Конспект занятия "Поможем медвежонку Винни Пуху"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме

Агафонова Ирина Александровна

  

 Конспект НОД по познавательному развитию

«Ознакомление с понятием «воздух»

через детское экспериментирование»

(для детей средней группы)

Тема: «Поможем медвежонку  Винни-Пуху».

 

Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Задачи: Воспитывать интерес к экспериментированию.  

  1. Знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем, рисуем).  
  2. Развивать умение детей решать проблемные задачи.
  3. Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
  4. Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения: мыльными пузырями.
  5. Развивать воображение, фантазию.

Оборудование: Воздушные шарики, тазик  с водой, веера,  салфетки, стаканчики с мыльной водой и гуашью, трубочки, салфетки каждому ребёнку, кораблики – 3 шт.

 

Персонаж: Винни-Пух (взрослый в костюме медвежонка).

 

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся.                 \Дети здороваются с гостями\.

Воспитатель: А теперь все внимание на меня. Ой, кто-то к нам  в окошко стучится, посмотрите! Кто же это?! Да это же Винни-Пух.  Какой-то он грустный, невеселый и куда же он побежал. \Звонок в домофон\.

Воспитатель: Ребята, кто-то еще к нам в гости пожаловал, давайте спросим. \разговор по домофону\. Входи, пожалуйста.

                                                        \Входит Винни-Пух\

Воспитатель: Здравствуй, Винни-пух! \Музыкальный руководитель\. Винни-Пух, а почему ты такой грустный?

Винни-Пух: Ребята, мне на день рождения Пятачок подарил два шарика, я с ними играл и увидел, нам было весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невеселый, что с ним произошло?

Воспитатель:  Ребята, поможем Винни-Пуху разобраться, что стало с его шариком.

Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?

                \Дети предлагают разные версии. Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха\.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова  круглым  и  веселым?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

                                             \Дети предлагают свои варианты\.

Воспитатель: Правильно, молодцы, воздух нас окружает.  Мы им дышим. Давайте мы вместе с вами вдохнём воздух через нос и выдохнем его через рот в ладошку. Винни-Пух попробуй вместе с нами. Что вы почувствовали?

Дети: Ветерок.                                                                       

Воспитатель: А ветерок – это что? \Движение воздуха\

Воспитатель:  Воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. Давайте попробуем еще раз выдохнуть на ладошку.  Почувствовали, как воздух движется.

Воспитатель:  А вы, ребята, воздух видите? А ты Винни-Пух? \Ответы детей\

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый.

Воспитатель: А ты, Слава как думаешь? А ты, Настя?

Винни-Пух: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему? (дети предлагают варианты)

Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему. Пройдите, пожалуйста, к столикам, возьмите на салфетке шарик  и надуйте  его. И ты Винни-Пух попробуй с ребята.   \Дети надувают шарики\.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: А откуда они берутся?

Дети: Из шарика выходит воздух.

Воспитатель: Ребята, а почему пузырьки воздуха поднимаются вверх, а не опускаются на дно тазика? \ответы детей\

Воспитатель: Правильно,  воздух легкий, он легче воды. А сейчас давайте с вами проведем опыт, возьмем камушки и бросим в воду, Таня, принеси, пожалуйста, нам из лаборатории камни, бросайте, что вы видите?

Воспитатель:  Да, камушки утонули, а почему?

                                                                 \ответы детей\

Воспитатель:  Молодцы, правильно, камешки  тяжелые, они тяжелее воды, поэтому они и утонули.

Воспитатель:  А теперь давайте еще раз вспомним, а какой воздух по сравнению с камушками?

Воспитатель:  Правильно, воздух легкий, поэтому пузырьки воздуха  поднимаются наверх, а не тонут.

Винни-Пух: Как это всё интересно! Ну, если мы увидели воздух, а можно ощутить его?

Воспитатель: Можно, ребята подойдите, пожалуйста, снова к  столам и возьмите в руки веер и помашите друг на друга. А я помашу на Винни-Пуха.  \Дети машут веерами\

Воспитатель: Что вы ощущаете?

                                                                   \ответы детей\.

Воспитатель:  А что такое ветер, давайте вспомним еще раз с вами? Правильно – движение воздуха, и я ощутила движение воздуха! А ты Винни – Пух ощутил воздух? А ты Лера? А ты, Даша?

                                                                       \ответы детей\.

Воспитатель: Следовательно, воздух можно ощутить, а что еще кроме движения воздуха ты что почувствовала, Полина?

Воспитатель: Правильно, запах, веер, который ты держишь в руках, сделан из сандалового дерева, и когда ты машешь этим веером, воздух пахнет сандалом. Следовательно, воздух можно почувствовать. Как мы еще можем почувствовать воздух?

Воспитатель: Правильно, мы можем  воздух побрызгать духами и тогда мы с вами почувствуем, как воздух пахнет.

                     

Воспитатель: Ребята, а если бы вам надо было нарисовать пузырьки воздуха, что бы вы нарисовали на листочке бумаги?

Дети: Кружочки.

Воспитатель: Вы очень наблюдательны

Воспитатель: Ребята мы с вами выяснили, что мы, люди, дышим воздухом. А кому ещё нужен воздух?

Дети: Животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам.

Винни-Пух: Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!

Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?  \Дети говорят свои мнения\.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю Винни-Пуху самому попробовать сможет ли он  обойтись без воздуха. Винни-Пух, закрой ротик, а носик зажми лапками и не дыши!

Винни-Пух: Ой! Ой! Я больше не могу!

Воспитатель: Ребята, прав ли был Винни-Пух, говоря, что он может обойтись без воздуха?

                                                                    \ответы детей\.

Воспитатель: Ребята, мы с вами рассказали Винни – Пуху много интересного о воздухе и я предлагаю вам подарить ему на память волшебные рисунки, которые мы с вами, как настоящие волшебники нарисуем при помощи воздуха. Садитесь за столы, перед каждым из вас стоит стакан с мыльной разноцветной  водой и лежит трубочка, нужно взять трубочку, опустить ее в стакан и подуть,  как вы думаете, что произойдет?

                                                                     \ответы детей\.

Воспитатель: Правильно, воздух будет подниматься наверх пузырьками, потому что воздух легкий,  и у вас на поверхности стакана появятся разноцветные пузырьки, затем нужно поднести к стакану листок бумаги и приложить к краям стакана и прижать. После того как вы закончите рисовать, протрите пожалуйста руки влажной салфеткой.

                                                \Дети рисуют под музыку воздуха\.

                         

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие красивые воздушные шары у вас получились, давайте дорисуем к ним ниточки фломастерами и подарим наши рисунки Винни-Пуху, а он отнесет их своим друзьям и расскажет им всем о нашем эксперименте с воздухом.

                                                     \Дети дарят рисунки Винни-Пуху\.

Воспитатель:  Ребята, сегодня вы многое узнали о воздухе. Узнали, что вокруг нас есть ….. (воздух). - Он какой?

                                                                   \ответы детей\.

Воспитатель: Молодцы, правильно – воздух невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить, почувствовать, им можно рисовать.

Воспитатель:  Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес нам Винни-Пух, скажи мне, пожалуйста, что  надо сделать, чтобы у Винни-Пуха шарик стал круглым, упругим и веселым?

Дети: Надуть шарик воздухом.

Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.

Считалка:        Плыл по берегу пескарик,

                           потерял воздушный шарик,

                            помоги его найти,

                            сосчитай до десяти:

                             1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!

                         \Выбирают.  Ребёнок надувает шарик и отдает Винни-Пуху\.

Винни-Пух: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым, за ваши разноцветные шары. А я вам дарю вам на память вот эти кораблики. Они отлично плавают в воде.

                                                       \Ребята благодарят\..

Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем и опустим кораблики в тазик с водой. Поплыли кораблики?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы они поплыли?

Дети: Подуть. \Дети дуют\.

Воспитатель: Вот и поплыли наши кораблики, скоро наступит весна, и мы с вами возьмем кораблики на прогулку и будем пускать их по лужам. Уважаемые, гости,

Предлагаю вам вспомнить детство и тоже подуть на кораблики, поиграть с нашими детьми.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по математике "В гости к Винни-Пуху"

Конспект открытого занятия по обучению элементарным математическим представлениям в подготовительной к школе группе....

конспект ООД "Поможем Винни-Пуху"

конспект ООД "Поможем Винни-Пуху"  (познавательное развитие, экспериментальная деятельность), средний дошкольный возраст...

Открытое логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «В гостях у медвежонка Винни – Пуха»

Открытое логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «В гостях у медвежонка Винни – Пуха»...

Игра-развлечение В гостях у медвежонка Винни-Пуха.

Программное задание:Эмоциональное сближение детейУчить детей ласково приветствовать друг другаУчить детей ориентироваться в направлениях: на, под, за, возле, перед.Учить детей раскладывать буквы в соо...

Опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами воздуха "поможем медвежонку Винни-Пуху"

Конспект опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами воздуха.Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с понятием "воздух" через детское экспериментирова...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КЛУБ ДРУЗЕЙ ВИННИ-ПУХА» К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ВИННИ-ПУХА

Материал может быть использован, как в качестве проектной деятельности по взаимодействию с родителями, так и как, наглядно-демонстрационный материал по образовательным областям : "речевое развити...