перспективное планирование по социальному миру во второй младшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) по теме

Михеева Олеся Владимировна

Планирование составлено по программе "Детство" . Здесь вы найдете темы, цели, методы, приемы , а также работу с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема, литература

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1.В гостях у матрёшки»

Петерина

Стр. 18

Воспитывать у детей привычку приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании,произносить приветствие отчётливо и бодро.

Матрешка, сюжетные картинки, листы бумаги, карандаши.

 беседа,чтение стихотворения о матрешек, рассматривание сюжетных картинок., самостоятельное рисование.

Беседы «Правила поведения», « Что означает простое ЗДРАВСТВУЙТЕ», «Избавляюсь от вредных  привычек». «Поздоровайся правильно», «Встреча друзей», «Рисуем матрешку»

Оформление книжки-малышки «Правила поведения для воспитанных детей»

2. «Шляпки - ножки»

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающ. миром»

Стр. 23

 Дать  представления  о  значении солнечного   света   для   грибов, дождевой   воды,   познакомить   с некоторыми     грибами     (белые, лисички),  способствовать сближению детей друг с другом; воспитывать позитивное отношение к природе.

Иллюстрации на тему «Грибы», картинки с изображениями эмоций, дидактическая игра «Четвертый лишний», дидактическая игра «Почему они так называются?»,

Словесные:  беседа, чтение стихотворения «Гриб».

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Игровые: дид игры

Беседы «Съедобные и несъедобные грибы», «Правила поведения в лесу», «Как растут грибы».

Ситуации «Как вести себя в лесу».

Практикумы «Собери грибы», «грибы на поляне».

Папка-передвижка     « Съедобные и несъедобные грибы»

3.сентябрь 

Рассматривание клумб.

С. Николаева

 « Экологическое воспитание младших дошкольников» 

Учиться различать и указывать два цветущих растения по цвету цветка, по высоте. Учить  действием показывать какой рост (высокое, низкое), понюхать. Воспитать бережное отношение к растениям, желание рассматривать и любоваться ими.

Картинки с изображением цветов, дид.игра «Растения»

Словесные:  беседа, художественное слово, отгадывание загадок

Наглядные: рассматривание сюжетных картинок.

Орг. момент, беседа, отгадывание загадок, д/и «Растения», физминутка, рассматривание иллюстраций, наблюдения за цветами на клумбе, итог.

Консультация «Как правильно ухаживать за цветами»

 4 «Аришин огород»

Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающ. миром»

Стр. 28

Формировать у детей навыки по уходу за огородом и овощами, обработки овощей перед едой; обогащать словарный запас детей; воспитывать в детях трудолюбие и желание помогать взрослым; развивать моторику рук.

Картинки с изображением овощей и фруктов, муляжи овощей и фруктов, дид.игра «Двойняшки», дид.игра «Салат».

Словесные: беседа,  чтение потешек, отгадывание загадок.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Игровые : дид.игры «Салат», «Двойняшки»

Беседа «Овощи и фрукты», «Как ухаживать за овощами», «Как ухаживать за фруктами».

Ситуации «Мы на огороде».

Практикум «Прополка грядки»

Конкурс рисунка «Овощи и фрукты»

1Октябрь

«Волшебные слова»

 Ю.А.Акимова Стр. 42 Шорыгина Стр. 20

Вызвать желание следовать тому, что    достойно    подражания    и объективно оценивать недостойное поведение;

Развивать внимание, воображение; Воспитывать доброжелательность, толерантное отношение к людям

дидактическая игра «Волшебные конфеты», чтение стихов о вежливости

Беседа, чтение худ литературы, рассматривание иллюстраций, обыгрывание ситуаций, анализирование, игровой метод

Беседы «Правила поведения», « Что означает простое ЗДРАВСТВУЙТЕ», «Избавляюсь от вредных  привычек».

Ситуации «Поздоровайся правильно», «Встреча друзей»; дид игра Волшебные конфеты»

Консультация «Что такое вежливость»

2.«Мы убираем игрушки»

Петерина Стр.22

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке. Развивать мышление, память.

Игрушки, сюжетные картинки, дид игра «Четвертый лишний».

Словесные : беседа, отгадывание загадок ; Наглядные: рассматривание картин;

Практические: дид. игра

Беседа «Каждой вещи свое место», рассматривание сюжетных картинок, дид. игра «Четвертый лишний», обыгрывание ситуаций, итог.

Консультация « Как научить ребенка убирать игрушки»

3.октябрь

 Рассматривание осеннего дерева.

 Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», с. 29 

Уточнить представление об основных частях дерева -ствол, ветки, листья, корни. Упражнять в различении листьев по цвету, величине. Формирование представления о том, что дерево живое. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать эстетическое восприятие.

  Картины с изображением деревьев; дид.игра «Листья», «Цвета»;

Словесные: беседа, рассматривание иллюстраций;

 Игровые: дид игра;

 Наглядные: рассматривание картин об осени

Орг момент, рассматривание осеннего дерева, физ минутка, дид игра, итог

Изготовление дид игры «С какого дерева листок»

4

Средства передвижения. Рассматривание картины «Едем в автобусе».

Воронкевич О. А.

Уточнить представления детей о некоторых средствах - легковых, грузовых автомобилях, автобусах. Активизировать в речи слова - кабина, руль, колеса, шофер, салон. Помочь детям усвоить содержание картинки.

. Машина, альбом «Транспорт», дид.игра «Легковые и грузовые автомобили»

Словесные : рассказ, беседа. Наглядные: рассматривание альбома , картины «Едем в автобусе»;Игровые: дид игра «легковой и грузовой транспорт»

Орг момент, беседа о транспорте, физ минутка, рассматривание альбома, картины, беседа по картине, дид игра, итог.

Конкурс рисунка «Транспорт»

Ноябрь

1.  

 

«Наши

хорошие

поступки»

Петерина

Стр32

Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким;

Способы замечать красивые поступки окружающих, усвоение правил культурного общения со сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками, помочь товарищу принести игрушки.

Иллюстрации с различными поступками детей, игрушки-звери, д /и «Угадай-ка"»

Словесные: беседа, рассказ, Практические: обыгрывание, рассматривание иллюстраций. Игровые: дид игры

Беседы «Правила поведения», «Избавляюсь от вредных  привычек».

Ситуации «Поздоровайся правильно», «Встреча друзей»; дид игра Волшебные конфеты», дид игра «Угадай-ка», итог.

Конкурс стихов на тему «Хорошие поступки»            

2.      

«Как животные готовятся к зиме».

 И. Н. Наленко, Н. Г. Родкино «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром

Дать представление о том, как дикие животные в лесу готовятся к зиме, рассказать о жилищах диких животных. Активизировать и обогащать словарь путем подбора описательных прилагательных.

Воспитывать любовь к животным

Сюжетные картины на тему «Звери зимой», дид.игра «Дикие животные», аудиозапись

Словесные: беседа, прослушивание аудиозаписи. Наглядные: рассматривание.

Орг. момент, рассматривание картин,  физ минутка, прослушивание аудио записи, дид игра, самостоятельная деятельность, итог

 Конкурс рисунка «Животные»

3. ноябрь       «Кукла Таня

простудилась»

Петерина

Стр33

Формировать навык пользования носовым платком; Приучить детей при чихании и кашле прикрывать рот платком; Приучить   детей   отворачиваться, если кто-то рядом чихнул

Сюжетные картинки, кукла.

Беседа, отгадывание загадок, рассматривание сюжетных картинок.

Сюрпризный момент, беседа о витаминах, отгадывание загадок,  физ минутка, беседа о том как пользоваться платком, итог.

Консультация «Профилактика простудных заболеваний»

4. «Знакомство с коровой и теленком»

Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за ним определения. Учить детей исполнительным и игровым действиям. Воспитывать желание заботиться о домашних животных

Картинки с изображением коровы, теленка; дид.игра «Маленькие и большие», «Домашние животные»

Рассказ, беседа, рассматривание, игра

Орг момент, рассматривание картины, отгадывание загадок, физ минутка, дид игры, итог

Изготовление дид иры «Найди пару» «»

Декабрь

1.

«Здравствуйте! До свидания!»

Шорыгина Стр. 11

Знакомить   детей    с    простыми правилами этикета. Воспитывать в детях вежливость, доброту, уважение к взрослым. Развивать речь, память, внимание

Сюжетные картинки, игра «Волшебные конфеты», сборник стихов на данную тематику, книга «Правила поведения для воспитанных детей.

Чтение стихов, рассматривание картин, беседа, дид игра.

Орг момент, беседа «Что означает простое здравствуйте?», рассматривание сюжетных картинок, физ минутка, чтение стихов, итог.

Книжка – малышка «Этикет»

2.

 «Белый снег пушистый»

Ю.А.Акимова стр64

Дать детям  элементарные представления  об  изменениях  в природе   зимой,    о   подготовке растений   и животных к этому времени года;

Развивать у детей   интерес к наблюдениям      за явлениями природы;

Воспитать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой

Картины «Зимние забавы», «Зимний пейзаж», «Снег идет», д/и «Времена года», листы, краски.

Рассматривание картин, дид игры, беседа, рассказ, чтение стихов.

Сюрпризный момент, Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы», «Снег идет», физ минутка, дид игра «Времена года», самостоятельная деятельность, итог.

Конкурс поделок из бросового материала

3.декабрь

 «С добрым утром!»

Шорыгина Стр. 12

Познакомить ребят с вежливыми словами;

Воспитывать  вежливость  и доброту. Знакомить   детей    с    простыми правилами этикета. Развивать речь, память, внимание.

Сюжетные картинки, игра «Волшебные конфеты», сборник стихов на данную тематику, книга «Правила поведения для воспитанных детей.

Беседа, чтение стихов, рассматривание сюжетных картин, дид игры.

Орг момент , беседа «Вежливые слова», дид игра «Волшебные конфеты», физ минутка, чтение стихов, итог.

Оформление плаката «Добрые дела»

4.       «Новые

друзья

птицы»

Ю.А.Акимова стр70

Формировать элементарные обобщенные    представления о птицах;

Прививать    интерес    ко всему живому;

Развивать умение    сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи. Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение к ним.

Картинки с изображением птиц: воробья, вороны, голубя, дятла;  д/и «Птицы», катина с изображением кормушки.

Беседа, рассказ, дид игра, рассматривание иллюстраций, наблюдение.

Орг момент, беседа «Птицы наши друзья», рассматривание картин, физ минутка, дид игра «Птицы», итог.

Помощь в изготовлении кормушек

Январь

1.

«Сварим из овощей вкусный суп»

В.В.Гербова стр. 40

Познакомить  детей   с  процессом приготовления овощного    супа, показывать и называть действия, которые  ребёнок позднее может перенести в игровую ситуацию. Развивать воображение    детей, выяснить знают ли дети названия и назначения кухонной посуды.

Муляжи овощей, посуда, модели, д/и «Определи», д/и «Овощи и фрукты».

Беседа, работа с моделями, дид игры, рассматривание иллюстраций.

Орг момент, беседа «Овощи и фрукты», физ минутка, дид игра «Определи», «Овощи и фрукты», итог.

Беседа «Овощи и фрукты»

2.

«Заяц и волк -лесные жители».

 О. Н. Николаева, с. 43.

.  Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и волке. Учить детей различать домашних и диких животных. Воспитывать интерес к занятию. Развивать связную речь. Учить описывать животных в 2-3 предложениях.

Картинки- волк, заяц.; дид. игра «Дикие животные»

Словесные: беседа, художественное слово; Наглядные: рассматривание картинок;Игровые: дид игры

Орг момент, отгадывание загадок, рассматривание картинок, физ минутка, дид игра, итог

Оформление альбома «Дикие животные»

3январь

«Медведь и лиса -обитатели леса».

 С. Н. Николаева, с. 4

Расширить первоначальное представление детей о лесе и его обитателях: в лесу, кроме зайца и волка, обитают лиса и медведь. Медведь зимой спит под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу и охотится за зайцем. Воспитывать интерес к изучению диких животных;

Картинки- медведь, лиса.; дид. игра «Дикие животные»; «Чей домик»

Беседа, рассматривание иллюстраций, дид игры, отгадывание загадок

Орг момент, отгадывание загадок, рассматривание картинок, физ минутка, дид игра, итог

Оформление альбома «Дикие животные»

4

«Знакомство с

обобщающим

понятием

«одежда».

Н. В. Алешина,

с. 46.

Познакомить детей с обобщающим понятием одежда. Учить детей различать (называть) предметы знакомой одежды, находить различия и сходство между ними. Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать связную речь.

Картинки с изображением одежды, дид.игры «Одежда», « Четвертый лишний», кукла, одежда для куклы.

Словесные: беседа, отгадывание загадок;

Наглядные: рассматривание картинок;

Игровые: дид игры

Орг момент, отгадывание загадок, рассматривание картинок, физ минутка, дид игры, итог.

Изготовление альбома «Одежда»

Февраль

1.

 «Как я выгляжу»

Шорыгина Стр. 26

Учить детей замечать неполадки в своей      одежде, пользоваться носовым платком; Воспитывать аккуратность. Знакомить   детей с простыми правилами этикета. Развивать речь, память, внимание

Сюжетные картинки, куклы 2, мишка и заяц.

Чтение стихов, рассматривание сюжетных картинок, наблюдение

Сюрпризный момент, чтение стихов на тему этикета, физ минутка, рассматривание сюжетных картинок, итог  

Беседа «Внешний вид ребенка»

2.

«В зоопарке»

Ю.А.Акимова стр81

Формировать  обобщенные представления о животных. Познакомить детей с особенностями внешнего вида, образа жизни и поведения диких животных   жарких и холодных стран. Воспитывать у детей интерес ко всему живому.

Плакат «В зоопарке», д/и «Дикие животные», «Кто где живет», игрушки- жираф, зебра, носорог, обезьяна и др.

Беседа, рассматривание картин, дид игры, пояснение,использование худ слова

Орг момент, путешествие в зоопарк, отгадывание загадок, физ минутка, дид игра « Кто где живет», «Дикие животные», итог

Конкурс рисунка «Животные»

3.февраль

 «Ура! Гости»

Шорыгина Стр. 32

Учить детей правильно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, салфетками. Закрепить основные знания этикета. Развивать все психические процессы.

Сюжетные картинки, игра «Волшебные конфеты», сборник стихов на данную тематику, книга «Правила поведения для воспитанных детей.

Беседа, чтение стихов, заучивание поговорок, рассматривание сюжетных картинок.

Орг момент, дид игра «Волшебные конфеты», чтение стихов, физ минутка, заучивание поговорок, итог.

Оформление альбома «Этикет»

4.

 «В доме, на пригорке»

Ю.А.Акимова стр87

Продолжать  формирование обобщенные     представления о животных. Познакомить          детей с особенностями    внешнего вида, образа     жизни и  поведения некоторых домашних животных.  Развивать    умение сравнивать, анализировать, делать обобщения.

Иллюстрации к сказке «Зимовье зверей», игрушки зверей, д/и «Чья тень?»

Беседа, рассматривание картин, дид игры, подвижная игра.

Орг момент, рассматривание иллюстраций, беседа «Звери», физ минутка, дид игра «Чья тень?»

Оформление альбома «Дикие животные»

Март

1.

         «Мои

любимые

игрушки»

Шорыгина Стр. 40

Учить   детей    вежливо   просить взрослых,  чтобы       починили игрушку,  делиться  игрушками  с другими детьми. Воспитывать бережное отношение к своим ирушкам,  после  игры убирать их на своё место.

Сборник стихов А. Барто, игрушки- медведь, заяц, кукла, машина и др, сюжетные картинки.

Беседа, чтение стихов, рассматривание сюжетных картинок, обыгрывание ситуаций.

Орг момент, чтение стихов А Барто, физ минутка, рассматривание сюжетных картинок, итог.

Фотовыставка «Мои игрушки»

2.

 «Тропинка в лес» 

Ю.А.Акимова стр94

Продолжать  формировать обобщённые     представления о животных. Познакомить детей с птицами. Воспитывать в детях    чувство прекрасного.            

Аудиозапись звуков леса, картинки с изображениями птиц, зверей, д/и «Чей домик», игрушка-гном.

Беседа, прослушивание аудиозаписи, дид игры, наблюдение.

Сюрпризный момент, путешествие в лес , рассматривание иллюстраций, физ минутка, прослушивание аудиозаписи, дид игра «Чей домик», итог.

Совместное развлечение «Путешествие в лес»

3.март

 «Без друзей жить нельзя»

 Шорыгина Стр. 46

Воспитывать   в   детях доброту, учить     помогать другу, не ссориться, не завидовать. Учить принимать    помощь  и замечания друга

Сюжетные картинки, книга «Правила поведения для воспитанных детей», кукла.

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, чтение стихов, заучивание поговорок

Орг момент, беседа «Что такое дружба», рассматривание сюжетных картинок, физ минутка, чтение стихов о дружбе, заучивание поговорок о дружбе, итог.

Консультация «Учите детей дружить»

4.  

«Уж   тает снег,      бегут ручьи»

Ю.А.Акимова стр 104

Дать   детям    представления    об изменениях в природе весной. Развивать у детей   интерес к наблюдениям      за явлениями природы;

Формировать умение  сравнивать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой

Картины на тему : «Весна пришла», аудиозапись «Времена года» Чайковского, кораблик.

Беседа, рассматривание картин, прослушивание аудиозаписи, наблюдение.

Сюрпризный момент, рассматривание картин на тему «Весна пришла», физ минутка, прослушивание аудиозаписи Чайковского, итог.

Праздник «Приходи весна»

Апрель

1.  

 «Не рви цветы, не рви! Пусть     будет нарядной Земля!»

Ю.А.Акимова стр99

Познакомить детей с особенностями внешнего вида, образа     жизни и поведения насекомых. Познакомить с некоторыми видами цветов. Учить детей ухаживать за ними.

Развивать  умение     сравнивать, анализировать. Воспитывать бережное отношение к природе

Картинки с изображениями : птиц, насекомых, цветов, д

\и «Четвертый лишний», «Кто где живет».

Беседа, рассматривание картин, дид игры, прослушивание аудиозаписи, наблюдение.

Орг момент, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписи, физ минутка, дид игра «Четвертый лишний», «Кто где живет», итог.

Помощь родителей в изготовлении пособий в уголок природы.

2.   «Безопасные предметы»

Учить детей понимать чем могут быть опасны предметы быта; воспитывать интерес к занятию; развивать память, мышление, речь.

Картинки с изображением бытовой техники, Буратино, дид игра «Четвертый лишний»

Рассказ, объяснение, рассматривание картин, дид игры, отгадывание загадок.

Орг момент, отгадывание загадок, рассматривание картинок, физ минутка, дид игра «Четвертый лишний», итог.

Оформление плаката «Чем они опасны»

3.апрель

«Корова, коза,

лошадь - домашние

животные».

О. Н. Николаева,

с. 74.

Закрепить представление о знакомых домашних животных: их облике, отличительных особенностях, о том, что живут в деревне, в сараях, хозяин их любит. Развивать речь детей. Воспитывать чувство заботы о домашних животных.

Игрушки- корова, коза, лошадь; дид.игры «Домашние животные», «Маленькие и большие»

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций к произведениям, чтение стихов, дид игра

Орг момент, рассматривание картины, отгадывание загадок, физ минутка, дид игры, итог

Изготовление дид игры «Чей малыш?»

4.   «По   реке

плывёт

кораблик»

Продолжать побуждать детей поддерживать диалог со взрослыми, рассуждать, инициативно высказываться, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками

Сюжетные картинки, дид игра «Волшебные конфеты»

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, обыгрывание ситуаций, заучивание пословиц и поговорок

Орг момент, беседа о вежливых словах, физ минутка, игра «Волшебные конфеты», итог

Консультация «Вежливые дети»

Май

1.

«Спички  детям не игрушки»

Ю.А.Акимова стр99

Продолжать формировать у  детей правила пожарной безопасности, закрепить знания детей о номере 01; развивать все психические процессы.

Плакат на тему «Пожар», альбом «Пожарные машины», игрушка – машина.

Беседа, рассматривание альбома, плаката, отгадывание загадок, чтение стихов, дид игры.

Орг момент, беседа о пожаре, физ минутка, рассматривание альбома «Пожарные машины», итог.

Консультация «Правила пожарной безопасности»

2.

«Хохотальная путаница»

Продолжать     побуждать     детей поддерживать диалог с взрослыми, инициативно высказываться; Приобщать к традициям общения (приветствие,            обхождение, прощание)

Сюжетные картинки, гном, кукла.

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций к произведениям, чтение стихов, обыгрывание ситуаций.

Беседа на тему «Правила поведения», рассматривание сюжетных картинок, физ минутка, рассматривание иллюстраций к произведениям, итог.

Оформление плаката «Наши традиции»

3.май

 «Знакомство с лошадью и жеребенком».

 О. Н. Николаева, с. 70.

Учить узнавать на картине лошадь, жеребенка, отличать от козы с козленком. Знать как «говорит» лошадь. Учить находить и называть части тела животного. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, рассказывать знакомые сказки.

Игрушки- лошадь, жеребенок; дид.игра «Маленькие и большие», «Домашние животные»

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций к произведениям, чтение стихов, обыгрывание ситуаций, дид игра

Орг момент, рассматривание картины, отгадывание загадок, физ минутка, дид игры, итог

Изготовление дид игры «Чей малыш?»

Итоговое занятие

Природный мир/Социальный мир

 

вторая младшая группа