Сюжетно - ролевая игра "Ученые - исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кулаева Ирина Анатольевна

Известно, что игра является ведущей деятельностью ребёнка. Игра "Учёные - исследователи" развивает поиковую активность детей, даёт возможность самостоятельно обследовать объект, поставить проблему и решить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenye.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида пос. Пробуждение»

Энгельсского района Саратовской области

Конспект сюжетно – ролевой игры «Учёные – исследователи» с детьми

логопедической группы (5-7лет)

 

                             Воспитатель: Кулаева И.А.

                                                 

Г.Энгельс 2014 г.

Сюжетно – ролевая игра: «Ученые – исследователи».

Цель: Развитие поисковой активности

Задачи:

Развивать самостоятельную исследовательскую деятельность. Формировать умение обследовать объект, видеть признак, фиксировать в модели, ставить вопрос  – проблему.

Уточнить представление детей об особенностях строения овощей: корень, стебель, лист, цветок, плод.

Совершенствовать связную речь, использовать мнемотехнику при составлении описательного рассказа.

Поддерживать стремление детей по- своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы.

Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; развивать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Активизация словаря:  лаборатория, микроскоп, картотека, кочан, корни, клубни, луковицы, цветки, плоды.

Интеграция областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация»,

Методические приёмы: Художественное слово, вопросы, опыты, создание    ситуации, наблюдение, рассуждение, дискуссия.

Оборудование:

1. Мнемодорожка для составления описательного рассказа.

2. Фартуки исследователей с кармашками, на кармашках нарисованы символы «методов исследования»:  

  • Подумать
  • Спросить у другого человека
  • Банк данных
  • Наблюдение – эксперимент.

3. «Лаборатория»:

Микроскоп

Овощи на «грядках»

Свежие овощи на тарелочках  (лук, огурец, помидор, свекла, морковь, картофель, капуста)

4. Бумага для записей, фломастеры.

5. «Банк данных» (семена овощей и картотека с изображением и  описанием овощей)

Предшествующая работа:  

Загадки, стихи об овощах:  А. Прокофьев «Капуста», Я. Бжехва «Помидор»,   Шорыгина  «Овощи». Пальчиковая игра В. Волина «У Лариски две редиски».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай овощ на вкус», Вершки – корешки», Магазин «Семена».

Посадка и наблюдение за ростом овощей в разных условиях.

 

Ход игры.

 Ребята, я предлагаю вам  стать учёными – исследователями. Тема наших  исследований: «Овощи».

- Мы, как настоящие учёные исследователи будем собирать информацию об овощах, записывать, анализировать и делать сообщение на учёном совете.  

- Какие сведения вы должны собрать об овощах, показано на этих карточках – схемах.

 Выставляю на доске мнемодорожку.

  (Карточки - схемы с изображением цвета, формы, вкуса, как растёт, строение, как сажают (клубень или семя), витамины, вредители, какое  блюдо готовят).    

Дети рассказывают, что означает каждый символ.

- Ребята, настоящие учёные записывают у себя в тетрадях всю информацию. А мы с вами еще писать не умеем, только учимся, как нам записать нужную информацию?

Дети: Символами, значками знакомыми буквами.

«Лаборатория»

- В помощь для наших исследований у нас есть лаборатория. Здесь растут все овощи, которые вы сажали и наблюдали за их ростом в разных условиях. В лаборатории есть микроскоп. Для чего нужен микроскоп?                

Ответы детей. Если затрудняются, объяснить, что через микроскоп можно рассмотреть строение мякоти овощей, листочков. Через микроскоп видно расположение волокон, и воздушных пузырьков. Этот рисунок строения можно зарисовать. А так же в лаборатории есть свежие овощи, вы можете их попробовать их на вкус, понюхать, попробовать на ощупь.

«Банк данных»

У нас есть банк данных. Здесь вы найдёте семена нужного вам овоща, исследуете его и можете самостоятельно получить необходимые сведения. Каким образом? Найдите карточку с вашим овощем. Номер карточки совпадает с номером ячейки, где лежит семечко. Если возникнут вопросы, обращайтесь ко мне. Я буду вашим консультантом.

 -На столе картинки с овощами, выбирайте себе овощ, который вы хотите исследовать.

  «Мы – ученые»

Дети начинают самостоятельно работать, они вспоминают то, что уже знают об этом овоще, Дополняют информацию и записывают символами и знакомыми буквами. Рассматривают в микроскоп овощи в разрезе, делают зарисовки, пробуют готовые овощи и тоже записывают.

После того, как дети соберут нужную им информацию, воспитатель приглашает их на учёный совет. На учёном совете дети рассказывают о своём овоще, используя план – схему.

       

«Учёный совет»

- Дорогие учёные, вы хорошо потрудились, собрали много информации об овощах, но у меня есть еще вопросы.

-Какой уход нужен за овощами?

Дети: - Надо рыхлить землю.

           - Удалять сорняки и бороться с тлёй, бабочкой - капустницей.

           - Бороться с колорадским жуком.

           - Надо поливать утром и вечером.

           - Прореживать посевы.

-Какую пользу овощи приносят людям?

Дети: - Это еда для нас.

           - Овощи богаты витаминами.

           -Овощи хранятся круглый год.

 Молодцы! Спасибо! Вы все ответили верно.  

- А теперь представьте себя тем овощем, который вы исследовали. И вот вы встретились на грядке, о чем бы вы разговаривали между собой, покажите какой характер у вашего овоща, что ему нравится, а что не любит.

«Волшебные овощи»

Дети придумывают рассказ от  имени овоща.

- Ребята, вы настоящие учёные-исследователи. В следующий раз мы будем исследовать фрукты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Исследователи Арктики".

Конспект сюжетно-ролевой игры  для детей срежней группы "Исследователи Арктики"....

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

Сюжетно – ролевая игра «Маленькие исследователи» во второй младшей группе

Сюжетно – ролевая игра «Маленькие исследователи» во второй младшей группе Цель:1. Развивать у детей сюжетно – ролевую игру в процессе экспериментальнойдеятельности...