САМООБРАЗОВАНИЕ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность»
методическая разработка
Целью моей работы является формирование представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников. Отражены цель, задачи, принципы и формы работы с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_23_g.docx | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное
образовательное учреждение детский сад №5
общеразвивающего вида р.п. Таловая.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность»
Воспитатель: Сербина Г.В.,
1кк
2023 - 2024 г.г.
«Самовоспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду в жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду.
Оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни».
К.Д. Ушинский
Цель: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
- Создать предметно-развивающую среду;
- Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
- Научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
- В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм;
- Сформировать у детей добросовестное отношение к труду;
- Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Актуальность выбранной темы:
- Профессиональная ориентация детей – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях и начинает формировать предпринимательские навыки в разных профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
- О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов, В.И. Логинова отмечают, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация.
- Мир, в котором мы сейчас живем, существенно изменился и продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Сегодня на первом месте для многих людей стоит ценность получения благ и удовольствий от жизни. Молодое поколение рассматривают профессиональный труд в большем случае как средство и источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и желаний. Формирование системных знаний о труде взрослых начинает уже в дошкольном возрасте и предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, формирование предпринимательских навыков представляет собой необходимый процесс. Современный педагог- это педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.
Взаимодействие с родителями
- Консультации:
- «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;
- «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых»;
- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
- «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;
Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
- Беседы дома о профессиях родителей;
- Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
Участие в онлайн – вебинарах и конкурсах.
- Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
- Родительские собрания: "Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании», «Знакомим детей с миром профессий «Снимаем кино»;
- Создание (пошив, изготовление атрибутов) к сюжетно-ролевым играм;
План развития РППС
- Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;
- Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;
- Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.
Виды педагогической деятельности
- НОД;
- Информационно-познавательная;
- Наблюдения за трудом взрослых;
- Коммуникативная деятельность;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
- Самостоятельная деятельность;
- Проектная деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие с социальными партнерами
- Школа;
- Пожарная часть;
- Библиотека;
- Встреча с врачом из поликлиники;
- Другие партнеры.
Взаимодействие со специалистами ДОУ
- Логопед
- Психолог
- Руководитель по физической культуре
- Музыкальный руководитель
Совместная деятельность с детьми
Месяц | Профессия | Задачи | Формы работы/мероприятия |
Сентябрь | «Профессии в детском саду, в школе» Словарь: учитель воспитатель, логопед, мед.сестра, прачка, повар, вахтер, завхоз, заведующая, помощник воспитателя и др. | 1.Расширять представления детей о профессии работников дошкольного образования, учителя. 2.Показать общественную значимость труда школьного учителя, познакомить с деловыми качествами учителя. 3.Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, формировать интерес к школе. 4. Расширять и активизировать словарь детей по теме. | Чтение художественной литературы о детском саде, школе. Чтение: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (учитель; мед. сестра); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (воспитатель; повар) Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школа. Урок математики». Беседа по картине «На уроке». Экскурсия в школу. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Произнеси правильно», «Что будет, если…». |
Октябрь | «Работники сельского хозяйства» Словарь: фермер, конюх, пастух, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, хлебороб | 1.Углублять знания детей о профессиях. 2.Формировать представление детей о коллективном труде людей, о значении труда в жизни человека. 3.Воспитывать уважительное отношение к людям сельского хозяйства. 4.Расширять словарь детей по теме. | Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (фермер); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (фермер) Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы», «Что выращено колхозниками?» Рассматривание картины из серии «Кем быть?» |
«Врач» Словарь: педиатр, стоматолог, окулист, хирург, невропатолог, медсестра; | 1.Обогащать знания и представления детей о профессиях врача. 2.Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Беседа. Экскурсия в процедурный кабинет, кабинет педиатра. Чтение «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Врач и др.); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Врач ) Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «На приеме у врача», «Скорая помощь». | |
Ноябрь | «Водитель» Словарь: шофер, машинист | 1.Расширять представления детей о профессии водителя автобуса (троллейбуса), шофёра такси, машиниста поезда. 2.Показать взаимосвязь людей разных профессий. 3.Воспитывать уважение к людям труда. | Сюжетно - ролевые игры: «Мы – шофёры», «Железная дорога». Конструирование (из модулей, крупного строителя) «Мы едем в цирк». Чтение произведений о правилах дорожного движения Викторина по правилам дорожного движения Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (машинист); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (Водитель, машинист). Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Профессии». «Кто чем занимается?» |
«Мебельщик» «Столяр» | 1.Познакомить с профессией мебельщика, столяра и инструментами их труда. | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов. Д/и «Кому что нужно для работы». Встреча и беседа со столяром д/с. Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (столяр) | |
«Портниха» (швея) «Закройщица» «Модельер» «Кинорежиссер», «помощник режиссера», «оператор», «гример», «костюмер» | 1.Познакомить с профессиями людей, работающих в ателье, на фабрике одежды. 1. Дать детям представления о съемочной площадке, о профессиях кинорежиссера, помощника режиссера, оператора, костюмера, гримера. 2.Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни. | Сюжетно - ролевая игра «Ателье». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (портниха) Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (портной) Проект: «Сюжетно-ролевая игра «Снимаем кино». Презентация проекта. | |
Декабрь | «Музыкант» Словарь: Композитор, певица, певец, музыкант | 1.Рассказать детям о профессиях музыканта (скрипача, пианиста, флейтиста), композитора. 2.Разъяснить значение этого труда для общества, в чём причины особого отношения к людям творческих профессий. 3.Воспитывать любознательность. | Рассматривание иллюстраций с различными инструментами. Слушание музыкальных записей со звучанием некоторых инструментов. А также произведений известных композиторов. Игра на детских музыкальных инструментах. Встреча с интересными людьми. Дидактические игры «Угадай, на чём играю?» Настольные игры: «До-ре-ми», «Профессии». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (Музыкант) |
«Повар» «Продавец» «Кассир» | 1.Расширять у воспитанников представления о мире взрослых. 2.Пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, 3.Формировать уважение к труду. | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихов. Чтение художественной литературы. Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов». Экскурсия на кухню. Дидактические игры: «Кто больше назовет профессий?», «Угадай профессию». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (повар; кассир; продавец); Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (продавец) | |
Январь | «Строители» Словарь: архитектор, дизайнер, строитель, электрик, инженер, плотник, маляр, крановщик, каменщик, сантехник, плиточник, кровельщик, электросварщик, экскаваторщик | 1.Познакомить детей с некоторыми профессиями строителей. 2.Учить устанавливать взаимосвязь труда разных строительных профессий. | Беседы: «Стройка. Профессии», «Секреты плотника: как построить прочный дом». Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Проектная мастерская» (проектируем разные дома). Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (строитель, маляр и др.); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (строитель) Дидактические игры: «Кем я хочу быть?», «Кому, что нужно для работы? |
«Спортсмены» | 1.Расширение представлений и уточнение знаний о спортсменах - лыжниках, конькобежцах, фигуристах и др. | Организация совместной выставки-конкурса рисунков «Зимние виды спорта» Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (спортсмены) | |
Февраль | «Военные профессии» | 1.Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; 2.Расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; 3.Знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); 4.Формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | Беседы: «Солдаты Отечества», «Профессии смелых и отважных» Сюжетно - ролевые игры: «Лётчики», «Разведчики», «Моряки». Спортивное мероприятие: «Сильный, смелый, ловкий». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (военный и др.) Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (военнослужащий) |
Март | «Женские профессии» Словарь: Актриса, Парикмахер, Уборщица, почтальон | Уточнить представления детей о женских профессиях | Беседа «Женские профессии». Дидактические игры: «Назови женскую профессию», «Назови, чья?» Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», Чтение художественной литературы. Рисование на тему «Мамина профессия» Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (актриса; парикмахер; почтальон); Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» (парикмахер) |
«Библиотекарь» «Писатель» «Художник» | 1.Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессиях библиотекаря, писателя, поэта, художника. 2.Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. | Экскурсия в библиотеку Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «В читальном зале». Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг. Составление рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь» Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (библиотекарь; писатель; художник); Т.А.Шорыгина« Профессии. Какие они?» (библиотекарь) | |
Апрель | «Космонавт» | 1.Расширять знания детей о профессии космонавт, о значении труда в жизни людей, страны. 2.Поддерживать интерес к людям редких профессий. | Презентация «Первопроходец космоса». Сюжетно - ролевая игра: «Космонавты». Выставка рисунков «Космос». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г.П. Шалаева (космонавт; фотограф) |
«Пожарный» «Полицейский» «Спасатель» | Расширять знания детей о профессии пожарного, спасателя, полицейского. | Сюжетно - ролевая игра: «Мы - пожарные» Рисование на тему «Пожарные на пожаре». Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий»; Г.П. Шалаева (пожарный; полицейский) | |
май | "Все профессии нужны, все профессии важны" | Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. | Игра-развлечение «Калейдоскоп профессий». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.
В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....
План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность».
Цели: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников....
План по самообразованию педагога «Формирование представлений о профессиях через игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В данн...
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...
План по самообразованию педагога Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать работу по формированию у дошкольников представлений ...