Главные вкладки

    План - конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают»подготовительная группа Образовательная область «Познание»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Ситникова Екатерина Павловна
    Расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_integrirovannoy_nod.docx376.89 КБ
    Файл prilozhenie3.pptx2.37 МБ

    Предварительный просмотр:

    Администрация Верещагинского муниципального района

    Пермского края

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский  сад №89» г. Верещагино

     

    тема: «Почему осенью листья опадают»

    Образовательная область «Познание»

    Интеграция ОО: коммуникация,

    чтение художественной литературы,  музыка.

    Ситникова Екатерина Павловна

    МБДОУ «Детский сад № 89»

     воспитатель

    1 квалификационная категория

    подготовительная группа

                                                        г. Верещагино 2013г.

    Пояснительная записка

    План - конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают»

    подготовительная группа Образовательная область «Познание»

    Направление: Познавательно-речевое

    Интеграция ОО: коммуникация,  чтение художественной литературы,  музыка.

    Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность

    Цели:

    Расширять знания детей о явлениях  живой и неживой  природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

    Задачи:

    образовательные: 

    • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях
    • Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
    • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

    развивающие:

    Развивать  внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

    воспитательные:

    Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

    Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация  презентации), практические

    Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера

    Используемые  формы организации  познавательной деятельности  детей: 

    групповая, подгрупповая и индивидуальная

    Оборудование и материал:

    Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

    Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

    Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

    Предварительная работа:

    • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
    • Сбор листьев разной формы и окраски.
    • Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».
    • Беседы об осени;
    • Чтение художественных произведений: «Листопадничек»

    И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени

    А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

    • Разучивание стихов и поговорок об осени;
    • Пение песен об осени и слушание музыки;
    • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
    • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
    • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
    • Наблюдение за деревьями на прогулке;
    • Поделки из природного материала;

    Ожидаемый результат:

     Дети с  интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают,  делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно  взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.     

    Ход образовательной деятельности

    Вводная часть:

    Дети под музыку заходят в зал: (Классическая музыка «Осень»)

    Воспитатель: Отгадайте загадку.

    Если на деревьях листья  пожелтели,

    Если в край далекий птицы улетели,

    Если небо хмурится, если дождик льется,

    Это время года …  (Дети: осенью зовется) 

    Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?

    Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    -А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

    -Сейчас какая осень? (поздняя)

     -Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)

    Воспитатель : Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

    Раздаётся звонок электронной почты (общение через скайп)

    Учёный: Здравствуйте, ребята! Я- учёный   Иван Васильевич профессор биологических наук

    - А вы знаете кто такие учёные? (Дети: это кто исследует, изучает объект и делает открытие).

    - Я занимаюсь изучением растительного и животного мира на земле, и вот решил пообщаться с детьми из детского сада.

    - А как ваш детский сад называется и в какую группу ходите? (Мы ходим в детский сад №89, в подготовительную группу «Ромашка»)

    Учёный: - Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)

    - А какие приметы осени вы знаете? ( Дети: птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья - начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)

    Учёный: -А вы молодцы ребята много знаете примет осени.

     -И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

    -Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

    - А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете.

    Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы ученого?

     Ответы детей( нужно провести  опыты и эксперименты в лаборатории)

    - А что нам понадобится для наших исследований:

    (Лупа, микроскоп, листья, салфетка, кубик) Приложение1

    -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

    Проблемный вопрос:

    - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

    - Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.

    Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

    Рассмотрим  сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

    Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

    Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

    Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

    Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

    Проблемный вопрос:

    «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

    Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

    1. Опыт «Почему лист зеленый?»

    - Что нам понадобиться для этого эксперимента Приложение2

    -Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

    - Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

    Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.

    2. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

    Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

    Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

    Эксперимент «Как листья опадают»

    На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

    Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

    Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

    Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).        

    Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы

    - Профессор предполагал , что листья опадают потому что они плохо переносят холод и ветер

     -А я предлагаю сообщить наши предположения профессору (Общение через скайп)

    -Из каких частей состоит лист? (слайд №1)Приложение3

    -Почему листья зелёные? (слайд№2)

    -Почему листья меняют свою окраску и опадают? (слайд №3)

    -Как листья опадают? (слайд №4,№5)

    Профессор: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это я высылаю вам по электронной почте сертификаты и присваиваю Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.

    Рефлексия: А Вам понравилось общаться со мной? О каких явлениях природы  вы ещё хотели бы узнать? (почему идёт дождь, снег, откуда берётся радуга).  Я вам оставляю адрес электронной почты обращайтесь в любое время. До новых встреч!

    Используемая литература

    • Г.В. Родионова «Конспекты занятий исследовательского цикла для детей старшего дошкольного возраста» Пермь 1997г.
    • А. В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!» лига-Пресс Москва 2004г.
    • А. И. Иванова «Экологическое наблюдение и эксперименты в детском саду» Москва 2005г.
    • А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» Москва 2005г.
    • А. М. Федотова «Экологическое воспитание дошкольников» Пермь 1992г.
    • С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Москва «Просвещение» 2002г.
    • А. И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду Издательство «Учебная литература» 2005г.
    • http://potomy.ru/fauna/556.htm
    • http://www.novgorod.fio.ru


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    черешок жилки

    Слайд 2

    Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Но работает он только на свету. Поэтому летом, когда солнце светит долго – листья зеленые .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

    План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе образовательная область « Познание» по теме : « Как звери к зиме готовятся»

    Основные задачи: закреплять знания детей о диких животных; развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детёнышей ; ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

    План - конспект НОД с детьми средней группы. Образовательная область: познание. ФЦКМ. Тема: "Цветы не только для красы"

    На основе данного материала дети получают знания о том, что цветы являются важным и необходимым звеном в экологической цепочке. У детей пробуждается желание бережного отношения к природе....