НОД ФЦКМ (средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Тагирова Зарина Рашидовна

Конспект НОД по ФЦКМ Лютень, студень, стужайло

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира

«Лютень, Студень, Стужайло» с воспитанниками группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

«Матрешки»

Подготовил воспитатель:

Байжаксина З.Р.

г.Сургут

Цель: Продолжить знакомить детей с явлениями неживой природы, Развить у дошкольников внимание, мелкую моторику, воображение.

Задачи образовательной области «Познание» (ФЦКМ)

- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;

- продолжать знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;

- учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе;

- учить различать природные явления: метель, вьюга, пурга;

- развивать способность наблюдать, строить предположения, делать выводы;

Задачи интеграции образовательных областей

 Коммуникация.

- способствовать развитию любознательности

- пополнять и активизировать словарь

- развивать умение детей рассказывать, описывать картину.

Чтение художественной литературы.

-  формировать интерес и потребность в чтении

Художественно-эстетическое творчество.

-  закреплять навыки аккуратного наклеивания

- формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

Музыка. 

- формировать навыки культурного слушания музыки.

Здоровье.

- Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека.

 Физическая культура.

- закреплять умение пролезать через предметы

- развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту.

Социализация.

- развивать у дошкольников интерес к различным видам игр

- формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.

Формирование элементарных математических представлений

- Развивать логическое мышление у детей.

Безопасность.

- знакомить детей с правилами поведения на улице в зимний период

- формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.

Виды деятельности.

Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, двигательная, продуктивная, коммуникативная .

Формы организации совместной деятельности

Наблюдение, игры с правилами, подвижные игры с правилами, беседы, слушание, чтение.

Материалы к НОД

Сюжетные картины «Зимние месяцы», олимпийские талисманы (леопард, зайка, медведь), ватман, заранее приготовленные снежинки,  спортивный инвентарь (дуга, «тропа здоровья», полукруги).

Предполагаемый результат.

Дети расширят представление о признаках зимы, ее особенностях. Логически будут рассуждать, покажут физическую подготовку, будут довольны коллективным творчеством.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Организационный момент: (Играет музыка, дети заходят в группу)

Ребята! Я рада Вас всех приветствовать в этот хороший день!

Поздоровайтесь с нашими гостями.

- Я предлагаю сегодня нам совершить необычное путешествие

- Подскажите, какое сейчас у нас время года? (зима)

Правильно, сегодня мы отправимся с вами в зимний лес!

- Как нужно одеваться зимой? (тепло, шапки, варежки, перчатки, куртки, шарфы)

- Молодцы!

- Давайте представим, что мы одеваем с вами теплую одежду и отправимся в путешествие, для этого мы закроем глаза и произнесем волшебные слова.

«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать!»

- Ребята! Мы с вами очутились в зимнем лесу, давайте посмотрим на красивые пейзажи. (обращаем внимание детей на картину с изображением зимнего леса)

- Что изображено на картине? (на картине изображена зима, зимний лес)

-Скажите, пожалуйста, сколько вы знаете зимних месяцев?

-Назовите их? (декабрь, январь, февраль)

-Правильно. Это Декабрь, Январь и Февраль.

-А вы знаете, что в давние времена, зимние месяца называли «Лютень», «Студень», «Стужайло»? (нет)

- Как вы думаете, почему так говорили? (ответы детей)

-Как вы понимаете слово «Лютень»? (ответы детей)

-Лютень – значит лютый, очень холодный. Это месяц декабрь.

- Посмотрите, какая холодная и снежная зима у нас на картинках.

- Варя расскажет нам стихотворение «В декабре, в декабре» (Варя рассказывает стихотворение)

- Ребята, а как вы думаете, что значит «Студень»? (ответы детей)

- Что это за месяц, расскажите, как вы его понимаете? (ответы детей)

-«Студень» - это значит студеный, морозный, холодный.

-Обратите внимание на наши картины, на них мы видим как холодно на улице.

- Вот какой бывает месяц «Январь»

- Ну что ребята, вы еще не замерзли от такой снежной, холодной,

морозной зимы? (да, нет)

- Я предлагаю вам сейчас всем встать в круг, взяться за руки. Почувствуйте тепло друг друга ладонями. А теперь подойдите ближе и прикоснитесь плечами. Вы чувствуете тепло? Пусть это тепло и тепло вашей дружбы помогает вам, если будет трудно в нашем дальнейшем путешествии.

Ребята, чтобы узнать, что же такое стужайло, вам нужно ответить на несколько вопросов.

 - Ребята, какие игры начались у нас? (олимпийские)

- В каком городе проходит зимняя олимпиада? (Сочи)

- Какие символы олимпиады вы знаете? (леопард, зайка, медведь)

(Дети подходят в полосе препятствий, где находится фигуры талисманов олимпиады)

- Ребята, вот мы пришли в гости к талисманам зимней олимпиады. И для вас они приготовили полосу препятствий.

П/И «Полоса снежных препятствий»

(Дети строятся парами, пролезают под дугой, проходят по тропе здоровья, перепрыгивают через препятствие)

-Молодцы! Давайте попрощаемся с нашими талисманами и продолжим путь дальше.

- Ну что ж, ребята осталось нам с вами разобрать слово «Стужайло».

- Как вы думаете, что оно означает? («Стужайло» - это стужа, сильный ветер, холодно)

-Посмотрите, что вы видите на этой картине? (Все деревья стоят замершие в снегу, в инее)

- Какой сейчас месяц? (Февраль)

- В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга.

- Как вы думаете, что такое метель? (ветер со снегом).

- Правильно, ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Бывает, что метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у Я вью-ю-у-га…». Так метель сама себя назвала.

- Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров ничего не видно вокруг.

Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.

- Февраль очень злой месяц зимы. Этот месяц самый голодный
для всех лесных и домашних животных. Ведь они тоже не очень любят, когда дует сильный ветер

- Много снега в феврале? (в феврале много снега)

- А еды для зверей и птиц много? (мало)

- Как вы думаете, кому в это время нужна наша помощь и защита больше всего? (птицам)

Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)

Ребята, а из чего получается метель, вьюга, пурга? (из снега, снежинок)

- Давайте сейчас мы как снежинки полетим к столу (дети под музыку подходят к столу с заранее приготовленными снежинками)

Что мы с вами вчера вырезали? (снежинки)

Скажите какой бывает снег? (холодный, белый, колючий, пушистый, мягкий, легкий)

Дыхательная гимнастика

Да, предлагаю нам взять снежинки и подуть на них. (Дети берут снежинки и дуют)

- Давайте из ваших снежинок сделаем одеяло. (Дети свои снежинки прикрепляют  на лист ватмана)

- Посмотрите, какое красивое у нас получилось снежное одеяло. Вот так, ребята, у нас выглядит метель.

Ребята, давайте будем возвращаться назад в детский сад, так как начинается метель.

-Закрываем глаза и говорим волшебные слова

«Раз - мы низко приседаем, Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать, Глазки надо открывать!»

- Ну, вот мы и дома! Снимаем нашу теплую одежду.

Рефлексия

Ребята, вам понравилось путешествие? (да)

Что вы сегодня нового узнали?  (декабрь-лютень, январь- студень, февраль- стужайло)

Молодцы!

А как называется ветер со снегом? (метель, вьюга, пурга)

Вы сегодня молодцы! Узнали, как в старину называли зимние месяцы, поучаствовали в олимпиаде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прогулка по весеннему лесу" ФЦКМ средняя группа.

Презентация к занятию по ФЦКМ для 2 младшей или средней группы....

Конспект по ФЦКМ. Средняя группа

Интегрированное НОД с использованием ИКТ....

ФЦКМ средняя группа

Цель: дать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми.Образовательные задачи:учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду и дома;активизир...

Презентация "Домашние животные" к занятию по ФЦКМ средняя группа

Презентация для детей дошкольного возраста по теме недели " Домашние животные"...

Дидактические игры по ФЦКМ средняя группа 4-5 лет.

Дидактические игры по ФЦКМ средняя группа 4-5 лет....

Технологическая карта образовательной деятельности по ФЦКМ средняя группа "Наряды для куклы Тани"

Цель: Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении....

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) средняя группа Тема: «Дикие животные и их детеныши» «Заколдованные животные»

НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) средняя группа Тема: «Дикие животные и их детеныши» «Заколдованные животные»...