Открытое мероприятие по исследовательской деятельности "Камни".
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Новикова Ольга Александровна
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v_mire_kamney.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБДОУ № 39 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей Красносельского района г. Санкт – Петербурга. КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию на тему:« В мире камней ». \старшая группа \ Составила и провела воспитатель группы № 6 Новикова Ольга Александровна. Санкт – Петербург 2013 г.

Слайд 2

Оборудование: ▪ кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой ▪ таблички с названиями "Исследовательская лаборатория” и "Экспериментальная лаборатория ” ▪ 2 коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; ▪ для каждого ребёнка: одноразовая посуда, деревянный кубик, камень.

Слайд 3

Программное содержание: ▪ доказать свойства камней экспериментальным путём; ▪ развивать исследовательские навыки; ▪ совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов; ▪ развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах; ▪ содействовать формированию интереса к неживой природе ( камням); ▪ проводить профилактику утомления детей на занятии; ▪ обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации;

Слайд 4

Ход непосредственно образовательной деятельности. 1.Организационный момент. Дети стоят полукругом. Воспитатель: Сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы - в учёных. Люди, которые работают в лабораториях, соблюдают определенные правила: Не кричат. Не трогают без разрешения оборудование. Работают только на своих местах. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать. Загадка: В сережках у мамы огнём он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелким ладошке лежать. Тяжёлый, большой - одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? ( Камень.) ♫ 2.Музыкотерапия, элементы релаксации.

Слайд 5

Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Но сначала пройдите, пожалуйста, на ковёр, ложитесь, закройте глаза и расслабьтесь. Сейчас я включу музыку. Вы будете её слушать и представлять картинку, которую вам подскажет музыка. Играет музыка Дети слушают. Что вы услышали? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? Давайте ещё раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кот из вас был на море? Какой там был берег: покрытый песком или камнями? Вы рассматривали камешки? Сегодня мы вместе, внимательно рассмотрим разные камни, думаю, узнаем о них кое-что интересное. 3.Изучение нового материала. Виды камней. Воспитатель: Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию, садитесь за столы, где лежат подносы с камнями, салфетки. Ребята, эта исследовательская лаборатория, а вы учёные- исследователи. Исследовать вы будете разные камни. Начнём с морских. Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Как вы думает, можем ли мы их узнать? Рассмотрите камни и поделитесь своими впечатлениями. Ребята, а какие они? Какой формы камни? Какого цвета? Какая у них поверхность? Какие края? (камни разной формы – овальные и круглые.

Слайд 6

Твёрдые, холодные, красивые, разного цвета, камни гладкие). Воспитатель: Почему они такие? Да, такими гладкими их сделали морские волны. Камни в морской воде бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что можете сказать про речные камни? Какие они? (Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами). Воспитатель: Так чем же речные камни отличаются от морских? (Морские камни гладкие, а речные шершавые. Речные камни с острыми углами, а морские нет. Морские камни ровные круглые, овальные, а речные неровные ). ♫ 4.Подвижная игра «Морские и речные камни». Воспитатель: Теперь давайте немного отдохнём и поиграем в игру. Мы разделимся на две команды: «Морские камни» и «Речные камни». Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть морские и речные – в одинаковом количестве. Как только заиграет музыка, одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камни и кладёт их в свою коробочку, а команда «Речные камни» выбирает речные камешки и кладёт их в свою коробочку. Игра продолжается до тех пор, пока все камни не окажутся в коробочках. Воспитатель показывает детям расположение коробочек, в которые они будут собирать камни. Выигрывает команда, правильно и быстрее справившаяся с заданием. Играет быстрая музыка. По окончанию игры воспитатель с детьми проверяет правильность выполненного задания. А теперь давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Определяем победителя.

Слайд 7

5.Изучение свойства камней. Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. Подходите к столу и становитесь вокруг него. Теперь мы – ученые - экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Воспитатель: Верно, нет. Почему? (Он твердый). Воспитатель: Как вы думаете, он твёрже дерева? Воспитатель: Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. Теперь я попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошёл в дерево). Воспитатель: А теперь я попробую вбить гвоздь в камень. Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздём? (Гвоздь согнулся). Воспитатель: А как вёл себя камень? (Камень остался прежним). Воспитатель: Какой можно сделать вывод? (Камень твёрже дерева). Воспитатель: А теперь мы посмотрим, как камень будет вести себя в воде. Пройдите в свою лабораторию. Перед вами ёмкость с водой, возьмите деревянный кубик, и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдёт? (Дерево плавает). Воспитатель: А теперь возьмите камешек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним? (Камень тонет). Воспитатель: Почему? (Он тяжелее воды). Воспитатель: А почему плавает дерево? (Оно легче воды). Воспитатель: Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Давайте достанем его. Какой он? (Мокрый). Правильно, он мокрый. А теперь сравните его с камнем, который лежит на салфетки.

Слайд 8

Чем они отличаются? (Цветом, мокрый камень темнее, чем сухой). Молодцы, правильно. Итак, ребята с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней. 6.Закрепление знаний. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно-неправильно». Рассаживайтесь по кругу. Я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя - он твёрдый». Кто-нибудь из вас будет играть роль «стрелки» - он будет прокатывать вам мяч по очереди, я задаю вопрос, вы думаете и отвечаете. ♫ Играет музыка: 1.Камень тонет в воде. 2.Камень прозрачный как стекло. 3.Гвоздь нельзя вбить в камень. 4.Камень лёгкий как вата. 5.Мокрый камень темнее, а сухой светлее. 6.Камень легко разбить как стекло. 7.Камень можно растянуть как резинку. 8.Поверхность морского камня гладкая, а речного - шершавая. 9.Из камня можно лепить как из пластилина. 10.Камень не плавает в воде как дерево. 11.Камень можно порвать как бумагу. 12. Камень можно разрезать ножницами. 13. Камнем можно расколоть орех. 14. Мокрый камень становится мягким. 15. Если положить камень в горячую воду, он растает, как сахар.

Слайд 9

16. Морской камень округлый, а речной угловатый. 17. Все камни одинакового размера. Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней, молодцы! На этом мы не заканчиваем, изучаем камни. В следующий раз мы поговорим о том, как человек использует камни в жизни. Ну, а сегодня все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Сегодня вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу! Детям предлагается художественная деятельность на морскую тематику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Неведимка-воздух» в старшей группе компенсирующей направленности.

Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Развивать у детей способности в установлении причинно-...

Сценарий открытого мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности «Маленькие исследователи».

«Ребенок должен быть любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, уметь выдвигать гипотезы и подтверждать предложения, делать выводы»....

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"...

Конспект открытого мероприятия по исследовательской деятельности в 1 младшей группе «Волшебница вода»

       Цель: формирование у детей представлений о воде.         Задачи:       -  познакомить детей...

Конспект открытого мероприятия по опытно-исследовательской деятельности «В ГОСТЯХ У КЛЕОПАТРЫ»

Опытно-исследовательская деятельность«В ГОСТЯХ У  КЛЕОПАТРЫ»Воспитатель старшей группы: Биннатова Г.А.Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности,стремления...

Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Исследование снега и льда»

Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.Задачи:Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льдаРазви...