Конспект по экологии на тему Ласка самый маленький хищник наших лесов
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гарбузова Ольга Анатольевна

Систематизировать представление детей о лесных хищных животных. Познакомить с особенностями внешнего вида способом передвижения, питания, размножения, местом обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_pro_lasku.rar11.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ласка самый маленький хищник наших лесов.

Программное содержание:  систематизировать представления детей о лесных хищных животных, познакомить с новым хищным животным лаской: особенностями  внешнего вида, способом передвижения, питания, размножения, с местом обитания; приспособленностью к охоте и защите от врагов; учить строить пищевые связи в лесной экосистеме, дать элементарные представления о пищевой пирамиде; развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать ласку с другим хищником лисой, находя сходства и различия, воспитывать эмоционально-ценностное отношение к лесным обитателям.

Оборудование: вольер для ласки, корм – сырое мясо, фотографии хищных животных – лиса, волк, куница, ласка, хорёк, барсук, фотографии и рисунки лесных травоядных животных: заяц, мышь, полёвка, белка, птиц: глухарь, тетерев, видео  с фрагментами записи места обитания ласки, кубики – модели для построения пищевой пирамиды, пазлы – для построения пищевых цепочек. Атрибуты и костюмы для экологической сказки.

Ход занятия

Драматизация сказки.

Действующие лица: девочка или мальчик, заяц, мышка.

Плоскостные  фигурки лисы, ласки, хорька, куницы расставлены среди лесной декорации.

Действие происходит на лесной опушке.

По лесной опушке идёт девочка и напевает весёлую песенку, собирает цветы, ягоды.

Видит под кустом заяц сидит и плачет.

  • Ты чего заяц, плачешь, обидел тебя кто?
  • А ты как будто не знаешь, кто меня может обидеть!
  • Лиса или волк?
  • Да, но и не только они ещё лесная куница и хорёк. Все норовят меня съесть.
  •  Но ты же так быстро бегаешь, да и прятаться, следы путать лучшего мастера, чем ты во всём лесу не найти.
  • Да это так, но они всё же хитрей меня и ловче. У лисы такой острый нюх и чутьё, что она меня всё равно по моим следам может выследить и поймать. И маскироваться она мастерица, думаешь это яркие цветы или бабочки, а это торчат лисьи ушки. Вот тут берегись. А если попадёшься в лапы лисы или волка, то не всегда можно вырваться из их острых когтей или зубов.
  • Но все-таки можно?
  • Иногда можно, если рвануться по сильнее, то в зубах у них останется только кусок моей шкурки с шерстью.
  • Но это же больно.
  • Больно конечно, но жизнь дороже. Да и дыра в шкуре быстро зарастает.

Слышится, плачь и писк мышонка. Появляется мышонок.

  • А тебя кто обидел, неужели кошки в лесу живут?
  • Кошки не живут, но вот лисы, ласки, куницы, барсуки и другие хищники не прочь мной полакомиться.  Но самые мои лютые враги это ласки, лисы и совы.
  • Но как они тебя могут поймать, ведь ты живёшь в норке под землёй?
  •   Лисица благодаря своему очень хорошему слуху, она наш писк даже под землёй слышит, вот такие у неё уши. А когда найдёт нашу норку, то прыгает прямо на неё и тут уже, спасайся, кто может, бежим мы в разные стороны, а лиса не промах ловит нас один за другим и душит, а затем ест.
  •  А ласка, она ведь такая маленькая и симпатичная?
  • Вот то- то и оно, что она самый маленький, но самый ловкий лесной хищник. У неё очень  хороший нюх и гибкое тело. Она может пролезть в любую самую узкую норку. Нигде от неё не спрятаться.
  • Ну а сова, ни в норку забраться не может, и носа как у лисы у неё  нет?
  • Сова птица ночная, так как днём на нас охотятся лисы, ласки, то ночью мы выходим поискать зёрнышек, чтобы поесть. А глазища у совы такие, как фонари она ними ночью видит как днём.
  • Заяц: – А ты знаешь, какой острый слух у совы. Только пошевелишься, как тут же можешь оказаться в острых когтях совы или филина. Никогда не знаешь, откуда она прилетит.
  • Камнем она падает на тебя и не обмануть её, не убежать.    

Заяц:

  • Да и не только мы страдаем, от  хищников гибнут и белки и птицы тетерева, например и глухари. Никого они не жалеют. Вот бы было хорошо, если бы их не стало.
  • А что, это можно устроить, я скажу папе и он их «пах», «пах» и маме на воротник. И вы заживёте хорошо, некого будет бояться, не от кого будет прятаться.
  • Вот будет замечательно! (заяц и мышь вместе)

Слышаться выстрелы. Фигурки лисы и всех хищников падают.

В.: – А, что случилось в этом лесу  потом, мы узнаем чуть позже.

  • Ребята, сегодня у нас в гостях самое маленькое, но очень симпатичное хищное животное ласка (открыть вольер с лаской, если она спряталась поскрести по вольеру и вызвать её). Ребята, рассмотрите  ласку. Понаблюдайте за ней.
  •  Что делает ласка? (определить её действия в данный момент)
  • Почему она так себя ведёт? Что означают такие действия?
  • Посмотрите на тело ласки, какой оно формы? (вытянутое, длинное, как шнурок, можно показать шнурок) Такое гибкое длинное тело позволяет ласке проникать в самые узкие мышиные норки и даже продвигаться по ним.
  • А что сейчас делает ласка? (во время наблюдения всё время следить за изменениями в поведении ласки и обращать внимание детей, пояснять и связывать эти действия с приспособленностью к охоте)

Возможные вопросы:

  • что можно сказать о поведении ласки?
  • Как она передвигается? Какие у неё прыжки?
  • Почему ласка так быстро бегает и ловко прыгает?
  • Как её это помогает при охоте?
  • Почему прячется в убежище?
  • Посмотрите на внешний облик ласки и расскажите: –  чем покрыто тело животного, какая у неё голова, что находится на мордочке? Как вы думаете, что помогает  ей в охоте? (зоркие маленькие глаза, острый нюх и хороший слух)
  • Итак, ребята, мы пронаблюдали за лаской и можем отметить, что это маленький, очень гибкий,  шустрый, проворный, хищный зверёк. Она быстро бегает, ловко лазает по любой поверхности, имеет острые маленькие зубки, хороший нюх и чуткий  слух. Все эти достоинства помогают ей охотится.
  • А на кого охотится ласка?
  • На мелких птиц и грызунов: полёвок, мышей.(использовать модель)
  • В неволе ласку кормят сырым мясом так как она хищник мясо накалывают на пинцет и осторожно приоткрыв клетку кормят. (объяснение сопровождается показом)
  • Что сделала ласка? Как она ест мясо? Куда спрятала корм?

Дать ещё несколько минут понаблюдать за лаской и затем попрощаться и унести.

2 часть занятия

  • Ребята, а где живут ласки?
  • Вот модель леса посмотрите на этой модели лес изображён в виде многоэтажного дома  как вы думаете почему? Какие растения  образуют первый этаж?  Второй? Третий? А это что за этаж? (подвал)
  • Какие животные обитают в лесном подполье? Давайте их поселим.
  •  А кто у нас будет жить на первом этаже?
  • Почему вы этих животных поселили на первый этаж? Выберите их и расселите.(по той же схеме заселяют остальные этажи леса)
  •  Так от чего же зависит, какой этаж занимают животные в лесу? (от того, какой  пищей питается и где находится их жилище – нора, гнездо)
  • Каждый обитатель леса имеет свой дом, у кого нора, у кого дупло, а у кого берлога. Каждому своему жителю лес даёт пищу и кров. Назовите кто чем питается в лесу? Перед вами лежат кубики на которых изображены растения и животные леса, рассмотрите их и постройте цепочку питания состоящую из 2, 3 или 4 звеньев – кубиков. Теперь расскажите кто какую цепочку построил (проверить правильность). Давайте составим из этих отдельных цепочек общую пирамидку. Посмотрите  эта пирамидка называется пищевая. Почему как вы думаете?  Кто находится на вершине пирамиды? Как можно назвать этих животных одним словом? (хищники) Кто находится ниже хищников? (грызуны, насекомоядные птицы и животные) Кто занимает нижний уровень пищевой пирамиды? (растения) То есть каждый уровень пищевой пирамиды образуют животные питающиеся одинаковой пищей. Эта пирамида показывает, что все животные и растения взаимосвязаны и если исчезнет хоть один из них (убирает кубик с середины пирамиды), то разрушится вся пирамида и лес погибнет.
  • А сейчас давайте посмотрим дальше сказку, что же произошло с лесом когда в нём не стало хищных зверей.

Продолжение сказки.

Лес «голый» объедены листья, кора деревьев, нет травы, цветов, много мышей и зайцев.

Идёт девочка и поёт песенку. Вдруг останавливается, разводит руками, хватается за голову:

  • Боже мой! Что случилось с лесом? Где мои любимые цветы, почему погибли деревья? Всё кругом голо и пусто!

Дети :

  • Потому что зайцы и мыши всё погрызли и поели.
  •  Их стало очень много.
  • А почему?
  • Потому что не стало хищников: лисы, ласки, волка, совы, которые ними питались.
  • Теперь я поняла, что хищники очень нужны лесу, потому что они сокращают число грызунов и других травоядных животных. И удерживают равновесие в лесу. Давайте всё исправим и вернём лесу хищных обитателей. Подходите, ребята кто хочет быть лисой, волком, лаской и  (раздаёт детям маски и они ловят грызунов – зайцев и мышей, которые прыгают  по лесу). Самые ловкие зайчата и мыши успевают спрятаться под куст или в норку и остаются жить в лесу.

Девочка читает стихотворение «Звери всякие нужны, звери всякие важны»

Звери всякие нужны.

Звери всякие важны.

И змеи не меньше

Нужны чем слоны.

Нет вредных волков

И полезных ужей

Нет гадких мышей

И красивых ежей.

Всё что красиво –

Коварно и опасно,

Что не красиво,

Обычно – безопасно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непостедственной образовательной и организационной деятельности: коммуникация и художественное творчество (нетрадиционный метод аппликации) в старшей группе с использованием ИКТ- технологий.Тема"Лесные зверушки"( дикие звери наших лесов).

Тема" Лесные зверушки( дикие животные наших лесов)".-Формировать представление о диких животных наших лесов1. Закреплять и углублять знания по теме « Дикие животные наших лесов».2. Дать энциклопедичес...

Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»

ловЗанятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стре...

Календарно-тематическое планирование в средней группе. Тема: "Растительный и животный мир наших лесов"

Календарно-тематическое планирование в средней группе. Тема: "Растительный и животный мир наших лесов"...

Самые маленькие обитатели нашей планеты.

Презентация на тему: "Насекомые"....

"Самые маленькие обитатели нашей планеты"

Познавательная презентация о насекомых....

Самые маленькие обитатели нашей планеты»

: детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, Большинство современных чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. При этом очень важно, чтобы получаемые знания н...

тематическое занятие по экологии для детей младшего дошкольного возраста "Животные наших лесов"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...


 

Комментарии

Irina Nikolaevna Shablevskaya

Уважаемая Ольга Анатольевна! Мне очень понравилась Ваша статья, мы с удовольствием прочитали её с сыном, что значительно повысило его интерес к диким животным. Огромное Вам спасибо.