредственной близости от глаза оказаться какой-нибудь опасности, веки захлопнутся раньше, чем вы об этом подумаете.

Неожиданно для детей взмахнуть ленточкой перед глазами.

Что случилось с Вашими глазами?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Несмотря на то, что у глаз есть свои защитники, надо быть с ними очень бережными. Это единственный орган, который защищен тоненькой пленочкой кожи - веком.

На этом наше путешествие заканчивается. Я надеюсь, оно Вам понравилось и Вы сегодня узнали много нового о таких частях тела как: нос, глаза и уши!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уши, носик и глаза помогают нам всегда

Занятие об органах слуха. зрения. обоняния. Познание своего организма путем исследований....

Тематический досуг " Ушки, носик и глаза помогают нам всегда!"

Мне кажется, желание общаться по вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, закрепление представлений о назначении органов для детей лучше проводить в игровой форме....

"Ушки, носик и глаза помогают нам всегда"

занятие по валеологии в старшей группе...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда».

Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия в младшей группе на тему: «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда». Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы....

Конспект занятия по формированию ЗОЖ в младшей группе «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда»

Конспект занятия по формированию ЗОЖ в младшей группе   «Уши, носик, ротик и глаза помогают нам всегда»...