Главные вкладки

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому и познавательному развитию Тема: «Бабочки»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Романова Екатерина Леонидовна

     

    Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_1.docx26.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Бабочки»

    Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи.

    Задачи:

    • Познакомить детей с разнообразием видов бабочек, с их особенностями, внешнем виде, образе жизни.
    • Развивать интерес к жизни насекомых.
    • Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к миру природы.
    • Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования (монотипия).
    • Развивать коммуникативные навыки детей, воображение, внимание, мышлений.

    Словарная работа: уточнить и закрепить значение имен:

    Существительных: лечинка, гусеница, бабочка, монотипия.

    Глаголов: прилетела, опылять, перелетать.

    Прилагательных: красивая, необычная, яркая, пестрая, разноцветная.

    Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка, художественно- творческая деятельность, музыка, физическая культура.

    Материалы: иллюстрации с изображением бабочек, вырезанные из бумаги бабочки, гуашь, кисточки, банки с водой, салфетки. Мультимедийный фильм сделанный в программе «PowerPoint», музыкальные фрагменты.

    Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, оформленная выставка «Цветы на полянке».

    Предварительная работа:

    • Чтение художественных произведений про мир насекомых.
    • Разучивание стихов о бабочках.
    • Беседа о насекомых.
    • Заучивание загадок.
    • Рассматривание фотографий. Картинок с изображением различных насекомых.
    • Проведение дидактических игр,упражнений.

    Ход совместной деятельности.

    I Организационная часть.

    Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. Попробуйте отгадать загадку, и тогда вы узнаете о каких именно насекомых будет идти речь.

    Загадка про бабочку.

    Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    Он вспорхнул и улетел.

    Ответы детей.

    Воспитатель:

    Правильно, это бабочка. Бабочки бывают разными и сейчас мы в этом убедимся.

    Слайд№1

    II. Основная часть.

    Воспитатель:

    Давайте с вами вспомним, как появляются бабочки.

    (беседа с показом слайдов)

    Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Весна. Май»

    Превращение имеет 4 цикла:

    - яйцо,

    - личинка,

    - куколка,

    - бабочка.

    Весной, как только пригреет солнышко, начинают появляться первые весенние цветы и насекомые выходят из своих зимних домиков. Бабочки одни из них. Первой просыпается крапивница — яркая, пёстрая бабочка. Крылышки у нее ярко-оранжевые с черными и желтыми пятнышками (слайд№). А вы знаете почему крапивницу так называют? Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву. Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница (слайд№). Как вы думаете, почему ее так назвали? У этой бабочки крылышки желтого цвета, как лимон, поэтому ее так и назвали. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!

    Бабочка, которая в середине лета порхает над капустными грядками, называется капустница (слайд№).

    Физкультминутка.

    «Бабочка» 
    (Дети
     выполняют движения в соответствии с текстом).

    Утром бабочка проснулась, 

    Улыбнулась, потянулась. 

    Раз - росой она умылась, 

    Два - изящно покружилась, 

    Три - нагнулась и присела,

    На четыре - полетела. 

    Ты летай, как бабочка, 

    Крылышками помаши, 

    Бабочка-порхалочка, 

    Ты ко мне спеши!

    Воспитатель читает стихотворение :

    «Бабочка»

    Ты прав. Одним воздушным очертаньем

    Я так мила.

    Весь бархат мой с его живым миганьем –

    Лишь два крыла.

    Не спрашивай: откуда появилась?

    Куда спешу?

    Здесь на цветок я лёгкий опустилась

    И вот – дышу.

    Надолго ли, без цели, без усилья.

    Дышать хочу?

    Вот, вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

    И улечу.

    Автор: А. А. Фет

    - Ребята, а как вы думаете: бабочки полезные или вредные? Для чего они вообще нужны?

    Ответы детей.

    Воспитатель:

    На самом деле бабочки могут быть и полезными и вредными. Когда бабочки перелетают с цветка на цветок, они на лапках переносят пыльцу и от этого растение лучше растет и дает больше урожая. Этим они приносят пользу. А вред приносят не сами бабочки, а их гусеницы, которые могут поедать листья, цветы и даже плоды растения.

    Но люди всегда любовались и восхищались красотой бабочек.

    Дидактическая игра: «Насекомые», «Ассоциации» (Цель: развивать ассоциативное мышление, воображение).

    Звучит музыка: П.А.Чайковского «Зима».

    Воспитатель:

    Посмотрите на столы, какие бабочки к нам сегодня прилетели (вырезанные из белой бумаги бабочки). Они очень огорчены своим внешним видом.

    Как вы думаете почему?

    Ответы детей

    Воспитатель:

    Правильно, дети. Бабочки печальны, из-за того, что у них нет ярких, красивых нарядов. Давайте им поможем? Что для этого надо сделать?

    Ответы детей.

    Воспитатель:

     Перед тем, как нам приступить к работе предлагаю еще раз посмотреть, какие бывают бабочки, какие у них красивые крылышки.

     Слайд№

    Физкультминутка.

    «Цветок»

    Спал цветок и вдруг проснулся 

    (сидят на корточках, встают), 

    Больше спать не захотел. 

    Шевельнулся, потянулся 

    (повороты влево, вправо, потянуться), 

    Взвился вверх и полетел 

    (плавное движение рук в стороны). 

    Солнце утром лишь проснется, 

    Бабочка кружит и вьется 

    (кружатся на месте)

    (воспитатель показывает  детям последовательность работы).

    1 способ: кистью с краской мы поставим на крыльях с одной стороны бабочки разноцветные кляксы. Затем аккуратно сложим крылышки и придавим ладошкой. Эта техника называется «Монотипия».

    (Объяснение сопровождается показом)

    2 способ: нанесём сначала на одно крыло краску, например, красно цвета. Затем, пока краска не высохла, вольём в неё краску жёлтого цвета, затем зелёного и т. д. Этот приём называется «Вливание». Краски должны влиться друг в друга и перемешаться. Для этого нужно брать немного больше, чем необходимо воды и краски на кисть. Не забываем, что после каждой краски нужно промывать кисточку.  Поочерёдно разукрашиваем все крылья, помня о правиле симметрии.

    (Объяснение сопровождается показом)

    3 способ: распишем крылья бабочки узорами, используя разнообразные элементы- геометрические фигуры, растительные (завитки, травка и т. д.). Рисуем кайму по контуру крыльев концом кисти, при этом кисточку держим тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Расписываем крылья, начиная с центра.

    (Объяснение сопровождается показом)

    Физкультминутка для глаз

    Звучит музыка Э.Грига «Бабочка»

    Бабочка.

    Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие цветы:

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Бабочка кружит и вьётся.

    Текущий инструктаж.

    Воспитатель:

    - Ребята, прежде, чем начнём рисовать, давайте вспомним о правилах работы с кистью и красками.

    1. Кисточкой не размахиваем, чтобы не испачкать рядом сидящего.

    2. Краски смешивать на палитре.

    3. По окончании работы кисти следует хорошо обмыть, вытереть и поставить в стакан ворсом вверх для сохранения структуры ворса.

    4. После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем и вытираем сухой салфеткой

    Рисование.

    Воспитатель:

    -  Ребята, давайте рассмотрим из каких частей состоит бабочка?

    Дети: - Крылья, туловище, голова.

    1. На силуэте в центре бабочки рисуем туловище, состоящее из двух овалов (большого и малого).

    2. Выбираем один из понравившихся способов росписи крыльев бабочки и приступаем к работе.

    Играет лёгкая красивая музыка «Звуки леса».

    Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмам изображения).

    III. Итог совместной деятельности.

    Воспитатель:

    Посмотрите какие чудесные бабочки у вас получились. Возьмите их в руки, и они полетят на нашу чудесную поляну. Выберите своей бабочке цветок и посадите ее. Какая чудесная полянка у нас получилась!

    Дети смотрят на своих бабочек и делятся своими впечатлениями.

    Используемая литература:

    Величко Юлия «Какие бывают виды бабочек», www.topauthor.ru – рубрика «Окружающий мир»

    Ю.В.Линник «Этюды о бабочках», Человек и природа, 2009,№11

    Интернет-сайты: maam.ru, ped-kopilka.ru, vokrugsveta.ru, semya-rastet.ru.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область – познавательное развитие. « Книга - лучший друг человека».

    Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для познавательного развития процессов, умений, способов познания....

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Книжкина неделя»

    Цель:  Приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу.      Образовательная задача:   Сформировать у детей понимани...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:«Викторина по сказкам А.С. Пушкина»

    Цели: Подвести итог серии занятий по сказкам А. С. Пушкина; Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры-викторины; прививать интерес детей к литературному чтению; формировать ...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Путешествие в страну здоровья»

    Цель:  Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника.   Образовательная задача:Формировать при...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию Тема: «Рыбки в аквариуме»

    Тематическая неделя: Аквариумные рыбы.Цель: Создать условия для создания изображений с помощью геометрических фигур, природного и бросового материала.Задачи:Образовательные:-смоделировать образователь...