Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "Древний мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Описание жизни людей в древности, об их жилищах, образе жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevniy_mir.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи

Обучающие. Продолжать учить детей грамотно отвечать на поставленные вопросы, поддерживать непринуждённую беседу, закреплять и расширять знания детей о древних людях, их образе жизни, особенностях древнего мира.

Развивающие. Развивать представления о внешнем облике, жилище, особенностях деятельности древних людей, учить детей сравнивать, анализировать, развивать любознательность, кругозор, интерес, внимание на протяжении всего занятия.

Воспитательные. Воспитывать усидчивость, желание больше узнать свою историю, своих предков.

Материал. Доски с иллюстрациями Арзамаса и древнего мира, макет древних людей, мамонта, древнего огня, картинки с изображением древних орудий труда, пещеры, сосудов.

Методические приёмы. Беседа, игровой приём «Путешествие на машине времени», вопросы, художественное слово , рассматривание иллюстраций, макета, вопросы проблемного характера, игра « Мы охотились на льва»

Индивидуальная работа. Активизировать малоактивных детей Катю. Р., Артёма А., приучать Катю Ю. и Женю В. Отвечать полным ответом на поставленные вопросы.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций о древнем мире, чтение художественной литературы, рассматривание предметных картинок: пещера, острога, копьё, настольные рисунки, людей древнего мира, создание условий для режиссерской игры « Древние люди» рисование древних людей, рассматривание полосы времени.

Ход занятия.

На ковре стоят доски с иллюстрациями г. Арзамаса на одной стороне, на другой с древним миром, макет древней семьи, огня, дети останавливаются на середине ковра.

Воспитатель: Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами поговорим  о том, как жили древние люди. Это было так давно, когда люди ещё не умели писать, читать, не было книг, телевидения, транспорта и многого другого. Откуда же учёные узнали, как всё это происходило?

Дети: Археологи занимаются раскопками и по найденным предметам , остаткам поселений, оружию, орудиям труда, украшениям определили, как люди жили раньше, так же ещё путешественники, которые специально забираются в глушь, где живут дикие племена, во многом похожие на племена древних людей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё верно сказали. А хотите вы увидеть своими глазами, как жили люди в древности?

Дети: да, хотим!

Воспитатель: Тогда я предлагаю отправится в путешествие на машине времени. Давайте зажмурим глаза сильно- сильно и скажем волшебные слова : «1,2,3 вокруг себя повернись и в древнем мире очутись»

( Во время волшебных слов воспитатель снимает с макета огня материю , ставит доски с картинками древнего мира. Макет жизни древних людей , сделанных из пластилина, мамонта)

Воспитатель: Ой, посмотрите , куда же это мы с вами попали, какието не понятные люди?( показывает на картинки) Не такие как мы, кто бы это мог быть?

Дети: Древние люди.

Воспитатель: А давайте их разглядим. Похожи они на нас? А чем же отличаются?

Дети: Древние люди были сутулыми, руки были длиннее наших, жили они в пещерах, на них было мало одежды.

Воспитатель: Правильно. А чем же они питались?

Дети: они ели рыбу, мясо, диких животных, траву, коренья, жуков, пауков, личинок.

Воспитатель: Да, а как же люди добывали себе пищу, голыми руками

Дети: Нет, у них были специальные приспособления- остроги, лук, копьё, стрелы

( во время ответов детей воспитатель показывает всё на картинках)

Воспитатель: Древние люди многому научились, из чего же они делали свои орудия труда и охоты?

Дети: Из костей животных, камней, палок

Воспитатель: Да ребята, люди ко многому приспособились. А как вы думаете, сразу ли они научились изготавливать орудия труда, сразу же научились работать с камнем или костью?

Дети: Нет, не сразу.

Воспитатель: Конечно нет. Например, до того, как изобрести острогу, рыбу ловили так: сначала придавливали ступнёй, потом поднимали, потом брали камень, прицеливались и бросали его в воду, в рыбу и поднимали убитую  камнем рыбу. А как вы думаете, в каком виде они ели птицу?

Дети: Сначала  в сыром , а потом научились добывать огонь и стали варить.

Воспитатель: А как же они научились добывать огонь?

Дети: Сначала огонь от молнии хранили в пещерах, обкладывали его камнями, а потом научились высекать искры из камней.

Воспитатель: Как интересно, а зачем они  обкладывали камнями огонь?

Дети: Камни нужны для того что бы огонь  не  распространялся ,  и ещё они долго хранят тепло.

Воспитатель: Всё верно,  а посмотрите – ка вот и древний огонь, давайте – кА присядем вокруг него, как раньше сидели люди, наверно они сидели на креслах, на стульях?

Дети: Нет, раньше этого не было и люди сидели на голой земле или на шкурах животных.

Воспитатель: Давай те и мы так же с вами сядем, ведь мы в древности и представим, что мы древние люди.

( дети с воспитателем садятся около огня на корточки или на колени)

Огонь, ребята, люди очень берегли, ведь он помогал им готовить пищу, освещать жилище, отпугивать диких животных. Да, раньше людям жилось очень тяжело. Приходилось много трудиться и  охотиться, как же они это делали?

Дети: Древние охотники делали ямы- ловушки, забрасывали их ветками, после чего гнали зверя в сторону ямы, а когда зверь проваливался в яму, добивали его камнями и стрелами, а потом разделывали тушу на мясо.

Воспитатель: Давайте – ка и мы с вами тоже поохотимся на зверя как в древности. Поиграем в игру « Мы охотились на льва.»

( дети с воспитателем играют)

Воспитатель:  Вот какие мы с вами ловкие и смелые охотники, даже льва не боимся. А теперь давайте присядем опять к огню. Вот и древние охотники тоже были смельчаками. Они не умели многого из того, что умеет сейчас даже маленький ребёнок: есть ложкой и вилкой, рисовать карандашами, считать, но зато они отлично видели и слышали, различали запахи и выслеживали зверя по следам. Да, ребята. Многому в дальнейшем научились люди; обрабатывать землю, когда двое или трое мужчин вставали рядом, одновременно вставляли палки в землю, потом все вместе поднимали глыбу земли, которую женщины затем растирали руками, после этой работы в землю бросали семена. Всё это они делали сообща и жили одной большой семьёй, вместе им было теплее и спокойнее. А вот скажите, чем же занимались мужчины?

Дети: они охотились, ловили рыбу, охраняли своих сородичей от диких зверей.

Воспитатель: Правильно, что делали женщины?

Дети: Женщины занимались хозяйством детьми,  готовили пщу,костяными иголками шил одежду.

Воспитатель: да, ребята, взрослые всегда были каким – ни будь делом, чем же были заняты  дети, играли, резвились наверно?

Дети: нет, как только они подрастали, их учили взрослые добывать себе пищу, ловить рыбу, собирать травы. Коренья. Дети древних людей всегда помогали взрослым, им нее когда было резвиться.

Воспитатель: да, древним людям пришлось нелегко, но они были смелые, сильные, ловкие и в дальнейшем очень многому научились и ко всему приспособились.Ну ребята, наше путешествие во времени закончилось, мы с вами сегодня много увидили и узнали о жизни в древности, о людях, живших в то далёкое от цивилизации время.

Люди в пещере сидят.

Мамонта мясо едят,

Жуков, пауков и личинок,

Что нам и во сне и не снилось.

Огонь от молний добывали,

Камнями его обкладывали.

Плясали под трещётку и бамбук,

В охоте помогали им стрелы и лук.

А теперь нас ждёт машина времени, нам пора возвращаться в наше время.. Скажем волшебные слова: « 1.2.3  вокруг себя повернись и в нашем времени очутись»

( Дети зажмуривают глаза, вертятся вокруг себя, в это время воспитатель переворачивает картинки, прикрывает огнь)

Ну вот мы и у себя в группе, в 21 веке, понравилось вам наше путешествие?

Дети: Да, нет( ответы детей. Обоснование)

Воспитатель: ну что ж, у каждого своё мнение, может быть кому – то было бы интересно жить как пещерные люди, а кто то хорошо живёт и в нашем 21 веке.

Литература

  1. Ждейн Элиот и Колин кинг « Детская энциклопедия» « Росмэн». 1994г.
  2. Н.П. Кузин и др. « Детская энциклопедия. Издательство « Педагогика»,М.1997г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. "В лес по грибы".

Дети поехали в лес по грибы. В лесу их встретила Белка, которая познакомила со съедобными и несъедобными грибами....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "В лес по грибы"

Дети едут в лес по грибы Белка знакомит их со съедобными и несъдобными грибами....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему «День знаний. Школа»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширять представления детей о праздниках, познакомить с праздником День Знаний, его содержанием. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину, вести диалог по ее соде...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...