Опыт работы "Формирование экологических знаний у детей в процессе проектной и игровой деятельности"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целью моего опыта. Является формирование экологической воспитанности дошкольников.

Актуальность опыта.  Актуальность избранной мною темы на современном этапе очевидна. Слишком уж велик урон, нанесенный живой природе. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

В стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – П. Г. Саморуковой, С. А. Веретенниковой, Н. Н. Поддьякова, В. Г. Фокиной, Л. Г. Нисканен, С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, Е. И. Козаковой, Е. Ф. Терентьевой и др.

В процессе работы над опытом обнаружились следующие противоречия:

- между сложной экологической обстановкой и недостаточными знаниями по данному вопросу;

- между стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств экологической защиты от побочных явлений этой индустрии;

- между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;

- между тем, что основной деятельностью дошкольников является игра и недостаточностью использования их в экологическом образовании детей;

- между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;

- между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений;

- между созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развития личности ребенка.

Формирование экологической воспитанности дошкольников представляет решение следующих задач: 

- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически - ориентированного взаимодействия с ее объектами;

- накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой;

- воспитание заботливого отношения к природе путем систематического целенаправленного общения с окружающим миром.

Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями: 

- готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;

- личностно - ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

- построением экологически развивающей среды в группе и на участке;

- активным участием родителей в воспитательном процессе.

А так же соблюдением принципов, которые вы можете увидеть на экране:

Научность. Совокупность элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивирующих действий ребёнка, развитие познавательного интереса.

Доступность. Крайне важным и тесно сопряжённым с принципом научности является принцип доступности материала для ребёнка определённого возраста. Принцип доступности подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей  дошкольников. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

Прогностичность. Формирование элементарных представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

Деятельность. Осознание ребёнком необходимости сохранения окружающей среды.

Интеграция. Рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.

Целостность. Отражение целостного восприятия ребёнком окружающего мира и его единство с миром природы.

Конструктивизм. В качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

Регионализм.  Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края. Принцип регионального компонента (изучение природы родного края), который позволяет:

- формировать у детей понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности.

Системность. Последовательность усвоение знаний детьми, в различных видах деятельности.

Преемственность. Преемственность всех звеньев непрерывного экологического образования: детский сад – школа.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год повосходящей, углубляя и расширяя их. Следует отметить, что детям дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Ведущая цель обучения опирается на познавательную, развивающую и воспитательную задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и умений, значительно повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста, воспитать с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Таким образом определена новизна опыта. Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание  строится с учетом интересов и потребностей детей, с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяющем решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах. 

Длительность работы над опытом.

Работа проводилась в течение трёх лет (2010-2013 г.г.), проходила в три этапа:

1 этап Аналитико-диагностический (сентябрь 2010г. - ноябрь 2010г.) Проводился  анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика детей на знание  основ экологической культуры,   расширение и уточнение, систематизирование представлений детей о растительном и животном мире природы.    

2 этап Практический (декабрь 2010г. – март 2013г.) Проводились мероприятия с дошкольниками по созданию  в группе условий для экологического воспитания дошкольников, развевающей среды. Интегрированный подход при составлении занятий по экологической тематике. Использование проектного метода.    

3 этап Аналитико-обобщающий (апрель 2013г. – май 2013г.) Подводился итог работы с детьми по проблеме, итоговая диагностика, обобщение результатов.

Исследование охватывало две возрастные ступени развития ребенка - дошкольника: средний 4-5 лет; старший дошкольный возраст от 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).

Диапазоном опыта является единая среда – организованная непосредственно образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми + взаимодействие с родителями.

В начале работы по экологическому воспитанию дошкольников была поставлена цель: правильно организовать предметно – развивающую среду в группе и на улице. Поскольку без этого невозможно добиться положительных результатов.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Создана мини – лаборатория, где дети проводят поисково - исследовательскую деятельность с объектами живой и неживой природы. С помощью родителей создан мини – музей, где представлены поделки (совместный труд родителей, детей и педагогов) из природного материала. В «Экологической библиотеке» и «Экологической игротеке» подобраны книги и игры по экологическому воспитанию.

        На территории ДОУ имеется экологическая тропа. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе мы проводили наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

       Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали, пололи, опрыскивали.

На участке ДОУ расположена «Сказочная поляна». На ней начиная со среднего  возраста с детьми проводила тематическую НОД, играли в различные экологические игры. Начиная со старшего дошкольного возраста, организовывали различные театрализованные представления для малышей на экологические темы, например «Репка на новый лад», «Вершки и корешки», «Ребятам о зверятах».

НОД по экологическому воспитанию проводилась 1 раз в неделю, но она была качественно преобразована, расширена, углублена, объединена, систематизирована.  Дети росли и объем знаний и умений, которыми должны овладеть дети возрастал. Поэтому начиная со средней группы начала применять проектный метод, так как предполагалось, что совместная деятельность должна сблизить педагога, ребенка и его родителей, углубить имеющиеся знания и дать новые. В основе этого метода лежит поисковое поведение дошкольника. В ходе работы по проекту дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями.

В средней группе были реализованы следующие краткосрочные проекты: «Овощи и фрукты» - где дети закрепили знания об овощах и фруктах; «Снежное царство» - о свойствах снега и льда; «Волшебница вода» - о свойствах воды; «Мой любимый питомец» - о диких и домашних животных.

        В старшей группе были реализованы следующие проекты: «Дерево добра» совместно со школой №21, Целью проекта стало углубление и закрепление знаний об охране природы; «Цветы на клумбе» - о росте, цветении и уходе за цветами;

 «Насекомые» - углубление и закрепление знаний о насекомых;

«Чудо – огород» - о росте и уходе за луком в комнатных условиях.

        В подготовительной группе – 2 долгосрочных проекта: (октябрь – февраль) – «Помогите птицам!» совместно со школой №21 -  углубление и закрепление знаний о зимующих птицах;  (март, апрель, май) - «Наша планета Земля» - о планете земля, о ее природе, о бережном отношении к ней.

На протяжении работы над опытом проводились циклы наблюдений.

Очень большое внимание уделялось экскурсиям. На них дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в парке, на берегу реки, дети собирали разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. С детьми были организованы интересные экскурсии: «Прогулка по весеннему парку», «У реки»», «Зимняя сказка». Красота природы, окружающая их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических чувств.

На прогулках знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей); организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудование: ящик с песком,  совочки, формочки, печатки.. Использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных". Детям очень понравилось играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями со старшего возраста использовала опыты. Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса к природе, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность.

Часто на занятиях использовали художественную литературу.

С детьми старших и подготовительных групп проводила викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «День птиц», «Подводное царство».

Очень тесно велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания". Я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям даются чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомим детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: «Почему так говорят? Почему так происходит?, Когда это бывает?»

Проводила такую форму работы, как консультации, например «Экологическая культура в семье», «О чем говорят растения?»

Организовывала совместно с родителями экологические акции: «Покормите птиц», «Сделаем наш детский сад чище», «Посадим дерево».

 Считаю, что в результате проделанной мною работы есть положительные результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Это подтверждено результатами диагностирования детей, которое было проведено по методике  О. Соломенниковой.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность,  перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Педагогический опыт на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

ВведениеПроблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать...

Актуальный педагогический опыт "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"

Опыт помогает в работе воспитателя развивать связную, грамматически правильную, эмоциональную речь. Представлен перспективный план работы, приложение в виде занятий, упражнений, сообщение для воспитат...

«Формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности»

Опыт работы "Формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"...

Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

Обоснованиe актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процессаВопрос качества экологического воспитания детей дошкольного возраста возрастает в на...

Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

laquo;Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»...