усидчивость и терпеливость-залог успешного обучения
консультация по окружающему миру по теме

Вешневицкая Ольга Владимировна

Терпение и труд- всё перетрут – говорит народная пословица. В ней заключена мудрая мысль: если человек трудолюбив, способен проявить упорство, терпение, то он легче преодолевает трудности.  А процесс обучения, как известно, всегда сопряжён с преодолением трудностей.

К сожалению, об этом вспоминают некоторые родители тогда когда ребёнок уже у порога школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usidchivost_i_terpelivost-_zalog_usp.obuch_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Подготовку ребёнка к школе нередко взрослые понимают как накопление им определённой суммы знаний и поэтому стараются обучать его чтению, письму, счёту, в общем, побольше дать ему, так сказать «умных» сведений.

Но не только это определяет успех учёбы. Главное – подготовить ребёнка к учебному труду.  Школа ждёт не столько «образованного» ребёнка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности.

Отсюда он должен быть усидчивым, внимательным, проявлять усилие воли, терпение, настойчивость и конечно, обладать трудолюбием.

У неусидчивых детей обычно отсутствует собранность, дисциплинированность, они не стремятся добыть знания, а схватывают лишь то, что даётся им без особых усилий. Это часто является одной из причин того, что они не могут (хотя способны) хорошо учится.

Терпение и труд- всё перетрут – говорит народная пословица. В ней заключена мудрая мысль: если человек трудолюбив, способен проявить упорство, терпение, то он легче преодолевает трудности.  А процесс обучения, как известно, всегда сопряжён с преодолением трудностей.

К сожалению, об этом вспоминают некоторые родители тогда когда ребёнок уже у порога школы.

Неусидчив и нетерпелив, – жалуется мать на 6-ти летнего сына. Берётся сразу за тысячу дел и тут же бросает, не закончив ни одного. Станет рисовать, но если, что-нибудь не получается тут же перелистывает страницу и начинает рисовать на другой странице. Через несколько минут вся тетрадь исчерчена вдоль и поперёк, но в ней не найдёшь ни одного рисунка, доведённого до конца.

Или заставь убрать после себя игрушки, вещи – не откажется, послушается. Но что это за уборка.  Всё сметёт в кучу, так и оставит лишь бы побыстрее отделаться.

  Пока ребёнок не стал школьником, взрослые терпимо относятся к тому, что он не обладает усидчивостью.  Более того, отсутствие этого качества оправдывают тем, что ребёнок и должен быть таким, что таким уж он уродился, весь в отца (или мать) живой, энергичный, подвижный.

Действительно дети по своей природе деятельны, активны.

Правильно и то, что они могут унаследовать от родителей тип нервной системы, от которой зависит и темперамент и моторика.

Однако умение проявлять усидчивость, волю, терпение не даются ребёнку в наследство от родителей. Эти качества формируются воспитанием.  Ведь и дети, так называемые «шустрики» с неуёмной энергией, подвижность с безудержным темпераметром, при соответствующем  воспитании, способны проявить волевые усилия. Быть подолгу сосредоточенными на делах требующих терпения, усидчивости, хорошо учиться, вести себя на уроке.  И наоборот, дети спокойные, медлительные могут не обладать такими качествами. Говоря об усидчивости, мы имеем ввиду не только ограничение двигательной активности детей.

Усидчивость – означает умение ребёнка долго и упорно размышлять, преодолевая трудности, быть сосредоточенным в течение всего времени, пока не выполнит задание.

Формирование всех этих ценных свойств личности, столь важных и для обучения в школе, и для всей последующей жизни надо начинать как можно раньше. А чувство ответственности, усидчивость более всего прививаются через труд. В трудовой, посильной для ребёнка, деятельности формируются ценные для будущего учения нравственно-волевые качества, ответственное отношение к делу, умение обдумывать ход работы, преодолевать определённые трудности для достижения намеченного. И главное, ребёнок, получает представление о труде, как деле, связанном с мобилизацией усилий. Учение же в школе – это очень ответственный для ребёнка труд, требующий от него постоянных усилий. Дети, которым своевременно не привили трудолюбие, учатся с нежеланием. Неумение трудиться порождает нежелание, лень. Имеет ли ваш ребёнок свои маленькие обязанности по дому? Поручаете ли вы ему такие доступные дела как уборка своей постели, содержание в чистоте обуви, поддержание порядка в игрушках, вещах, пособиях? Привлекаете ли вы его к посильному участию в труде взрослых – накрыть на стол, вытереть пыль с подоконников, поливать комнатные цветы и т.д.?

Обязанности по дому, если они закреплены за ребёнком, являются постоянными и обязательными помогают ему на практике усвоить одно из жизненно важных правил:

«Кончил дело – гуляй смело». Прочно усвоенное в дошкольные годы, оно в дальнейшем поможет в организации труда.

«не хочу, но надо» – вот главный мотив, которым приходится руководствоваться ребёнку, выполняя каждодневные обязанности. «Хочу играть, но надо помочь маме». Этим же мотивом, но ещё более глубоко осознанным он станет руководствоваться в дальнейшем и в учении. «Не хочу делать уроки, но это необходимо». «Трудная задача – придётся ещё и ещё поразмыслить над ней». Трудолюбивый ребёнок всегда более усидчив, организован. Он быстрее овладеет умением организовывать свой день, свою учебную деятельность, сделать домашнее задание, не затратив лишнего времени, так, чтобы всему выкроить свой час – занятиям, отдыху, труду, играм, прогулке. А организованность, собранность ребёнка, не приходят к первокласснику вдруг сами собой. Здесь известную роль играет вся предшествующая жизнь, чёткий режим, упорядочивающий его поведение, содержательная жизнь, постоянная занятость, общий порядок в доме. В этих условиях при целенаправленном воспитании ребёнок растёт организованным, собранным, подтянутым, умеющим подчиняться правилам жизни семьи.

Важно следить за тем, чтобы ребёнок был целесообразно деятелен, не тратил свою энергию на возню, не проводил своё время в ничегонеделании. Праздность – сестра лени. Мы хотим, чтобы ребёнок был постоянно занят, чем- то, но не всякая занятость благоприятно влияет на ребёнка. Деятельность, которая лишь забавляет и не требует усилий, стараний приносит мало пользы: «Хочу – не хочу» вот чем руководствуется ребёнок в этом случае. «Надоело заниматься – брошу, буду играть».

Взрослые часто не придают тому значение – не беда, что работу выполнил небрежно. Мелочи. Но в последствии выясняется, что у ребёнка не сформировано серьёзное отношение к учебным обязанностям. Он не в состоянии преодолеть своё        «не хочу» там, где нужно приложить старание. Такой ребёнок учится нехотя. Родители обычно говорят о ребёнке «неспособный», а оказывается дело совсем в другом, в отсутствии трудолюбия, неумении мобилизовать свои способности, свою волю. Нельзя забывать о том, что даже прилежные дети могут быть неусидчивыми, если нет соответствующих условий для занятий. Например, если ребёнка что-то отвлекает, он сел заниматься, а взрослые смотрят в это время телевизор или разговаривают. Плодотворность занятий зависит и от настроя ребёнка, и от того, как он подготовил своё рабочее место и насколько чётко представляет задание. Отношение ребёнка к выполнению задания во многом зависит от окружающей обстановки. Выделите для него постоянное рабочее место, где бы он мог сложить книги, альбомы, тетради. Стул и стол должны соответствовать росту ребёнка. Пусть ребёнок занимается там, имея всё под рукой. Следует разъяснить ребёнку: любая деятельность – игра, труд, занятие требует от него, чтобы он заранее прикинул, что ему необходимо для работы. Подскажите ему, как разместить используемый материал, книги, тетради. Проследите, чтобы он не начинал дело пока не убедится, что всё под рукой. Учите его планировать свою деятельность. Можно спросить: «Всё ли ты приготовил для занятий? С чего начнёшь? Что у тебя самое трудное?». Заранее зная, чем ребёнок будет заниматься, он меньше отвлекается. Это уплотняет время, способствует стремлению закончить намеченное. Немаловажно и ваше отношение к делам ребёнка. Если он видит, что вы серьёзно относитесь к его делам, то он и сам с большей ответственностью относится к ним. Этим вы будете способствовать воспитанию упорства, усидчивости. Часто  дети, не в силах проявить должное  терпение к начатому делу потому, что не знают, как преодолеть встречающиеся трудности. В таких случаях нужна помощь взрослого, совет, показ, наводящие вопросы, своевременное поощрение словом. И ещё очень важно, чтобы ребёнок пережил чувство радости, почувствовал удовлетворение, что довёл дело до конца. Но бывает так. Нам жаль, что у ребёнка что-то не получается и мы спешим с помощью что-то дорисовать, дописать или снисходительно разрешаем оставить так. Вот и получается, что вопреки нашим намерениям мы лишаем самостоятельности, активности. Мера помощи и контроля при выполнении ребёнком задания зависит от его способностей и индивидуальных особенностей. В особом подходе всегда нуждаются дети, которым с трудом даются дела, требующие усидчивости. Для них характерны подвижность, непоседливость, живость, чрезмерная энергия. На занятиях такие дети случаются плохо себя ведут, так как утомляются от неподвижности, они быстро всё схватывают, но зато не глубоко и бессистемно. У таких детей особенно важно тренировать сдержанность в своих желаниях. Уметь ждать, отказываться от желаемого – этому надо научить ребёнка. Ожидание желаемого – это испытание на терпение, приучать его к сдержанности;  я хочу, но сейчас, сию минуту это не возможно, приходится подождать, считаясь с обстоятельствами, с указаниями старших. Это ли не тренировка воли, терпения. А ведь подобная тренировка не требует от нас особых условий или специального времени. Всё происходит в естественной обстановке, стоит лишь взять правильную линию в отношениях с ребёнком. А эта линия берёт начало из недр родительской требовательности. Так, например, понятие «нельзя» и «надо» ребёнок должен усвоить с раннего детства. «Нельзя» означает для него «стоп» – откажись от желаемого. А всесильное «надо» - обязывает. Оно заставляет делать то, что необходимо. От интересного к обязательному – таков путь развития у ребёнка умения властвовать собой. Не хочу, но сделаю ради того, чтобы достичь желаемого – вот мотив, который заставляет его проявить усидчивость. По мере роста ребёнка этот мотив качественно совершенствуется. Это не интересно, но обязательно. Это трудно, но выполнимо, если очень постараться. Преодоление трудностей приносит ребёнку чувство удовлетворения, радости вместе с которыми приходит любовь к учебному труду, стремление хорошо учиться. Первые шаги школьной жизни они всегда очень трудные. Но мы можем облегчить их, если своевременно привьём ребёнку трудолюбие, вкус к добыванию знаний.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

Воспитание усидчивости при подготовке детей к обучению в школе

Сложить игрушки, дослушать сказку до конца, высидеть урок в школе не попросту. Чтобы достичь желаемого результата, необходима усидчивость.  Усидчивость – способность человека контролировать ...

Консультация для родителей «Усидчивость — залог успешного обучения в школе»

Чередуем виды деятельности: раскрашивание – работа с кубиками – настольные игры – работа с конструктором – чтение, и т. д. Для подкрепления устных инструкций используем зрительную стимуляцию. Во время...

Консультация для родителей «Усидчивость — залог успешного обучения в школе»

Чередуем виды деятельности: раскрашивание – работа с кубиками – настольные игры – работа с конструктором – чтение, и т. д. Для подкрепления устных инструкций используем зрительную стимуляцию. Во время...

«Усидчивость — залог успешного обучения в школе»

Усидчивость - это способность человека сосредотачиваться на каком-либо деле в течение нужного времени. Усидчивость означает умение ребенка долго и упорно размышлять, преодолевать трудности, быть ...

Обучение грамоте: основные аспекты подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.

Статья о подготовке дошкольников к успешному обучению в школе в плане обучения грамоте...