План-конспект НОД (познание,старшая группа) Тема: «Глобус и карта»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Глобус и карта»

(Старшая группа)

Цель: развивать исследовательский подход к окружающей действительности, систематизировать знания полученные детьми в повседневной жизни.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства, умение правильно понимать  эмоциональное состояние окружающих.

Развивающие задачи:  развивать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов; самостоятельно использовать свой двигательный опыт в различных ситуациях, контролировать качество движений; формировать умение осмысленно применять освоенные способы конструирования в конкретных условиях.

Образовательные задачи: создать условия для исследовательской активности детей, формирование элементарных знаний и понятий о планете Земля.

Основная образовательная область «Познание»

Интегрированные образовательные области: коммуникация, познание (конструирование), физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы.

Методы и приёмы: Методы: поисковые, наглядные, словесные, практические, игровые.

Приёмы: художественное слово, дидактические игры, подвижные игры, вопросы, поощрение.

Наглядные средства обучения:  глобус, карта, картинки.

Словарная работа:

 Обогащение словаря: глобус, карта, модель.

Активизация словаря:  наземный, воздушный, водный транспорт.

Предварительная работа: изучение методической литературы: А.А.Вахрушев «Здравствуй, мир», Н.Рыжова «Наш дом природа», подготовка наглядного демонстрационного материала, сочинение физминутки, разработка дидактических игр.

Структура:

  I. Вводная часть.

      1. Сюрпризный момент.

      2. Постановка детской цели – помочь Айболиту.

II. Основная часть.

     1. Д/и «Собери чемодан».

     2. Физминутка

3. Д/и «Выбираем транспорт».

4. П/и «Самолёты, пароходы…».

5. Беседа. Затруднение. Рассматривание и сравнение глобуса и карты.

6. Конструирование  самолёта. Коллективная работа детей.

III. Итог.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель показывает игрушку доктора Айболита и читает слова:

Добрый доктор Айболит,

Он   под деревом сидит

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

- Ребята, из какого произведения этот отрывок? (Айболит).

- Кто его написал?  (К.И.Чуковский)

- Что-то наш Айболит загрустил. Отчего ты Айболит такой грустный?

- Айболит говорит, что шакал принес ему письмо от больных зверей.

              Они «….живут на Занзибаре,

В Калахари  и Сахаре,

На горе Фернандо-по

Где гуляет Гипо-по.

По широкой Лимпопо.

Но наш Айболит не знает, где находятся все эти места. Поможем ему? Тогда отправляемся вместе с Айболитом в далекое путешествие.

Посмотрите, как много различных вещей у нас на столе. Давайте выберем, что пригодится нам в путешествие, что мы положим в чемодан.

(Дети выбирают, обосновывают свои ответы).

Молодцы! (воспитатель вместе с детьми читают стихи)

Мы собрали чемодан

Сели дружно на диван

На дорожку посидели

И в окошко посмотрели

«Ох!» - вздохнули тяжело

Нам прощаться нелегко

Но скорее детвора

В путь – дорогу нам пора.

- Путь наш предстоит неблизкий, на чём же мы доберемся до места?

(На листе ватмана разложены картинки с изображением всех видов транспорта (самолет, вертолет, поезд, автомобиль, пароход, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги).

- Как одним словом назвать то, что вы здесь видите.

Воспитатель обводит все картинки большим кругом.

- На какие группы можно разделить весь транспорт.  

Дети обводят в маленькие круги воздушный, водный и наземный транспорт.

- Какой транспорт мы с вами выберем для Айболита?

Давайте мы поиграем в игру. Я называю транспорт, а вы изображаете, как вы на нем передвигаетесь.

Воспитатель: самолет, вертолет, ковер-самолет, пароход, автомобиль, лодка, ступа Бабы-Яги.

- Чемодан собрали, транспорт выбрали. А куда ехать? Как определить маршрут? В какую сторону отправиться?

Подумайте и скажите, какие из этих предметов помогут нам выбрать дорогу. (Воспитатель выставляет на мольберт картинки глобуса, карты, компаса, метлы Бабы-Яги, ложки с тарелкой, телевизор.

 Дети выбирают, обосновывают ответы. Воспитатель хвалит детей за правильный выбор, обыгрывает не правильные ответы).

- А теперь давайте рассмотрим настоящие глобус и карту. Что у них общего, чем отличаются? (Воспитатель подводит итог детских ответов, обобщает).

- Глобус – это модель нашей планеты Земля.

 А карта – тоже модель нашей планеты Земля, только в развернутом виде.

Воспитатель показывает на примере круглой конфеты, завернутой в фантик.

- Какой формы наша Земля?

- Верно, наша Земля – очень большой шар. Изображают её в виде глобуса, на нём есть всё, что есть на Земле, только очень маленькое. Давайте его рассмотрим.

- Какого цвета на глобусе больше всего? (синего) Это вода: моря, океаны.

- Какой ещё есть цвет на глобусе?

Зелёный – это равнины,

Коричневый – это горы,

Желтый – пустыни,

Белый – льды.

- Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их с собой в путь неудобно, для этого есть карты.

На картах обозначены не только горы, реки, равнины, моря, на них написаны названия стран, городов.

Например, Калахари и Сахара – это пустыни. Лимпопо – это название реки. Давайте я покажу вам на карте эти места. Эти пустыни и река находятся в Африке. Вот сюда и надо попасть Айболиту (дети выбирают самолёт).

Давайте все вместе сконструируем самолет из ЛЕГО. Воспитатель хвалит детей и отмечает, что усилия каждого ребёнка помогли всем дружно и быстро справиться с заданием.

 (Воспитатель подводит итог, дети вспоминают, кому помогли, что нового узнали. Айболит благодарит детей и угощает всех витаминками).

Тема:  «Знакомство с воздухом».

(старшая группа)

Цель: побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, умения, договариваться, желание помочь, толерантность.

Развивающие:  стимулировать речевую активность, развивать разговорную речь. Создать условия для развития интереса к познавательной деятельности, логического мышления, внимания, памяти. Развивать двигательную активность через подвижную игру.

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха.

Основная образовательная область «Познание»

Интегрированные образовательные области: коммуникация, музыка, художественная литература, физическая культура, здоровье, социализация.

Методы и приёмы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, игровые, проблемные вопросы, опыты, анализ, сопоставление.

Наглядные средства обучения: мыльные пузыри, шарики, мячики, иллюстрация к сказке, оборудование для опытов, музыкальные инструменты или их изображения, карточки с изображением свойств воздуха.

Словарная работа: 

Обогащение словаря: воздушный, воздушное.

 Активизация словаря: невидимый, прозрачный.

Предварительная работа: изучение методической и специальной литературы, программы Н.Рыжовой "Наш дом-природа", подбор опытов, игр, физминуток, изготовление демонстрационного материала.

Структура: 

 I. Вводная часть.

     1. Игры в командах с шариками и мыльными пузырями.

     2. Беседа. Проблемные вопросы о воздухе.

II. Основная часть.

     1. Чтение и обсуждение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

     2. П/и «Пузырь».

     3. Опыты.

     4. Слушание музыкального произведени Шуберт "Аве Мария"

     5.Д/и на развитие грамматического строя речи «Скажи со словом      «воздушный»

            6.Д/и на внимание и развитие речи «Собери карточки»

VI. Итог занятия.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла – мыльные пузыри и шарики. Давайте с ними поиграем. Объединитесь в две команды.

- Скажите, а как получаются мыльные пузыри?

- А шарики?

- Верно, мы их надуваем.

- А что можно еще надуть?

- Чем же мы надуваем шарики, мячики, мыльные пузыри?

А сейчас послушайте сказку «Пузырь, соломинка и лапоть»

- Как вы думаете, был ли Пузырь похож на наши мыльные пузыри или на воздушные шарики.

- Что у него было внутри?

- Почему Пузырь лопнул?

Верно, Пузырь  так хохотал, что лопнул и из него вышел весь воздух.

 (Дети встают в круг, берутся за руки, расширяют круг и разбегаются)

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой и не лопайся ,

Он летел, летел, летел,

И на ветку налетел,

 Лопнул!

- Ребята, а что такое воздух?

- Посмотрите по сторонам, можно ли увидеть воздух?

Давайте попробуем доказать, что воздух есть, везде. Но он невидим.  Для этого мы проведем с вами опыты.

1.Опыт.  Воздух невидим.

Детям раздаются целлофановые пакеты. Попробуйте поймать воздух. Поднимите мешочки вверх и резко опустите, закрутите мешочки.

-Что внутри мешочков?  (воздух)

- Какой вывод мы сделаем? Можно ли увидеть воздух?

Правильно, воздух невидим. Он прозрачный.

2.Опыт. Воздух при нагревании расширяется.

Дети садятся на ковер и наблюдают за опытом. Педагог берет холодную бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик. Дает потрогать холодную бутылку детям, а затем погружает её в таз с горячей водой (шар  надувается).  Затем в таз с холодным снегом (шар сдувается).

- Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Правильно, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Давайте вместе изобразим это.

 (Дети встают в круг, берутся за руки, расширяют круг и сужают его)

3.Опыт. Воздух не пахнет.

Давайте понюхаем воздух. Сделайте носом вдох, потом выдох. А теперь глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Какой вывод мы сделаем? (Воздух не имеет запаха)

4.Опыт. Воздух звучит.

- Как вы думаете, воздух можно услышать? (Детям раздаются бутылочки) Давайте подуем в горлышко – возникает свист.

- А ещё как можно посвистеть? (губами, свистками, дудочкой)

- Какой вывод делаем?

Воздух может звучать. Многие музыкальные инструменты звучат за счет воздуха. Например: труба, флейта, орган. Посмотрите на орган, как много у него разных труб: толстые и тонкие. По ним проходит воздух и звучит. Послушайте, как звучит орган.   ( Слушание Шуберт "Аве Мария")

- Ребята что нового мы узнали о воздухе?  (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Познание» старшая возрастная группа Тема: «Богатыри земли русской»

Цель:Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русскойЗадачи: -Закрепить названия элементов костюма русского бога...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: "Составление творческих рассказов о животных весной с использованием интеллектуальных карт"

Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе: задачи, материалы, ход занятия....