Конспект непосредственной организованной деятельности «По сказочным тропинкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Егорова Вера Олеговна

Конспект  предназначен для работы с детьми старшей группы с целью расширить представление детей о богатстве устного народного творчества  – сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_skazochnym_tropinkam.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы   лицей №1739«Жулебино»

Конспект непосредственной организованной деятельности

 «По сказочным тропинкам»

 в старшей дошкольной группе.

Воспитатель

Егорова Вера Олеговна

Москва, 2014

Цель: расширять представление детей о богатстве устного народного творчества  – сказках.

Задачи:

  • совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и музыкальным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам;
  • формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев;
  • активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев,  название, цвет и величину геометрических фигур;
  • развивать воображение, творческую фантазию детей, конструктивные способности;  инициативу и самостоятельность детей  в решении проблемных ситуаций; умение работать в коллективе;
  • воспитывать   интерес к литературным произведениям.

Предварительная работа:

  • Чтение, рассказывание русских народных сказок.
  • Рассматривание иллюстраций и репродукции картин к сказкам
  • Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
  • Показ сказок  используя «Настольный театр» или театр  «Бибабо».
  • Игры детей с деревянным театром по сюжетам из сказок.
  • Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет?», «Чудесный мешочек»,  «Да или нет», «Хорошо - плохо»,  «Противоречия» и т.д.
  • Придумывание сказок на новый лад.
  • Игровое упражнение «Расскажи сказку по кругу».
  • Продуктивная  деятельность: «Нарисуй сказку», «Раскрась сказочного героя», «Сказка на ладошке»
  • Заучивание и разгадывание загадок.

Оборудование:  Музыкальное сопровождение – песня «В мире много сказок», «Зверобика» (аудиозапись), компьютерная  презентация, костюмы для выступающих в сказке «Репка», картинки с героями и доска для игры «Противоположности», пустые емкости, мешочки с горохом и фасолью.

   

Ход занятия:

Организационный момент:  (слайд 1)

Дети подпевают под аудиозапись

Со сказками все дружат.

И сказки дружат с нами 

Они необходимы как солнышка привет 

Кто любит слушать сказки 

Тому они расскажут

О том, что может, было, о том, что может было 

А может быть и нет.

(слайд 2)

Воспитатель. Добрый день! Дорогие друзья, сегодня мы вместе с феей сказок совершим увлекательное путешествие по дорогам сказок. Вас ждут задания от сказочных героев, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше. В конце сказочного пути вас ждёт сюрприз. Готовы! В путь!

Воспитатель. Наше путешествие в мир сказок будет очень сложным. Прежде чем наши герои будут появляться, вам надо будет отгадывать загадки.

Чтоб взлететь над землёй,

Ступа ей нужна с метлой (слайд 3)

Воспитатель. Правильно, это Баба Яга.

Бабушка Яга просила вам передать волшебный клубок с заданием.

Вам необходимо найти и правильно расположить противоположных по характеру героев сказок.

Предлагаю детям клубок, на котором закреплены герои Золушка и мачеха, Буратино и Карабас Барабас, Баба Яга и Аленушка, Волк и семеро козлят, Лиса и Колобок, Айболит и Бармалей.  Дети выкладывают на доске героев (слайд 4-9)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите, имя её! (слайд 10 )

Воспитатель. Правильно, это Красная шапочка.

Она просит вас вспомнить, слова синонимы – про одно и тоже разными словами. 

Автомобиль – машина, врач – доктор, конь – лошадь,  труд-работа, воин-солдат, приятель-друг, грусть-печаль. 

Ровно в полночь убежала.

И, споткнувшись, потеряла.

На балу у короля 

Туфельку из хрусталя (слайд 11)

Воспитатель. Правильно, это Золушка.

Мачеха с сестрами уехала на бал, а Золушка должна перебрать горох от фасоли. Поможем ей? Вспомните, как надо работать в паре, определитесь, кто будет отбирать горох, а кто фасоль. 

На столах -  тарелочки, в которых перемешаны горох и фасоль, а также две пустые емкости. Дети определяются, что один выбирает горох, другой фасоль в пустые емкости.

Воспитатель. А мы продолжаем наше путешествие, и я предлагаю отгадать следующую загадку.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …     (слайд 12)

Воспитатель. Да, это Доктор Айболит.

Доктор знает как важно для человека физкультура и поэтому предлагает вам подвигаться.

Физминутка  «Зверобика»

Воспитатель. 

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (слайд 13)

Воспитатель. Это русско-народная сказка Репка.

Давайте мы её покажем. 

Дети инсценируют сказку.

Воспитатель: - А мы немного отдохнули, и я предлагаю продолжить наше путешествие.

На тарелочке лежал,

Как остыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою — лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный ...  (слайд 14)

Воспитатель.  Да, конечно Колобок.

Колобок приготовил для вас следующее задание. Посмотрите на экран, перед вами будут появляться фрагменты из сказок, вам надо определить из каких сказок эти герои и кто эти сказки написал.

(слайд 15-21)

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?.. (слайд 22)

Воспитатель. Правильно, это Буратино.

Давайте вспомним, что такое предложения и составим их по картинкам из двух слов, из трех слов, из четырех слов. (На слайде появляется картинка, и дети составляют по ней предложение из двух слов и т.д.)

(слайд 23-25)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком,

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся … (слайд 26)

Воспитатель. Чипполино, предлагает вам по первым и последним звукам из названия этих животных, составить слово. 

Буквы О и Ы открыты. Произношу слова: мышь – первый звук «М», открываю букву М. Лиса – первый звук «Л», открываю букву. Медведь – звук в конце и середине слова «Д», заяц – звук в конце слова «Ц».

Дети читают слово (слайд 27-31)

Воспитатель. Фея  благодарит вас за путешествие по дорогам сказок. Мы вспомнили с вами героев не только русско-народных сказок, но и авторских.

Сказки вы не забывайте,

С интересом их читайте.

В гости ждем мы вас, друзья,

Вам будут рады здесь всегда!

За этот нелегкий путь вы награждаетесь медальками!

Используемая литература:

  1. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
  2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
  3. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и детском саду. М.: Совр. слово. 2003. 280 с.
  4. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
  5. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
  7. Выготский Л.С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998..
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
  9. Запорожец А. В. Избр. психологические труды в двух томах. М.: 1986. с – 306.
  10. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т.
  11. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.
  12. Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14
  13. Пропп  В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.
  14. Прохорова П.Л. Развиваем творческую активность школьников. - Владимир, 1995.
  15. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
  16. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
  17. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
  18. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки Журнал практического психолога.-1999, N10-11. С.27-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»

формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности «Рыбки-мобили»

Образовательная область: «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая , коммуникативная.Интеграция областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».Цель:Обобщить ...

Конспект непосредственной организованной деятельности ОО «Физическое развитие» на тему: «Сказочные эстафеты» в старшей группе.

Конспект непосредственной организованной деятельности ОО «Физическое  развитие»на тему: «Сказочные эстафеты»в старшей  группе....

Конспект Непосредственно организованной деятельности в средней группе по математике " Путешествие на сказочную лесную полянку"

Конспект НОД по математике в средней группе «Путешествие на сказочную лесную полянку» в средней группеЗадачи:-закреплять умение считать в пределах 5 (количественный и порядковый счет);-фор...

Непосредственная образовательная деятельность " По сказочным тропинкам" с элементами сказкотерапии.

Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников,героев сказок. Воспитыв...

Непосредственная образовательная деятельность " По сказочным тропинкам" с элементами сказкотерапии.

Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок. Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.  ...