Анализ работы по безопасности жизнедеятельности детей в природе.
материал по окружающему миру на тему

Попова Наталия Михайловна

Выступление на педагогическом совете по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_popova.odt17.9 КБ

Предварительный просмотр:


Выступление на педагогическом совете по экологическому воспитанию

Анализ  работы

по

безопасности

жизнедеятельности

детей в природе



Жизнь, как бы сложна она ни была временами, замечательна. Недаром все мы так дорожим ею. Однако на свете существует много опасностей, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять ее у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы , как избежать их или победить в возникшей критической ситуации. Мир, в котором мы живём огромный, сложный и очень разный.

   Говорят, первобытному человеку жилось очень плохо . Каждую минуту он рисковал попасть на обед дикому зверю, его мог придавить упавший с горы камень или поразить молния. Конечно, в наши дни ждать атаки дикого зверя не приходится. Тем не менее число напастей на нас отнюдь не уменьшилось. И дело не только и не столько в том, что молнии продолжают сверкать, а камни падать.     Большую часть нынешних опасностей мы создаём себе сами . Наши современники вовсю пользуются электричеством, ездят на автомобилях, летают на самолётах и на космических кораблях... А всё это источники повышенной опасности.

   Источником повышенной опасности может быть и даже знакомый , давно исхоженный лес, таящий в себе массу загадок и бед. Несмотря на царящую в нем обычно тишину, лес полон жизни. Его населяет великое множество животных, растений, грибов и т.д. И не всегда всё это в лесу приносит людям радость. На каждом шагу можно столкнуться с неприятностями. Наряду с белоствольными берёзками, тёмными сумрачными елями , светлыми соснами здесь растут ядовитые растения и грибы, обитают животные и насекомые, которые могут обидеть человека.

     Слова «ядовитые растения» невольно вызывают тревожное чувство. На самом деле в природе не бывает растений только вредных или только полезных. Ведь любое растение обладает множеством разных свойств, и часто самое смертоносное можно использовать во благо. Например, для исцеления больных. Ещё первобытные люди собирали ягоды для пропитания. Одни оказывались съедобными, другие - невкусными, третьи вызывали болезни, порой приводившие к смерти. Постепенно, методом проб и ошибок, человек накапливал знания о свойствах растений, в том числе и ядовитых.

    Ядовитыми мы называем те растения, что содержат вещества, которые, попав в организм животных или человека, даже в малых дозах, вызывают в нём болезненные изменения, иногда очень опасные для жизни.

     Опасны   для   жизни   такие   растения     как дурман, белена. Эти растения родственники. У белены специфический запах, он отпугивает животных, но у человека обоняние слабое, и он не воспринимает это предупреждение. Если дети попробуют семена белены, похожие на маковые и по виду, и по вкусу, то неизбежно отравятся. Ведь семена белены очень ядовиты, хотя можно отравиться любой её частью. Но зло, таящееся в белене, врачи превратили во благо: из неё делают болеутоляющее лекарство.

    Очень красива и притягательна белладонна или красавка, когда она отцветает, в зелёных чашечках созревают сочные тёмные ягоды, похожие на вишню или черешню. Даже одна ягодка вызывает отравление. К сожалению, по незнанию дети порой соблазняются ягодами белладонны. А ведь достаточно пяти ягод, чтобы умереть. Но в умелых руках врачей-фармацевтов белладонна превращается в ценное лекарство атропин.

   «Царь» цветов - ландыш – ядовитое растение. Его ягоды ни в коем случае нельзя брать в рот. Впрочем, это относится ко всему растению. Ядовита даже вода, в которой стоял букетик ландышей. Славится ландыш и своими лечебными свойствами, которые регулируют  работу сердца.

   Волчье лыко - красивое, но очень опасное растение. Этот кустарник так ядовит, что даже его цветками лучше  любоваться издали. Если сок, который содержит яд, случайно капнет на кожу, губы или глаза, появится сильнейшее раздражение. Летом на месте цветков появляются ярко - красные ягоды. Они тоже опасны. Восемь ягод – смертельная доза для человека. Этот кустарник обходят стороной        даже животные, которые лакомятся корой разных деревьев и кустарников.

    Многие известные и важные для человека пищевые растения, такие как картофель, томаты, могут быть опасны для здоровья. В ботве и зелёных, похожих на мелкие помидорчики «ягодах», содержится яд - соланин. Этот   же яд образуется в ботве и недозрелых плодах томатов. Употреблять их в пищу категорически запрещено.

   Никто, кроме специалистов, не может быть твёрдо уверен, какое растение ядовитое, а какое безобидное. Поэтому большое внимание я на занятиях  уделяю тому, чтобы дети , увидев незнакомый цветок или ягоду , не рвали, а уж тем более не пробовали на вкус. Я считаю, что ядовитые растения, как и всё живое на Земле - часть природы и истреблять их только за то, что они опасны, нельзя! Эти растения могут оказаться смертоносными только для людей неосторожных и незнающих. Запомнить все ядовитые растения невозможно, но которые встречаются в нашей местности детям необходимо знать. Поэтому я знакомлю детей с этими растениями не только по картинкам, но и в живой природе.

Помимо растений природа богата грибами. Грибы, в представлении современных биологов - это отдельное царство живой природы. Грибы, как и растения, бывают съедобные и несъедобные.  И моя  задача состоит в том, чтобы научить детей различать наиболее распространённые виды ядовитых грибов.

  Самый распространённый вид ядовитых грибов - мухомор. Этот гриб известен всем детям с младшего возраста. Именно эти грибы соседствуют с жилищем Бабы –Яги на страницах книг со сказками. Пожалуй, это самый красивый и эффектный гриб. И с другими грибами его не спутаешь: ни у одного гриба нет такой ярко - красной шляпки с белыми крапинками. Правда, на выцветших желтовато - оранжевых шляпках старых мухоморов пятнышки - чешуйки иногда исчезают. Тогда принадлежность гриба к ядовитой семейке мы определим по вздутому основанию ножки и кольцу на ней.

   На занятиях я знакомила детей с видами опят. У съедобных опят есть двойняшки - несъедобные ложные опята. Они так же растут на пнях, такими же большими группами, как и съедобные. Первое на что нужно обратить внимание-это цвет. У ложных опят они жёлтые , а не   белые или  кремовые.

   Самый опасный из ядовитых грибов - это бледная поганка. Шляпка бледной поганки может быть окрашена в разные цвета: белый, зелёный, жёлтый. Особенно ядовит белый и зелёный. Самое опасное заключается в том, что до сих пор специалистам не удалось создать антидота к ядам, содержащимся в грибах. Даже от укуса змей есть специальные сыворотки, а вот от бледной поганки защититься нечем.

   Я неоднократно беседовала с детьми о том, что грибы растут не только в лесу, на лугу, в поле, но и вдоль дорог, в парке, в сквере. Могут расти даже на территории детского сада. Обращала внимание детей на то, что эти грибы рвать нельзя, так как они поглощают выхлопные газы, радиацию и могут быть очень опасны, несмотря на то, что считаются съедобными.

   Собирая незнакомые плоды, можно ориентироваться на птиц. Если некоторые из плодов надклюнуты, значит можно не опасаться, что они окажутся ядовитыми. Ни птицы, ни животные не будут есть ядовитые растения и ягоды. Об этом нужно помнить всегда.

  Большинство окружающих нас опасностей кажутся нам далёкими и не коснуться нас никогда. Однако они достаточно закономерны. Поэтому  я стараюсь научить детей узнавать опасности, предугадывать и избегать их,   а попав в опасную ситуацию, действовать верно и никогда не сдаваться, даже тогда, когда кажется, что выхода уже нет и все средства испробованы.

Используемая  литература:

1.  Программа  воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., «Мазаика-синтез», 2011 г.

2. «Мы». Программа экологического образования детей. С-Пб; «Детство-Пресс» 2002г.

3. Короткова О. А. Ядовитые растения Москва, 2002 г.

4. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И., Животные леса. — Москва, 2002 г.

5. Сергеева 5М. Н., Туликова Н. А., Грибы. — Москва., 2001 г.

6. Поляков В. В. Учебник ОБЖ 5 класс. Москва «Дрофа» 1999 г.

7. Л. И. Рехова «В союзе с природой» «ЦТП» Сервизшкола» Москва, Ставрополь 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД «Профессия пожарного – почетная и важная» по разделу программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.К. Авдеевой для детей подготовительной логопедической группы.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является че...

Проект «Духовно – нравственное воспитание детей в ДОУ. Жизнедеятельность детей в ДОУ (Режим организации пребывания в радости, поиске и сотворчестве)

Человек(ребенок) — это часть Вселенной, и живет он по ее зако­нам. Вся его жизнедеятельность складывается из опреде­ленных ритмов: бодрствование — сон, умстве...

Основы безопасности жизнедеятельности детей на природе

Наступило долгожданное лето, и вы решили выехать с детьми на природу. Солнце, воздух и вода – это, бесспорно, замечательно. Но, принимая решение взять детей с собой в лес, необходимо в первую очере...

Фотоотчёт по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей в ДОУ. Учим детей звонить в службы экстренной помощи

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой....

Конспект занятия по физическому развитию детей, основанные на принципах безопасной жизнедеятельности детей "Азбука здоровья."

ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ОСНОВАННАЯ НА ПРИНЦИПАХ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»...

Безопасность жизнедеятельности дошкольников на природе.

Расскажем о правилах поведения на природе. Чтобы отдых был не только приятным, но и безопасным....