Конспект занятия «В гостях у Вани и Мани»
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) по теме

Курганова Екатерина Борисовна

Занятие по формированию целостной картины мира , познание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gostyah_u_vani_i_mani.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы  детский сад  комбинированного вида  №  1177

Конспект занятия

«В гостях у Вани и Мани»

2-ая младшая группа № 8 «Клубничка»

Воспитатели: Курганова Е.Б.

                         Артюкова О.П.

Москва, 2013 год

Цель:

 приобщать детей к русскому  народному фольклору, организовать «Сладкий стол» с решением познавательных задач по теме русского народного промысла, одежды, традиций русского народа.

Программное содержание:

 Знакомить с элементами русского народного быта, одеждой русского народа, продолжать расширять знания о матрешке, самоваре.

Знакомить детей с народными потешками.

Учить детей эмоционально к месту произносить, использовать потешки в повседневной жизни.

Развивать речь детей, эмоции, эстетические и нравственные чувства при ознакомлении с русской культурой, традициями.

Воспитывать любовь к Родине, близким, уважение к старшим, традициям народа.

Оборудование:

 кухонный инвентарь, лапти, посуда, предметы старины, чайный сервиз, самовар, сушки, баранки, магнитофон, платки, матрешка; иллюстрации разновидностей самовара, народной одежды.

Предварительная работа:

раскраска «Народная одежда на Руси» (раскрашивание сарафанов, косовороток); проведение непосредственно образовательной деятельности по знакомству с самоваром, русской народной деревянной игрушкой – матрешкой; заучивание народных потешек.

Ход работы:

Звучит мелодия скачущей лошади.

На фоне музыки в группу воспитатель  завозит  на игрушечной лошади куклу мальчика в русском народном костюме, приговаривая потешку «Едем - едем на лошадке…»:

Едем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой.

В гости нас звала принцесса

Кушать пудинг сладкий.

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго…

Как собачки говорят? Гав-гав!

(Привлекая внимание ребят:

Два котенка – мяу-мяу!

Две собачки – гав-гав!

Два утенка – кря-кря!

Два цыпленка – пи-пи-пи!

Два теленка – Му! Му!

Две овечки – Бее! Бее!

Два козленка – Мее! Мее!

Две лягушки – ква-ква!)

Воспитатель рассказывает, что Ваня прискакал пригласить ребят в гости:

      Все к нам с Маней поспешите

И друзей с собой ведите.
Всех гостей мы угощаем
  Ароматным крепким чаем.

Воспитатель: Ребята, принимаем приглашение? Поедем в гости к Ване? Тогда мы с вами отправляемся в гости к Ване и Мане в их деревенскую избу (показ картинки с изображением избы). Заглянем к ним в горницу -  так называется комната в русской избе. Готовы? Тогда в путь!

Потешка «Едем-едем на лошадке…»

Дети имитируют скачку на лошади, подпрыгивают, будто едут по кочкам.

Звучит музыка: Чайковский П.И. (Щелкунчик) - Сказочная мелодия.

воспитатель встречает детей с куклой Маней:

Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые.
Заходите, проходите.
Как живем мы, посмотрите!

*Рассказывает Маня:

О лавке, скамье
Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья. Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место.  Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника. Найдите их среди предметов. 
О столе
За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. 

О сундуке
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие  и маленькие. 
О посуде
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.
 

Чугунок: в нем готовили пищу в печке.
О прялке
Прядением, как правило, занимались девушки. С помощью прялки получали нитки.  Прялка с колесом называлась – самопрялка. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки. 
Об ухвате
Им  отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло  собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. 

О буфете, шкафах
Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов. 

Дети рассматривают одежду на Руси, кухонную утварь, произведения народного творчества, различные виды самовара, лапти и т.п. Встречая уже знакомые предметы старины (матрешка, самовар), побуждать детей рассказывать о них  (Воспитатель: Ой, смотрите! Узнали? Для чего это…? Как его использовать..? Что внутри..?).

Физкультурная минутка «Матрешки». 
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
Хлопки перед собой.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед на пятку, левую.
Влево, вправо наклонились,
Наклоны влево – вправо.
Всем знакомым поклонились.
Наклоны головы влево – вправо.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
Хлопки в ладоши перед собой.

Маня собирает ребят на чаепитие, достает сушки, баранки на рушниках:

Ну, а мы увидеть будем рады
Вас за нашим большим столом.
Кажется, поспели самовары,
Что ж, и мы тогда пойдем.

Все отправляются в группу, где во время отсутствия детей, приготовлены столы и самовар для чаепития.

У входа в группу:

Звучит музыка: Русские народные песни - Конфетки-бараночки

 Маня с Ваней:

Не толпитесь у дверей –
Проходите поскорей.
Ждут вас с чаем, ребятишки,
И баранки, и коврижки.

Это все для вас, гости дорогие!
Калачи, ватрушки, пышки -
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте.

Дети усаживаются за столы, чаепитие.

За столом:

Знакомство с первым лакомством на Руси: калачи, баранки, сушки.

Чай горячий, ароматный
А с сушками очень приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет

       Беседа с детьми: «С чем мы любим пить чай?» (с вареньем, лимоном, молоком и т.д.)

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

Потешка «Шли с базара самовары»

По мосточку, 
Тары-бары, 
Шли с базара 
Самовары. 
Самовару 
Самовар 
Пропыхтел: 
Ужасный жар! 
Рядом речка – 
окунёмся, 
искупнёмся 
и напьёмся!..

Предложить детям хоровод и пляски под  Русскую народную песню  - Конфетки-бараночки

В пляске не жалей ботинки,
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит пишут письма нам!

По завершению плясок и чаепития:

От всей души мы, друзья, веселились,
Песни пели, в танце кружились.
Спасибо и до свиданья, Маня и Ваня,

Нам прощаться пора!

Все дети: ДО СВИДАНИЯ!!!!

Дети имитируют скачки на лошадях. Музыка звучит в последовательности: мелодия скачущей лошади, русские народные песни. Продолжаются народные пляски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "В гости к нам пришли матрешки" ( игровое занятие с использованием песочной терапии)

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Они трогают сердце, питают любовь к своему народу. М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркал...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Конспект занятия «Куклы Маша и Ваня в гостях у детей»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста«Куклы Маша и Ваня в гостях у детей»Используемые технологии:Игровые технологииЗдоровьесберегаю...

Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе.

Конспект занятия «В гостях у дедушки Лесовика» (интегрированное занятие с использованием интерактивной доски) в старшей группе. Ход занятия: Придумано кем-то просто и мудро...

Конспект занятия «Вымоем куклу в ванне»

Расширять и уточнять словарь по теме (мыло, мочалка, мыльница, мыть, намыливать, вытирать, теплая, холодная, горячая)....

Конспект занятия развивающей игры «Как Ваня и Маша ходили в зоопарк»

Развивать умения сравнивать предметы по признакам (цвету и форме, рассуждать по ходу сравнения, конструировать предметы с опорой на модель; группировать предметы по форме; упражнять в определении длин...