Конспект открытого мероприятия по опытно-исследовательской деятельности «В ГОСТЯХ У КЛЕОПАТРЫ»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Биннатова Гунель Асим кызы

Опытно-исследовательская деятельность

«В ГОСТЯХ У  КЛЕОПАТРЫ»

Воспитатель старшей группы: Биннатова Г.А.

Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности,

стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные:

  •  дать детям знания о неживой природе (воздухе, воде, камне) через опыты как элемент экологического образования;
  •  формировать стремление детей к познанию окружающей действительности;
  • формировать умение добиваться продуктивного результата в конце исследовательской деятельности;

Развивающие:

  • развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

  • Чтение познавательной литературы;
  • Просмотр учебных кинофильмов;
  • Беседы познавательного характера.

Методы и приёмы:

игровые – введение игрового персонажа, игровые упражнения;

сюрпризный момент;

словесные – беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;

наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы;

практические: физминутка, исследование предметов.

 

Материал и оборудование: вода, прозрачные стаканы, пена для бритья, краситель, трубочки, мел, газированный напиток,пластиковые баночки с крышкой, песок, пипетка, бумага, салфетки, ткань, целлофан, подносы.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: Исследователи, ученый, лаборатория, Сфинкс, пирамида, Аравийская пустыня, песчаная буря, река Нил.

Ход мероприятия:

 Звонок скайпа. Царица Клеопатра обращается к детям:

 «Здравствуйте ребята! Я царица Египта, Клеопатра.

Дорогие ребята, моя страна очень красивая, здесь бескрайние пустыни, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…Я очень люблю свою страну, но дорогие ребята, в моей стране происходят странные события… пески двигаются, вода то появляется, то исчезает, статуи разваливаются. Вы поможете мне разобраться почему так происходит?

Дети: Да.

Клеопатра: Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Чтобы попасть в мою страну нужно произнести волшебные слова. Вы готовы?

Дети: Да.

Клеопатра: Тогда закрывайте глаза и произнесите волшебные слова. Я вас жду.

Дети закрывают глаза и  произносят слова:

«Глазки мы закроем,

Волшебство призовём.

Чудо в гости к нам придёт,

И в Египет нас унесёт»

В этот момент раздвигаются,  шторки и за ними стоит Клеопатра.

Клеопатра: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас.

Вы готовы начать наши исследования?

Дети: Да

Клеопатра: Тогда я вас прошу пройти в лабораторию.

                     А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

Клеопатра: Давайте сначала вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: В лаборатории нужно вести себя тихо, не мешая никому, трогать без разрешения ничего нельзя, быть аккуратным, внимательным и осторожным.

Клеопатра: Давайте я покажу вам прекрасный мир Египта.

(На экране заставка картины Египта)

- Ребята, посмотрите, как красиво! Пески, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…

СЛАЙД - БОЛЬШОЙ СФИНКС

Клеопатра: Это известная скульптура «Большой Сфинкс». Она располагается на западном берегу реки Нил. Это древняя скульптура, высеченная из известковой скалы в форме Сфинкса - лежачего на песке льва. А лицо сфинкса очень похоже на лицо древнего фараона Хефрена.

СЛАЙД - ФАРАОН  ХЕФРЕН

Клеопатра: Ребята, посмотрите  он без носа?!  Как вы думаете, ребята, что же случилось?

Дети: Ответы детей.

СЛАЙД - СФИНКС БЕЗ НОСА

Клеопатра: Ребята, вы знаете, если вода и ветер долгое время воздействуют на камень, то он постепенно разрушается. Наверное вы подумаете, что вода не может разрушить камень. Но статуя сделана из известковой скалы, а известь – тот же мел, которым вы рисуете на асфальте, пишите на доске…

С ним и проведем первый опыт…

ОПЫТ 1 «ПОЖИРАТЕЛЬ МЕЛА»

Описание опыта:  В стакан опускаем кусочек мела и наливаем напиток «Буратино», «Тархун»...

Газированный напиток в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливаются мелкие кусочки, в конце концов он полностью распадается.
ВЫВОД: Мел — это  полезное ископаемое. При соприкосновении с газированным напитком он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но гораздо медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях дождя.

СЛАЙД - АРАВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ

Клеопатра: Уважаемые ребята, а вы знаете, что такое ПУСТЫНЯ?

Дети: Пустыня - самое суровое место в Египте, это там, где много песка.

Клеопатра: Почему вы так думаете?!

Дети: В пустыне днем - очень жарко, ночью - очень холодно, так там еще и сильные ветры и песчаные бури и очень редко бывают дожди…

Клеопатра: Что происходит с песком при сильном ветре?

Дети: Ответы детей

Клеопатра: Давайте мы с вами  тоже попробуем создать свою бурю.

 

ОПЫТ 2 «ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ПЕСЧАНАЯ БУРЯ?»

Прежде чем, приступить к опыту, давайте научимся правильно дышать, делаем глубокой вдох – носом, выдыхаем ртом.

Вы знаете, что ветер бывает разным, каким?

Дети: Ветер бывает сильным и слабым, холодным и теплым.

Описание опыта: Возьмите трубочку, подуйте в нее на песок. Что произошло с песком? Почему песок зашевелился? Так почему возникает песчаная буря?

ВЫВОД: Сильный ветер поднимает песок, поэтому возникает песчаная буря  (слайд с бурей)

ФИЗМИНУТКА: Видео-гимнастика

СЛАЙД - ПАЛЬМА СРЕДИ ПЕСКОВ

Клеопатра: Ребята, посмотрите на это диво? Среди песков растет зеленое растение!  Кто знает, как оно называется? (ПАЛЬМА). Что-то оно маленькое, засохшее какое-то! Как же ему помочь? (НАДО ПОЛИТЬ). А где ж взять воду? Тут же один песок!

Дети: У Вас  есть большая река.  Давайте наберем воды из нее…

СЛАЙД - РЕКА НИЛ

Клеопатра: А как же нам набрать воды? Ведь ведер у нас нет?

Дети:  У нас есть трубочки…

Клеопатра: Сейчас мы узнаем, как с помощью трубочек можно перенести воду…

ОПЫТ 3 «КАК С ПОМОЩЬЮ ВОЗДУХА УДЕРЖАТЬ ВОДУ В ТРУБОЧКЕ»

Описание опыта: Опускаем трубочку в стакан с водой и достаём, вода выливается, трубочка пустая. Чтобы вода осталась в трубочке опустим соломинку в стакан с водой, зажмём верхнее отверстие трубочки указательным пальцем и аккуратно переставим ее в другой стакан. Теперь убираем палец, вода вытечет в стакан. Проделав так много раз можно перенести всю воду из стакана в стакан. Удержать воду в трубочке нам помог воздух.

ВЫВОД:  С помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.

Клеопатра: Ребята, а что лучше польет нашу пальму ведро воды или дождь?

Дети: Дождь

Клеопатра:  А почему вы так думаете?

Дети: Ответы детей.

Клеопатра:  А хотите узнать, как можно сделать дождь?

Дети: Да

Клеопатра:  Тогда наш следующий опыт.

ОПЫТ 4 «ВЕСЁЛЫЙ ДОЖДИК»

Описание опыта:

1.Наполнить водой высокий пластиковый стакан на 2/3. Выдавить из баллончика пену для бритья. Она будет живописно укладываться белыми волнами на поверхность воды. На выходе – роскошная белоснежная «шапка» пены. Это облака/тучи.

2. Налить в отдельный стаканчик воду, развести в ней краситель или гуашь определенного цвета – например, синюю. Можно взять еще один стаканчик и окрасить в нем воду другим красителем – красным, или зеленым, или фиолетовым. Разноцветный дождь выглядит более эффектно.

3. Взять пипеткой подкрашенную воду, начать капать ей на облако пены в разных местах. Надо капать щедро, от души, и тогда количество перейдет в качество – вот увидите. Пройдет примерно две минуты и наконец из облаков начнут проходить цветные струйки.

ВЫВОД: Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю – так появляется дождь.

Клеопатра: Какие вы, молодцы!!! Помогли деревцу!

ЗВУК и СЛАЙД «ДОЖДЬ»

Клеопатра: Как же нам укрыться от такого дождя, мы не взяли с собой зонты?!

Дети: Не переживайте! Посмотрите сколько у нас тут разных вещей: ткань, лист бумаги, бумажная салфетка, целлофан…

Клеопатра: А, все ли может нас укрыть от дождя?

Дети: Ответы детей.

Клеопатра: Это мы сейчас и проверим…

ОПЫТ 5  «КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НЕ ПРОПУСКАЮТ ВОДУ?»

Описание опыта: Возьмём контейнер с водой и положим в него сначала салфетку, потом ткань, лист бумаги , целлофан. Что заметили? (показ). Салфетка  намокла быстрее, потом ткань, а потом и лист бумаги, а целлофан не промок.

ВЫВОД:   Бумага, ткань пропускают воду, а целлофан нет.

Клеопатра: Молодцы!  Вы мне так помогли разобраться со всем, что происходит в моей стране!

Итог:  Где мы сегодня с вами побывали?

           Что нового вы узнали?

           Что вам понравилось?

Дети: Спасибо тебе царица Клеопатра, за интересное путешествие!

Клеопатра: Ребята, Вам пора возвращаться в детский сад! Закрывайте свои глазки. Произнесите волшебные слова. И вы сразу окажитесь в своей группе.

Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

Дети закрывают глаза и  произносят слова:

«Глазки мы закроем,

Волшебство призовём.

Чудо в гости к нам придёт,

И домой нас унесёт».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryte_merpriyatie.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-исследовательская деятельность

«В ГОСТЯХ У  КЛЕОПАТРЫ»

Воспитатель старшей группы: Биннатова Г.А.

Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности,

стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные:

  •  дать детям знания о неживой природе (воздухе, воде, камне) через опыты как элемент экологического образования;
  •  формировать стремление детей к познанию окружающей действительности;
  • формировать умение добиваться продуктивного результата в конце исследовательской деятельности;

Развивающие:

  • развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

  • Чтение познавательной литературы;
  • Просмотр учебных кинофильмов;
  • Беседы познавательного характера.

Методы и приёмы:

игровые – введение игрового персонажа, игровые упражнения;

сюрпризный момент;

словесные – беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;

наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы;

практические: физминутка, исследование предметов.

Материал и оборудование: вода, прозрачные стаканы, пена для бритья, краситель, трубочки, мел, газированный напиток,пластиковые баночки с крышкой, песок, пипетка, бумага, салфетки, ткань, целлофан, подносы.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: Исследователи, ученый, лаборатория, Сфинкс, пирамида, Аравийская пустыня, песчаная буря, река Нил.

Ход мероприятия:

 Звонок скайпа. Царица Клеопатра обращается к детям:

 «Здравствуйте ребята! Я царица Египта, Клеопатра.

Дорогие ребята, моя страна очень красивая, здесь бескрайние пустыни, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…Я очень люблю свою страну, но дорогие ребята, в моей стране происходят странные события… пески двигаются, вода то появляется, то исчезает, статуи разваливаются. Вы поможете мне разобраться почему так происходит?

Дети: Да.

Клеопатра: Тогда я приглашаю вас к себе в гости. Чтобы попасть в мою страну нужно произнести волшебные слова. Вы готовы?

Дети: Да.

Клеопатра: Тогда закрывайте глаза и произнесите волшебные слова. Я вас жду.

Дети закрывают глаза и  произносят слова:

«Глазки мы закроем,

Волшебство призовём.

Чудо в гости к нам придёт,

И в Египет нас унесёт»

В этот момент раздвигаются,  шторки и за ними стоит Клеопатра.

Клеопатра: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас.

Вы готовы начать наши исследования?

Дети: Да

Клеопатра: Тогда я вас прошу пройти в лабораторию.

                     А вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

Клеопатра: Давайте сначала вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: В лаборатории нужно вести себя тихо, не мешая никому, трогать без разрешения ничего нельзя, быть аккуратным, внимательным и осторожным.

Клеопатра: Давайте я покажу вам прекрасный мир Египта.

(На экране заставка картины Египта)

- Ребята, посмотрите, как красиво! Пески, пальмы, пирамиды, статуи древних египтян…

СЛАЙД - БОЛЬШОЙ СФИНКС

Клеопатра: Это известная скульптура «Большой Сфинкс». Она располагается на западном берегу реки Нил. Это древняя скульптура, высеченная из известковой скалы в форме Сфинкса - лежачего на песке льва. А лицо сфинкса очень похоже на лицо древнего фараона Хефрена.

СЛАЙД - ФАРАОН  ХЕФРЕН

Клеопатра: Ребята, посмотрите  он без носа?!  Как вы думаете, ребята, что же случилось?

Дети: Ответы детей.

СЛАЙД - СФИНКС БЕЗ НОСА

Клеопатра: Ребята, вы знаете, если вода и ветер долгое время воздействуют на камень, то он постепенно разрушается. Наверное вы подумаете, что вода не может разрушить камень. Но статуя сделана из известковой скалы, а известь – тот же мел, которым вы рисуете на асфальте, пишите на доске…

С ним и проведем первый опыт…

ОПЫТ 1 «ПОЖИРАТЕЛЬ МЕЛА»

Описание опыта:  В стакан опускаем кусочек мела и наливаем напиток «Буратино», «Тархун»...

Газированный напиток в стакане начинает бурлить от огромного количества пузырьков газа, выходящих из мела. Постепенно от него отваливаются мелкие кусочки, в конце концов он полностью распадается.
ВЫВОД: Мел — это  полезное ископаемое. При соприкосновении с газированным напитком он превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но гораздо медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях дождя.

СЛАЙД - АРАВИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ

Клеопатра: Уважаемые ребята, а вы знаете, что такое ПУСТЫНЯ?

Дети: Пустыня - самое суровое место в Египте, это там, где много песка.

Клеопатра: Почему вы так думаете?!

Дети: В пустыне днем - очень жарко, ночью - очень холодно, так там еще и сильные ветры и песчаные бури и очень редко бывают дожди…

Клеопатра: Что происходит с песком при сильном ветре?

Дети: Ответы детей

Клеопатра: Давайте мы с вами  тоже попробуем создать свою бурю.

ОПЫТ 2 «ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ ПЕСЧАНАЯ БУРЯ?»

Прежде чем, приступить к опыту, давайте научимся правильно дышать, делаем глубокой вдох – носом, выдыхаем ртом.

Вы знаете, что ветер бывает разным, каким?

Дети: Ветер бывает сильным и слабым, холодным и теплым.

Описание опыта: Возьмите трубочку, подуйте в нее на песок. Что произошло с песком? Почему песок зашевелился? Так почему возникает песчаная буря?

ВЫВОД: Сильный ветер поднимает песок, поэтому возникает песчаная буря  (слайд с бурей)

ФИЗМИНУТКА: Видео-гимнастика

СЛАЙД - ПАЛЬМА СРЕДИ ПЕСКОВ

Клеопатра: Ребята, посмотрите на это диво? Среди песков растет зеленое растение!  Кто знает, как оно называется? (ПАЛЬМА). Что-то оно маленькое, засохшее какое-то! Как же ему помочь? (НАДО ПОЛИТЬ). А где ж взять воду? Тут же один песок!

Дети: У Вас  есть большая река.  Давайте наберем воды из нее…

СЛАЙД - РЕКА НИЛ

Клеопатра: А как же нам набрать воды? Ведь ведер у нас нет?

Дети:  У нас есть трубочки…

Клеопатра: Сейчас мы узнаем, как с помощью трубочек можно перенести воду…

ОПЫТ 3 «КАК С ПОМОЩЬЮ ВОЗДУХА УДЕРЖАТЬ ВОДУ В ТРУБОЧКЕ»

Описание опыта: Опускаем трубочку в стакан с водой и достаём, вода выливается, трубочка пустая. Чтобы вода осталась в трубочке опустим соломинку в стакан с водой, зажмём верхнее отверстие трубочки указательным пальцем и аккуратно переставим ее в другой стакан. Теперь убираем палец, вода вытечет в стакан. Проделав так много раз можно перенести всю воду из стакана в стакан. Удержать воду в трубочке нам помог воздух.

ВЫВОД:  С помощью воздуха можно удержать воду в трубочке.

Клеопатра: Ребята, а что лучше польет нашу пальму ведро воды или дождь?

Дети: Дождь

Клеопатра:  А почему вы так думаете?

Дети: Ответы детей.

Клеопатра:  А хотите узнать, как можно сделать дождь?

Дети: Да

Клеопатра:  Тогда наш следующий опыт.

ОПЫТ 4 «ВЕСЁЛЫЙ ДОЖДИК»

Описание опыта:

1.Наполнить водой высокий пластиковый стакан на 2/3. Выдавить из баллончика пену для бритья. Она будет живописно укладываться белыми волнами на поверхность воды. На выходе – роскошная белоснежная «шапка» пены. Это облака/тучи.

2. Налить в отдельный стаканчик воду, развести в ней краситель или гуашь определенного цвета – например, синюю. Можно взять еще один стаканчик и окрасить в нем воду другим красителем – красным, или зеленым, или фиолетовым. Разноцветный дождь выглядит более эффектно.

3. Взять пипеткой подкрашенную воду, начать капать ей на облако пены в разных местах. Надо капать щедро, от души, и тогда количество перейдет в качество – вот увидите. Пройдет примерно две минуты и наконец из облаков начнут проходить цветные струйки.

ВЫВОД: Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю – так появляется дождь.

Клеопатра: Какие вы, молодцы!!! Помогли деревцу!

ЗВУК и СЛАЙД «ДОЖДЬ»

Клеопатра: Как же нам укрыться от такого дождя, мы не взяли с собой зонты?!

Дети: Не переживайте! Посмотрите сколько у нас тут разных вещей: ткань, лист бумаги, бумажная салфетка, целлофан…

Клеопатра: А, все ли может нас укрыть от дождя?

Дети: Ответы детей.

Клеопатра: Это мы сейчас и проверим…

ОПЫТ 5  «КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ НЕ ПРОПУСКАЮТ ВОДУ?»

Описание опыта: Возьмём контейнер с водой и положим в него сначала салфетку, потом ткань, лист бумаги , целлофан. Что заметили? (показ). Салфетка  намокла быстрее, потом ткань, а потом и лист бумаги, а целлофан не промок.

ВЫВОД:   Бумага, ткань пропускают воду, а целлофан нет.

Клеопатра: Молодцы!  Вы мне так помогли разобраться со всем, что происходит в моей стране!

Итог:  Где мы сегодня с вами побывали?

           Что нового вы узнали?

           Что вам понравилось?

Дети: Спасибо тебе царица Клеопатра, за интересное путешествие!

Клеопатра: Ребята, Вам пора возвращаться в детский сад! Закрывайте свои глазки. Произнесите волшебные слова. И вы сразу окажитесь в своей группе.

Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

Дети закрывают глаза и  произносят слова:

«Глазки мы закроем,

Волшебство призовём.

Чудо в гости к нам придёт,

И домой нас унесёт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого мероприятия интегрированной организованной образовательной деятельности во II младшей группе на тему: «Сказочка - рассказочка». Образовательная область: «Речевое развитие»

Конспект открытого мероприятия интегрированной образовательной деятельности во II младшей группе на тему: "Сказочка - рассказочка".  Образовательная деятельность: "Речевое развитие...

Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Исследование снега и льда»

Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.Задачи:Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льдаРазви...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...