Конспект занятия по экологическому воспитанию «Птицы, живущие на нашем участке»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Липинцева Светлана Васильевна

Цель: формирование общих представлений о птицах.

Задачи:

1.    изучить строение тела птиц;

2.    найти между ними сходство и различия;

3.    продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;

4.    развивать речь детей.

Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.

Организация детей. На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате.

Методические рекомендации

1.    Занятие на улице лучше проводить зимой. Тогда и птиц слетится много, и кормление пройдет активно. Наблюдение через окно от сезона года не зависит.

2.    Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно. В последние годы даже городские птицы привыкли к человеку и близко подпускают его к себе. Размер птицы и ее вид не имеют существенного значения.

3.    Поскольку одна из программных задач – развитие речи детей, воспитатель старается говорить как можно меньше и своими вопросами побуждают детей к рассказу. Ответы на вопросы они находят из наблюдений и экспериментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию

 
«Птицы, живущие на нашем участке»

Цель: формирование общих представлений о птицах.

Задачи:

  1. изучить строение тела птиц;
  2. найти между ними сходство и различия;
  3. продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;
  4. развивать речь детей.

Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.

Организация детей. На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате.

Методические рекомендации

  1. Занятие на улице лучше проводить зимой. Тогда и птиц слетится много, и кормление пройдет активно. Наблюдение через окно от сезона года не зависит.
  2. Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно. В последние годы даже городские птицы привыкли к человеку и близко подпускают его к себе. Размер птицы и ее вид не имеют существенного значения.
  3. Поскольку одна из программных задач – развитие речи детей, воспитатель старается говорить как можно меньше и своими вопросами побуждают детей к рассказу. Ответы на вопросы они находят из наблюдений и экспериментов.

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома, но несмотря на это многое вы можете рассказать о ней сами.

Блок 1. Строение тела птицы

Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)

- Что есть на голове?

- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)

- Клюв птицы – это рот или нос?

Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.

- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)

- Опишите крылья.

- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.

- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?

- Рассмотрите и опишите хвост.

Блок 2. Рассматривание перьев.

Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)

- Как они окрашены?

- Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей определяется селекционной работой человека.)

- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)

- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)

- Как они расположены? (Налегают друг на друга.)

- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

Блок 3. Питание птицы

Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек.

Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления.

Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю.

Так что же они съели в первую очередь?

Блок 4. Органы чувств

Воспитатель. Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?

- Заодно уточните: различают ли птицы вкус пищи?

- А слышат? Нужно посвистеть в свисток (подуть в дудочку).

- На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.

- Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила.

- Почему птица увидела наблюдающего? (У нее глаза расположены по бокам головы, а не так как у нас – спереди. Поэтому она видит не только спереди, но и сзади.)

Блок 5. Передвижение птицы (Блок реализуется в любом месте занятия – в то время, когда птицы ходят или летают.)

- Расскажите, как птица ходит.

- Как она летает?

- Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку)? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко.

- Почему птица не падает, когда сидит на ветке?

- А мы так сможем? После занятия проверим.

Блок 6. Участие крыльев, хвоста и конечностей при движении птиц

Воспитатель. В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает.

Воспитатель бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный к длиной тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, воспитатель осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей.

Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед.

Блок 7. Сравнение разных птиц между собой

Рекомендация. Проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать одновременно двух и более птиц.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например, воробей и голубь?

Воспитатель называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой.

Блок 8. Заключительный

Воспитатель. Наконец, задаю самый трудный вопрос: каких животных называют Птицами?

Рекомендация. Данный блок занятия может идти двояко.

  1. Если дети называют разные второстепенные признаки, воспитатель, превращая диалог в шутку, им противоречит. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца. Воспитатель возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.)
  2. Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев – воспитатель избирает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами дети.

- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)

- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)

- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?

После некоторых раздумий  дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.

- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Комнатные растения-спутники нашей жизни"

Конспект для детей старшей группы.Время проведения апрель-май...

Конспект НОД по экологическому воспитанию "Птицы"

Цель НОД "Птицы" -  формировать представления о птицах- вороне и снегире., уметь различать их и развивать интерес к жизни птиц....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (средняя группа)

Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении к сре...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы"...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ...