Познавательное развитие. Викторина по окружающему миру. Тема: «Юные знатоки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузьмина Екатерина Александровна

Познавательное развитие.

Викторина по окружающему миру.

Тема:  «Юные знатоки природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_portal.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

Познавательное развитие

Викторина по окружающему миру

Тема:  «Юные знатоки природы»

Цель: формировать знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животных

 Задачи:

  • закреплять понятия о классификации  животного мира
  • закреплять понятие живая и неживая природа
  • формировать реалистические представления о природе
  • активировать внимание и память детей, развивать логическое мышление
  • прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к родному краю

Предварительная работа:

Беседы по  книгам Т.А. Шорыгиной: «Овоши, какие они?» «Какие звери в лесу?» «Насекомые, какие они?» «Домашние животные, какие они?» «Какие месяцы в году?» «Беседы о русском лесе» « Беседы оводе в природе» «Деревья какие они?» «Грибы», «Цветы», «Птицы».

Оборудование:

Аудиокассеты  с записью: птичьи голоса, звуки леса, звуки моря.

Ход игры:

Организационный момент.

-Здравствуйте,  дети. У каждого из нас есть свой дом. У каждого животного, насекомого, цветка, дерева тоже есть свой дом.

-Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля)

-Земля-это общий чудесный дом для всех людей,  для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи написал Л.Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

-Природу надо не только любить, охранять,  беречь и приумножать, но её надо изучать.

У нас есть две команды:  «Весёлые бельчата» и «Хитрые лисята». Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество очков и будет победительницей. Следить за всей игрой будет наше жюри.

Представление жюри.

- А сейчас команды поприветствуют друг друга.

«Веселые бельчата»:          Пусть сильней кипит борьба

                                            Успех решает не судьба,

                                       А только наши знания!

«Хитрые лисята»:         Приветствуем собравшихся ребят.

                                           Желаем всем шустрее быть,

                                           Ну и конечно, победить!        

Разминка. Ведущий задает вопрос каждой командеОценка 5 баллов.

Бельчата: Растения, животные, человек-это природа какая? (живая)

Лисята: Солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег - это природа, какая? (неживая)

Лисята:  Кто угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки - над миром пушинки? (зима)

Бельчата:  Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает?

Бельчата:           Зимой –в белом кафтане,

                    Весной –в зелённом сарафане

                   Летом –в платье цветном

                    Осенью –в плаще золотом  (Лес в разное время года)

Лисята: Назовите лесные этажи (1-й мхи, 2-й цветы, травы, грибы, 3-й кусты, 4-й высокие деревья).

Лисята:  Край леса это? (опушка)

Бельчата:  Открытое пространство среди леса это? (поляна)

Бельчата:        Среди жителей глубин

                  Боком ходит он один

                    Есть клешни, но нет усов

                    Угадайте кто таков? (Краб)

Лисята:         Она лежит на дне морском

                      Передвигается ползком

                    Взгляни же на небесный свод

                     Ведь там такая же живет (Звезда).

Конкурс 1.  Всё о птицах. Оценка 3 балла.

Лисята:  Каких птиц называют вестниками весны? (Грачей)

Бельчата:  Почему куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камушки? (Они заменяют птицам зубы. Камешки в желудке переваривают пищу).

Бельчата:  У какой птицы зимой в гнезде появляются птенцы? (Клест)

Лисята:  А чем всю зиму кормятся клесты? (Семенами ели и сосны)

Кто как кричит

Лисята: Гусь - (гогочет) Утка - (крякает)

               Журавль - (курлычет)  Курица - (кудахчет)

               Ласточка - (щебечет) Ворона - (каркает)

Бельчата: Петух-(кукарекает) Индюк-(балаболит)

                  Кукушка - (кукует) Соловей - (заливается, свистит, щелкает)

                  Цыплёнок - (пищит) Жаворонок - (звенит).

2-й конкурс «Братья наши меньшие». Оценка 5 баллов.

Бельчата: Почему белые медведи пингвинов не едят?

Лисята: Почему свиньи любят лежать в грязной луже? (Ведь из слоя жидкой грязи, которым покрывается тело свиньи, вода испаряется очень медленно, и это обеспечивает его длительное охлаждение).

Лисята: Почему медведя называют косолапым? (Лапы медведь ставит пальцами внутрь, а пятками наружу) А почему «босоногим мужиком» (ступни у мишки голые, ими он чувствует любой камешек, любой бугорок)

Бельчата: Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (В гору задние лапы длиннее передних) А почему зайца в народе косым называют? (Да потому, что глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены).

Бельчата: Делает ли ёж запасы на зиму? (Нет, крепко спит до весны)

Лисята: Любимое лакомство кабанов? (Желуди)

Лисята: Какие жуки носят название того месяца, в котором они появляются? (Майские)

Бельчата: У какого насекомого уши находятся в усах? (Комара)

Бельчата: Что помогает мухе ползать по стенкам и потолку?  (Специальные влажные подушечки на лапах)

Лисята: О чём говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный).

Молодцы хорошо давали ответы. Пора отдохнуть.

Физкультминутка - игра:

Три стихии: земля, небо, вода -  кубики желтого, синего, зелёного цвета. Слайды с изображением птиц, рыб, зверей. (Музыка).

По окончанию музыки дети бегут к нужной стихии (звери – земля, рыбы – вода, птицы – небо).

3-й конкурс «Путаница». Оценка 1 балл.

Нужно правильно разложить картинки на 2 группы.

4-й конкурс «Растения». Оценка 4 балла.

Бельчата: Какое дерево поит нас сладким соком? (Берёза)

Лисята: Какое дерево живет дольше других деревьев?

Лисята: Цветами какого овоща украшали прически и шляпы придворные дамы во Франции в 16 веке? (Цветами картофеля)

Бельчата: Чем полезен морковный сок? (Витаминами роста)

Бельчата: Какие деревья называют вечно зелёными? (Ель, сосна)

Лисята: Какие овощи называют синенькими? (Баклажаны)

Лисята: Какое дерево называют поющим? (Ель) Почему? (Делают музыкальные инструменты скрипки, арфы, фортепьяно, плоские стороны корпуса)

Бельчата: Из какого корнеплода получают сахар? (Свекла)

5-й конкурс «Неживая природа» оценка 5 баллов.

Бельчата: Какой снег быстрее растает чистый или грязный? (грязный)

Лисята: Какая в реках вода - пресная или соленая? (пресная)

Лисята: Во что превращается пар весной, летом и осенью? (Капельки дождя) А Зимою (снежинки)

Бельчата: Почему хрустит снег под ногами? (Потому что под тяжестью наших ног ломаются звездочки и лучи на снежинках).

Бельчата: Что такое солнце? (Большая, очень горячая звезда).

Лисята:  Что такое ветер (Это движение воздуха)

Лисята: Назовите свойства глины (плотность, вязкость, пластичность)

Бельчата: Назовите свойства песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду)

Бельчата: Вы оказались зимой без палатки на крайнем севере и вам надо переночевать одну ночь,  как вы поступите? (выроем углубление в сугробе)

Лисята: Зимой вы слепили двух снежных баб, но одну из них вы нарядили в шерстяную шапку и шубу. Какая снежная баба весной растает быстрее? (в шубке и шапке).

6-й конкурс «Как вести себя в природе».  

1-я ситуация (для команды «Бельчата»)

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

— А в нем яичко.

— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

— Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий. Правильно ли девочки поступили?

Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2-я ситуация (для команды «Лисята»)

Две сестренки гуляли по лесу.

— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

— Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Ведущий. Правильно ли поступили девочки?

Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3-я ситуация (для команды «Бельчата»)

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Ведущий. Правильно поступил мальчик?

Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

4-я ситуация (для команды «Лисята»)

После дождя дети пошли гулять во двор.

— Посмотри, сколько червяков!

— Давай соберем их и девчонок испугаем!

— Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Воспитатель. Правильно ли поступили ребята?

Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

Ведущая: Слово предоставляется жюри для подведения итогов и вручения подарков.

Вот и закончилась наша игра. Подведены итоги.

- Ребята, замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба - вода, птица - воздух, звери -лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Берегите, любите и охраняйте природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной «Знатоки природы».

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины. Задачи: • Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края. • У...

НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром "Природа родного края" (старшая группа)

Цель: формирование представлений о природе родного краяЗадачи приоритетной образовательной области  Познавательное  развитие: вызвать чувство любви к природе родного края; воспитывать бережн...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема:«Природа вокруг нас»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Конспект «Мы – друзья природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Подготовительная к школе группа (возраст детей 6-7 лет)

Цель:Обобщить знания детей об окружающем мире.Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природеВыявить знания о птицах,  животных, деревьяхЗакрепить п...

Конспект НОД по познавательному развитию /ознакомление с окружающим миром природы/. Старшая группа. Тема: «Подземный житель – могера».

Цель: познакомить детей с внешним видом и образом жизни крота.Задачи:образовательные:- познакомить детей с дальневосточным кротом – могерой;- дать детям представление об особенностях внешнего ст...

Конспект занятия по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром и природой). «Растения и животные зимой».

Конспект занятия  по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром и природой). «Растения и животные зимой»       Для детей подготовительной ...