«Формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности»
опыты и эксперименты на тему

Нечаева Ольга Николаевна

Опыт работы "Формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_formir.udetey_ek.znaniy_v_protsese_igr.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 39 «Пчелка»

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности»

Воспитатель: Нечаева О.Н.

г. Химки

Опыт работы «Формирование у детей экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности»

ЦЕЛЬЮ моего опыта. Является формирование экологической воспитанности дошкольников.

Актуальность опыта. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

В процессе работы над опытом обнаружились следующие противоречия:

-  между сложной экологической обстановкой и недостаточными знаниями по данному вопросу;

- между тем, что основной деятельностью дошкольников является игра и недостаточностью использования их в экологическом образовании детей;

- между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии у детей дошкольного возраста осознанного отношения к природе, формирование основ экологической культуры, всестороннее развития личности ребенка.

Формирование экологической воспитанности дошкольников представляет решение следующих ЗАДАЧ:

- развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически - ориентированного взаимодействия с ее объектами;

- воспитание заботливого отношения к природе путем систематического целенаправленного общения с окружающим миром.

Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными УСЛОВИЯМИ:

- личностно - ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

- построением экологически развивающей среды в группе и на участке;

- активным участием родителей в воспитательном процессе.

Таким образом, определена новизна опыта. Новизна опыта заключается в комбинировании элементов методик по формированию у детей экологических знаний и внедрение проектного метода, инновационных игровых ситуаций для индивидуального подхода в экологическом воспитании.

Длительность работы над опытом.

Работа проводилась в течение года  (2015 – 2016) г., проходила в три этапа:

1 этап Аналитико-диагностический (сентябрь -  ноябрь)

2 этап Практический (декабрь – март)

3 этап Аналитико-обобщающий (апрель – май)

Диапазоном опыта является единая среда – организованная непосредственно образовательная деятельность + совместная деятельность педагога с детьми + взаимодействие с родителями.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Создана мини – лаборатория, где дети проводят поисково - исследовательскую деятельность с объектами живой и неживой природы. С помощью родителей создан мини – музей, где представлены поделки (совместный труд родителей, детей и педагогов) из природного материала. В «Экологической библиотеке» и «Экологической игротеке» подобраны книги и игры по экологическому воспитанию.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа.

На участке ДОУ расположена «Сказочная поляна». На ней начиная со среднего возраста с детьми проводила тематическую НОД, играли в различные экологические игры.

НОД по экологическому воспитанию проводилась 1 раз в неделю, но она была качественно преобразована, расширена, углублена, объединена, систематизирована. Начиная со средней группы начала применять проектный метод, так как предполагалось, что совместная деятельность должна сблизить педагога, ребенка и его родителей, углубить имеющиеся знания и дать новые. В средней группе были реализованы следующие краткосрочные проекты: «Овощи и фрукты» - где дети закрепили знания об овощах и фруктах; «Снежное царство» - о свойствах снега и льда; «Волшебница вода» - о свойствах воды; «Мой любимый питомец» - о диких и домашних животных.

В старшей группе были реализованы следующие проекты: «Дерево добра», Целью проекта стало углубление и закрепление знаний об охране природы; «Цветы на клумбе» - о росте, цветении и уходе за цветами;

«Насекомые» - углубление и закрепление знаний о насекомых;

«Чудо – огород» - о росте и уходе за луком в комнатных условиях.

В подготовительной группе – 2 долгосрочных проекта: (октябрь – февраль) – «Помогите птицам!» - углубление и закрепление знаний о зимующих птицах; (март, апрель, май) - «Наша планета Земля» - о планете земля, о ее природе, о бережном отношении к ней.

На протяжении работы над опытом проводились циклы наблюдений.

Очень большое внимание уделялось экскурсиям.

На прогулках знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей); организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

Часто на занятиях использовали художественную литературу.

С детьми старших и подготовительных групп проводила викторины, кроссворды, интеллектуальные игры «Знатоки природы родного края», «Сохрани природу», «День птиц», «Подводное царство».

Очень тесно велась работа по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Эффективной формой работы с родителями был, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям даются чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Проводила такую форму работы, как консультации, например «Экологическая культура в семье», «О чем говорят растения?»

Организовывала совместно с родителями экологические акции: «Покормите птиц», «Сделаем наш детский сад чище», «Посадим дерево».

Считаю, что в результате проделанной мною работы есть положительные РЕЗУЛЬТАТЫ:

– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Это подтверждено результатами диагностирования детей, которое было проведено по методике О. Соломенниковой.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через познавательную и игровую деятельность, перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений детей раннего возраста об окружающем мире посредством игровой деятельности»

В материалах представлено перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по формированию представлений об окружающем мире через игровую деятельность....

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний

Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний...