Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме

Зарубина Светлана Вячеславовна

 

Познавательно-исследовательская деятельность в  средней группе "Волшебные льдинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_ldinki.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в  средней группе

«Волшебные льдинки»

                                                                                   Подготовила воспитатель

                                                                                   Ерошевич Светлана Вячеславовна

г. Светлый

2014 г.

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес и поддержать их исследовательскую деятельность.

Задачи: Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда (тает, замерзает, принимает определенную форму).

  Развивать познавательные процессы; развивать умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений. Обогащать и активизировать словарь. Учить грамотно употреблять в речи сравнительные обороты (более прозрачен, менее прозрачен).

  Воспитывать у детей умение работать вместе, выслушивать друг друга.

Материал: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой. Кубики льда (прозрачный, лед с предметом внутри, лед цветной). Различные емкости, стеклянная баночка с водой, стеклянная баночка со льдом. Иллюстрации - времена года. Музыка «Зимний вальс».

 Материал для опыта: Стакан с водой, форма для заготовки льда, кисточки, краски, салфетки.

 Приемы: Наглядные, словесные, практические (опыты, эксперименты), игры, музыкальное сопровождение.

           

                              Ход занятия:

  1. ч. Организационный момент.

Заинтересовать детей в игровой форме, внести на подносе большой кусок льда.

В: Ребята, что у меня в руках?

Д: Лед.

В: Конечно, лед, молодцы! А хотите узнать о нем новое и интересное?

Д: Да, хотим.

  1. Подготовительная.

В: Я хочу вам рассказать сказку. Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка-Водица. У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья- Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери- Роса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года: весну, зиму, лето и осень(дети вспоминают, продемонстрировать иллюстрации).

- А какое сейчас время года?

Д: Зима.

В: Сейчас зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимнем сыне Матушки-Водицы, а о каком, догадайтесь.

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода

Неподвижна и тверда.  (Г.Ладонщиков)

- О каком сыне Матушки-Водицы говорится в этом стихотворении?

Д: О льде.

В: Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы  сможем в ледяной лаборатории «Снежной Королевы». Закройте на минутку глаза (звучит музыка «Зимний вальс»). Представьте себе ледяной дворец Снежной Королевы. Сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная Королева. Вы её не бойтесь. Хоть сердце у неё ледяное, душа теплая и добрая. Вход в лабораторию по специальным билетам. Открывайте глаза. Вот пригласительные билеты. Какого цвета ваш билет, за стол со снежинкой такого же цвета вы и сядете (на столах разноцветные снежинки).

  Снежная Королева приготовила для вас различные игры и забавы со льдом.

  1. ч. Основная.

  В: Возьмите по кусочку льда, потрогайте и скажите: Какой лед?

 Д: Лед холодный, мокрый, скользкий.

 В: А теперь попробуйте из него что-нибудь вылепить. Сожмите лед в ладонях. Можно ли смять кусок льда?

 Д: Кусок льда смять нельзя, т.к. он твердый.

 В: На ваших столах лежат интересные кусочки льда, внутри них что- то заморожено. Ребята, лед прозрачный или нет?

 Д: Лед прозрачный, т.к. сквозь него видно предметы.

 В: Таким образом, в результате нашего исследования мы установили, что лед?

 Д: Лед холодный, твердый, прозрачный, мокрый, скользкий.

 В: Остатки льда положите, пожалуйста, на блюдце.

 В: 1, 2, 3, 4, 5 –

      Выходите поиграть.

     Физминутка.

  Будем строить снежный дом     -толчкообразные  движения  вперед  руками.

  Ком за комом мы кладем            - имитируем  лепку  снежков.

  Выше, выше -                                  - встать на носки  и подняться.

                     Вот и крыша                  -«Домик» руками над головой.

  Мы польем его водой…                - Наклон  вперед , плавные движения руками.

  Дом наш станет                               - плавно поднять руки вверх.

                          Ледяной!                  - резко бросить руки вниз.

В: Ребята, а скажите, как можно догадаться о том, что лед – сын Матушки-Водицы? (выслушиваются ответы детей). Посмотрите на блюдце, что вы там видите?

Д: Воду.

В: А что произошло со льдом?

Д: Лед растаял.

В: Почему растаял лед?

Д: Лед занесли в тепло.

В: Правильно, когда лед попадает в тепло, то он…

Д: Он начинает таять и превращаться в воду.

В: Ребята, как вы думаете, где быстрее растает лед – в миске с холодной водой или в миске с горячей водой? (Выслушиваются ответы детей). Давайте проверим.                                                                                                                    

Итак, мы с вами сделали еще одно открытие.

В: Ребята, а скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед? Что для этого нужно сделать?

Д: Воду нужно заморозить.

(Внести две баночки: со льдом и с водой).

В: Посмотрите, вот вода, а здесь вода, но замороженная. Ребята, мы установили, что лед прозрачный. А как вы думаете, он прозрачнее воды?

Чтобы ответить на этот вопрос, поставим за обе баночки картинки, сравните.

Д: Лед менее прозрачен, чем вода.

В: Ребята, Снежная Королева, приготовила для вас угощение – ледяные конфеты. Она предлагает съесть хотя бы по одной льдинке. Как вы поступите? Станете вы есть лед?

Д: Нет.

В: Почему?

Д: Он грязный, холодный и можно заболеть.

В: Хорошо. Раз вы отказываетесь есть ледяные конфеты, то Снежная Королева предлагает поиграть в льдинки, она будет кидать льдом в вас, а вы в неё и друг в друга. Чем может закончиться эта игра? Почему нельзя кидаться льдом?

Д: Можно пораниться.

В: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а красивый. Ребята, а почему он цветной? Как его таким можно сделать? (версии детей).

- Возьмите кисточку, обмакните в краску и покрасьте воду в формочке. Теперь я вынесу формочки на улицу, а потом мы посмотрим, что произойдет.

Итог: Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории. Молодцы. Вы многое узнали. Давайте вспомним, какими качествами обладает лед?

Д: Лед твердый, холодный, менее прозрачен, чем вода. Лед тает быстрее в горячей воде, чем в холодной, лед тает от тепла.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности всредней группе на тему "История одного растения".

МАДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему "История одного растения"....

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....