конспект НОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Мангушева Оксана Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_attestatsiya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект НОД в старшей группе по теме

                «Путешествие в осенний лес»

             

    ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:

   Систематизировать  и  закрепить знания  детей  о грибах, об   их  основных  признаках.  Уточнить  какие  грибы являются  ядовитыми,  а какие  съедобные.

   Развивать  коммуникативные навыки  детей,  умение  выражать свои  мысли  последовательно, используя  в  речи  распространенные  предложения.

   Создать  ситуацию  радостного  эмоционального  настроения.

   Воспитывать бережное отношение  к  природе.

   

                               СЛОВАРНАЯ  РАБОТА:

   Лес, боровик,  подберезовик,  подосиновик, лисичка,  мухомор,  поганка,  грибной, ножка,  шляпка,  грибница, грибник,  искать,  собирать, срывать,  наклоняться,  солить,  варить,  жарить,  консервировать,  вкусно,  опасно.

                         ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

  1. Беседа  с  детьми о  грибах  по  теме:  «Как  мы  искали  грибы».
  2. Сюжетно-ролевые  игры:

«Семья» - «Прогулка в лес»,  «Семейный  обед  из  грибных  блюд», «Грибные  заготовки  на  зиму».

  1. Дидактические  игры:

«Отвечай  быстро»,  «Кто больше назовет  действий»,  Съедобное – несъедобное».

  1. Разучивание  стихов.
  2. Чтение  произведения  В.Г. Сутеева «Под  грибом»,  отгадывание  загадок  о  грибах.

МАТЕРИАЛЫ,  ОБОРУДОВАНИЕ,  ИНСТРУМЕНТЫ:

   Музыкальный  центр,  телевизор,  аудио  кассета,   презентация  «съедобные  и  несъедобные  грибы»,   разрезные  карточки  с грибами,  костюм  медведя,  волшебный сундучок,   кленовые листочки   из  цветной  бумаги; декорации для  оформления  музыкального  зала: деревья,  пенек,  грибы,  белочка,  лужайка.

 

              ХОД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Место проведения познавательной  деятельности  музыкально-спортивный  зал

1. Организационный  момент. Определение  темы,  целей  мероприятия.

Дети под  музыку выходят  в  зал,  выстраиваются  в  игровой части  зала.

- Ребята,  посмотрите,  к  нам  в  зал пришли  гости. Поздоровайтесь  с  гостями (Дети здороваются).

- Ребята,  какое  сейчас  время  года? (Ответы  детей).

- Правильно, осень. У  меня  в руках  таинственная   корзиночка,  ее  прислала  нам Осень.  Давайте  посмотрим  что  там.  (Воспитатель  достает  листья,  имитирует  листопад).

-  Это  пригласительный  билет  в  сказочный  лес.  Дети, давайте  соберем листочки  и  составим  красивый  букет.  Он  будет  стоять  у  нас  в  группе,   и  напоминать   нам  об  осенней красоте  природы.  

-  Ребята,  мы  сейчас  отправимся   на  прогулку  в «сказочный  лес».

После  положительного  ответа  воспитатель  предлагает  детям  занять  места  в  «электричке»  и  отправиться  в  путешествие. Дети  полукругом  садятся возле  проектора.

-  Садитесь  поудобнее.  Пока  мы  едем,  мы  вспомним,  какие  лесные  дары  нам приносит  Осень. (Ответы  детей).

     

2. Беседа  с  детьми о  разновидностях  грибов.

- Грибы  выделяются  в  особое  царство  живой  природы.  Их  на  свете  очень  много  и  все они  очень разные.

-  Послушайте,  ребята  прочитают  вам  стихотворение  о  грибах:

Разбежались  по  полянке  мухоморы  и  поганки,

Чтобы  сбить  тебя  с пути  и  от белых  отвести.

Там,  где  солнышко  пригрело, задержаться можно смело:

Значит,  здесь семья  маслят  или рыжики  стоят.

Я  под  елкой,  а  под  елкой  кто-то  спрятался в  иголках,

В  темной  шляпке  набекрень  боровик  укрылся  в  тень.

А  веселые ребята – тонконогие  опята –

Притаились  возле  пня  и  кричат: «Ищи  меня!»

Нам  и  лето,  нам  и  осень чудеса  всегда приносят,

Но  грибы, что дарит лес, - это  чудо  из  чудес.

                                                    З.Александрова.

-  Для  того,  чтобы  легче  было  искать  грибы,  необходимо  знать,  где какие  грибы любят расти.  Некоторые  грибы  сами  рассказывают о  том,  где  их можно  найти.

- Ребята,  давайте вспомним,   из  каких  частей  состоит гриб?  (Ответы  детей).

- Правильно!  Шляпка,  ножка  и  грибница.

 Слайд № 1.

«Гриб  боровик»

- Посмотрите,  вот  и  первый  гриб.

- Ребята, что  это за гриб? (Ответы  детей).

- Где  растут  боровики?  (Ответы  детей).

-  Какого  цвета  у  него  шляпка?  (Ответы  детей).

-  Какой  формы  у него  ножка?  (Ответы  детей).

Ребенок читает  стихотворение:

Вот  гриб – боровик,

Он  к  почету  привык,

Как  полковник  важен  он

Всяк  ему  отдаст поклон.

 Слайд № 2.

«Гриб  подосиновик»

-  Ребята,  а как вы думаете,  какие грибы  растут  в  сосновой  роще?  (Ответы  детей).

- Правильно!  Это грибы  подосиновики.

- Где  любят  расти  подосиновики? (Ответы  детей).

- Любят  подосиновики  забираться  в папоротники.  А  как  выглядит подосиновик?  (Ответы  детей).

-  Какого  цвета  у  него  шляпка?  (Ответы  детей).

-  Какой  формы  у него  ножка?  (Ответы  детей).

-  Что  готовят  из  подосиновиков? (Ответы  детей). 

Ребенок читает  стихотворение:

Как  фонарик – светофор,

Что  зажегся  красным  светом,

Украшает старый  бор

Гриб  и  осенью  и  летом.

 Слайд  № 3.  

«Гриб подберезовик»

-  Ребята,  как  вы  думаете,  какие  грибы  могут  расти  под  березами?  (Ответы  детей).

-  Как  выглядит  подберезовик?  (Ответы  детей).

-  Какого  цвета  у  него  шляпка?  (Ответы  детей).

-  Какой  формы  у него  ножка?  (Ответы  детей).

- Почему  подберезовики  называют  сыновьями  березы?  (Ответы  детей).

- Правильно!  У  деревьев  с  грибами  -  большая  дружба.

Ребенок  читает  стихотворение:

Под  высокой  березой,

Где  цветут  ромашки,

Вырос  подберезовик

В  серенькой  рубашке.

 Слайд  № 4.

«Грибы  лисички»

-  Ребята, посмотрите, что  это за  дружная  семейка?  (Ответы  детей).

- Правильно!  Это лисички.  Эти  грибы ранние.  

- Ребята,   как вы  понимаете   «ранние» грибы?   (Ответы  детей). 

- Правильно! Собирают  их  грибники  уже  в  июле,  когда  другие  грибы еще  не появляются.  

-  Как  выглядит  лисичка?  (Ответы  детей).

-  Какого  цвета  этот  гриб? (Ответы  детей).

- Почему  так  называется?  (Ответы  детей).

-  Где  растет  лисичка?  (Ответы  детей).

- Что  готовят  из  грибов – лисичек?  (Ответы  детей).

Ребенок  читает  стихотворение:

Заплели  лисички

Рыжие  косички,

Разбежались  стайкой

По  лесной  лужайке.

Нас  с тобой  грибы  зовут:

«Посмотрите-ка,  мы  тут!»

-  Ребята, скажите,  все эти грибы,   о которых  мы с  вами  вспомнили,  съедобные  или  не съедобные?   (Ответы детей).

-  Правильно!  Это  съедобные грибы.  

Слайд  № 5.

«Гриб  мухомор»

-  Посмотрите,  какой  красивый  гриб  растет:  красный  с  белыми  пятнами.

- Что  это  за гриб?  (Ответы  детей).

-  Какого  цвета  у  него  шляпка? (Ответы  детей).

-  Как  выглядит  ножка?   (Ответы  детей).

-  Как  выдумаете,  это  съедобный  или  несъедобный  гриб?     (Ответы  детей). 

-  Когда  этот  гриб  состарится,  его края  красной  шапочки  загнуться  в  вверх,  он  превратиться  в  блюдечко  на  ножке. Пойдет  дождь  и  в блюдечке  соберется    вода.

-  Как  вы  думаете,  ее  можно  пить? (Ответы  детей).

- Почему?    (Ответы  детей).

- Правильно!  Она  будет ядовитой.  Напьется  жучок  этой  воды  и погибнет.

-  Ребята, а  какие  вы еще  знаете ядовитые  грибы?  (Ответы  детей).

-  Как надо поступать, если  в лесу  вам  попался  незнакомый  гриб?  (Ответы  детей).

- Правильно!  Топтать  и  срывать  нельзя.  Многие  животные  питаются  грибами  и    используют  несъедобные  грибы  в качестве  лекарства.

-  Вот  мы  и  приехали  в лес.

  1. Физминутка «Боровик»:

Среди  бора  вырос гриб,                          Дети  разводят  руки  в  стороны.

Что  зовется боровик.                                                    

Каждый  день  он  подрастал                   Дети сели  и  потихоньку встают.

И  теперь заметный  стал.                                

Ах,  какой же  он  нарядный                           Повороты, руки на поясе.

В  шапке  темно-шоколадной!

Ах,  какой же  он  большой,                      Дети  встают  на носочки.

С  ножкой  крепкой  и  прямой!                        

Лес,  хорош подарок  твой!                      Дети делают одной  рукой поклон.

Мы возьмем  его  домой.                                     Хлопают в  ладоши.

3. Закрепление  представлений  о грибах.

- Дети,  посмотрите  вокруг -  как  красиво!  А вам  нравится в    лесу?  (Ответы  детей).

- Деревья оделись  в  осенний  наряд.  Какие  деревья вы  видите  в лесу?  (Ответы  детей).

- Как  много  в  осеннем  лесу разных  красок:   желтых,    зеленых,   красных – разных!

-  Ребята, где вы  видите   эти  краски?     (Ответы детей)

Слышится  оханье, появляется  медвежонок. 

Медвежонок:

- Кто это на моей  полянке  шумит?

Дети:

- Это  мы  пришли  в гости.  Мы  знакомимся  с  жизнью  леса.

Воспитатель:

- Ребята,  это  сказочный  медвежонок,  он умеет разговаривать.  Давайте  послушаем,  что он  нам  расскажет.

  Медвежонок:

-  Я  хочу  вам  рассказать,  как  мне живется  осенью  в  лесу.  Каждый  занят  своим  делом.  Вон,  видите,  белочка,  она  готовит  орешки  на зиму  и  сушит  грибочки.

Воспитатель:

-  Ребята,  посмотрите  как  много грибов на  полянке. В  лесу  много  грибов,   но  не  все  можно  кушать.

-  Ребята,  расскажите  медвежонку,  какие грибы нельзя кушать?  Почему?  (Ответы  детей). 

-  Какие  можно? (Ответы  детей).

- Гриб  нельзя  выдергивать  из  земли,  его  аккуратно  нужно  срезать.  

-  Ребята,  почему  нельзя  грибочки  выдергивать  из  земли? (Ответы  детей).

- Правильно,  если  не  будет  грибов,  животным нечем  будет  питаться.

- Ребята,  расскажите  медвежонку,  как люди  употребляют  грибы  в пищу?  Что  готовят  из них?   (Ответы  детей).

-  Медвежонок,  ребята  знают много  о грибах.

-  А  теперь,  давайте поиграем  в игру  вместе  с  медвежонком.

Дети  садятся  на  стульчики.

5. Дидактическая игра «Собери  грибок».

(Собрать грибок из разрезанных карточек. Повтор игры 2-3 раза)

Воспитатель:

-  Молодцы,  ребята,  вы  очень хорошо  справились  с  заданием.

  1. Дидактическая  игра  «Найди  потерявшееся  слово».

- Ребята,  медвежонок  хотел  прочитать  вам  стихотворение,  но  все  родственные  слова,  слову  «гриб» потерялись.  Давайте  поможем  медвежонку  их найти.

Воспитатель читает стихотворение,  а  дети договаривают  родственное  слово,  слову  «гриб»:

Как-то  раннею  порой  вдруг  полился  дождь  грибной.

И из дома  в  тот же  миг в  лес  отправился  грибник.

Чтобы  принести улов,  взял  корзину  для грибов.

Долго  шел  он  в  глушь  лесную – поляну там искал -  грибную.

Вдруг  под  елочкой  на  кочке  видит маленький  грибочек.

И обрадовался  вмиг  наш  удачливый  грибник.

Как  ему  не  веселиться, если здесь, в  земле  -  грибница!

Стал  заглядывать  под  елки, под березу  и  дубы,

Собирать    в свою  корзину  все  съедобные  грибы.

А  когда  собрал  их  много,  то отправился домой,

И  мечтал  он всю  дорогу,  как  он  сварит  суп  грибной.

Много он собрал  грибов,  и грибочков,  и  грибков,

А  тому, кто долго ищет,  попадется и  грибище! 

                                                      Т. Кулакова.

7. Подведение  итогов:

Воспитатель:

-  Ребята,  вот и  подошла  к  концу  наша  прогулка  в лес. Кто  напомнит,  о  чем  мы  сегодня говорили? (Ответы  детей).

- О  чем  мы  с вами вспомнили и  рассказали  медвежонку? (Ответы  детей).

-  А  теперь  нам  пора  проводить  медвежонка, его,  наверное,  заждалась  мама. Ведь  осенью  у  всех зверят  много дел,  они готовятся  к  зиме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...