"Сказка к нам приходит"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Радионова Наталья Ананьевна

 

Тема : «Сказка к нам приходит».

Цель: способствовать формированию представлений у детей об обобщающим понятиям «Семья».

Программное содержание :

-закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье.

-закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога ;

-продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи к окружающим его людям.

- развивать диалогическую речь детей ;

-обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи

 

Вид : интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, с элементами математики( по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»). 

Предварительная работа : чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», просмотр мультфильмов, рисование «Любимые сказки», просмотр семейного альбома, иллюстраций сказочных сюжетов.

Материалы и оборудование : печь(демонстрационная), противень, пирожки печеные , яблоня, яблоки( муляжи-8 шт, свежие- по количеству детей ) ; корзина ; дидактическая игра «Блоки Деньеша»-4 комплекта, карточки с изображением геометрических фигур, разного цвета ; сюжетное оформление «Речка», сюжетное оформление «Дом» ; дорожки разной ширины, ; музыкальный центр, аудиозапись. Длительность : 20 минут.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети располагаются полукругом возле воспитателя .

Воспитател ь: - Ребята,

Я видела чудо сегодня во сне :

Герои всех сказок

Явились ко мне !

Как будто Яга и Кащей-

Все творили добро !

Лиса, Вини-Пух и Конек –Горбунок

Танцуют все вместе,

Пекут вкусный пирог !

И просит Емеля,

Лежа на печи :

-Ты книжку открой,

и все сказки прочти !

Воспитатель : - Как вы думаете, о чем я видела сон ?( выслушивает ответы детей : о сказках) Правильно, о сказках ! А Все сказки начинаются со слов. ( «..В некотором царстве…», «жили-были…» и т.д.) . Конечно ребята, и как только произносятся эти слова , мы с вами оказываемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки.

Ребята, а вы хотите оказаться в сказке? Сейчас мы все вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…» , и может быть попадем в какую-нибудь сказку.

 (Дети и воспитатель произносят слова , в тишине раздается тихий плач, открывается ширма, дети видят сидящую в избушке девушку).

Воспитатель : Ребята, по моему мы оказались в какой-то сказке? Давайте узнаем, как зовут эту девушку, и почему она плачет?

Воспитатель предлагает детям выяснить, что случилось , побуждает детей вести диалог со сказочным персонажем

Девушка рассказывает :

- Меня зовут Машенька . Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей , я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси – лебеди, подхватили , да унесли моего братца Ванечку (плачет).

Воспитатель предлагает вспомнить из какой сказки эта героиня, кем ей приходится Иванушка, что с ним произошло ( ответы детей :сказка «Гуси-лебеди», Иванушка-братец Машеньки).

Воспитатель : Ребята , как вы думаете, когда вернутся родители и увидят , что нет Ванюши, что они будут чувствовать ? ( побуждать детей к сопереживанию героям сказки)

Дети успокаивают девочку и предлагают свою помощь .

Воспитатель : - Машенька, не волнуйся , мы тебе поможем , ты только укажи нам в какую сторону гуси-лебеди полетели.

Девушка указывает дорогу .

.Дети и воспитатель отправляются в путь, встречают печь и просят у нее помощи.. Воспитатель побуждает детей вести диалог с печью :

-Здравствуй, матушка-печь ! Подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели ?

Печь отвечает детям :

- Помогу я вам, ребятушки, но сначала и вы помогите мне: пирожки уже поспели , в печь бы их посадить. Отберите нужные, да на противень выложите .

Воспитатель предлагает детям игру Дети выбирают карточки с изображением пирожков и выложить на противень. Во время выполнения задания уточнить у детей, кто в их семье печет пироги. Справившись с заданием, воспитатель выкладывает «пироги» на большой противень и ставит в печь.

Печь : - Спасибо вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, идите вперед по  тропинке, она вас и выведет туда куда гуси-лебеди полетели.

Воспитатель : Я пойду вперед, ведь неизвестно что там впереди, а вы идите за мной.

Физкультминутка :ходьба по тропинке .

По тропинке дети подходят к яблоне.

Воспитатель : - Ребята, тропинка кончилась, куда дальше идти ( предлагают обратиться за помощью к яблоне, обращая внимание на вежливое обращение, приветствие).

Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда полетели гуси-лебеди.

Яблоня : Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста . Тяжелы мои ветки, посмотрите сколько яблок висит на мне? Созрели яблочки наливные, ароматные. Соберите урожай в корзину .

Воспитатель предлагает собрать яблоки (выбрать из предложенных овощей и фруктов только яблоки).

Яблоня : - Спасибо вам, ребята, веточкам моим легче стало. А гусей-лебедей найдёте, если пойдёте по тропинке.

Подходят к молочной реке – кисельные берега.

Воспитатель : -Река на пути, куда нам дальше идти ? Может у речки спросим? ( побуждает самостоятельно обращаться к реке, чтобы узнать как найти дорогу ) Молочная река- кисельные берега, подскажи нам пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?

Речка : Упал в меня камень, мешает молоку дальше течь. Сдвиньте его в сторону- тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Дети убирают «камни» с речки, она течет дальше , благодарит детей и указывает им путь.

Физкультминутка : перепрыгивание через речку.

Воспитатель и дети подходят к избушке , воспитатель предлагает вспомнить кто живет в лесной избушке ? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой?

Из избушки выходит Баба-Яга:

- Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие ? Зачем пришли? Зачем пожаловали?

Воспитатель ( побуждает детей ласково обратиться с просьбой к Бабе-Яге , вести диалог )

Здравствуй, Баба-Яга, верни нам пожалуйста, Иванушку. Его сестрица Машенька плачет, мама с папой воротятся, а его нет, пережевать будут.

Баба-Яга : - Ванечку отдать вам ? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен !

Воспитатель : Ребята, давайте объясним Бабе Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям ? Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка ? А какого сестрице Машеньке ? А как сам Иванушка без семьи будет жить?( воспитатель выслушивает ответы ).

Баба-Яга выслушивает объяснения детей, сокрушается : Семья! Любовь! А я тут одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет ( плачет ).

Воспитатель : И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Может пожалеем, ласковое слово скажем ей ? (побуждает детей к сочувствию ) У меня идея, а давайте мы, Бабу Ягу пригласим к себе в гости , в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье( дети приглашают Бабу Ягу в гости ).

Баба Яга (радостно ) : –Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите .Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается .Ведь его там все любят и ждут .

 ( дети прощаются с Бабой Ягой)

Воспитатель :Спасибо скажем Бабе Яге .Нам пора возвращаться, Машенька наверно заждалась уже.

Возвращаясь из сказки по той же дороге дети и воспитатель подводят итог занятия .

(какими нужно быть ребятки – Вежливыми, добрыми, ласковыми и любить своих близких).

Машенька благодарит детей, радуются , что семья восстановилась. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни.Тема:"Сказка в гости приходи , малышей развесели"!

1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащать с...

Конспект Н.О.Д. по развитию речи для детей 3-его года жизни. Тема: «Сказка в гости приходи , малышей развесели"!

Цель:1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.2. Закреплять знание детей об овощах.3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.4. Продолжать обогащ...

«Слушай тихо и гляди, сказка, в гости приходи»

Конспект занятия для детей средней группы...

Откуда сказки к нам приходят

Народные и авторские сказки  ( подготовительная  группа).Цель - Познакомить детей с богатством русской  народной культуры - сказками.  Авторские и народные  сказки, и  их...

Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительной группы «Сказки к нам приходят»

Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительной группы "Сказки к нам приходят". Сам сюжет взят на просторах интернета, спасибо коллегам! Хотелось поставить музыкальную сказку необычную, неордин...

«Сказка к нам приходит». Викторина по сказкам для детей младшей группы в форме квест-игры

Цель. Создать радостное настроение, доброжелательную обстановку во время викторины; вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; развивать умение отгадывать загадки, связную речь, ...