Проект "Осторожно огонь!"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Королёва Людмила Васильевна

Проект посвящен проблеме обучения детей правилам пожарной безопасности. На занятии дети в игровой форме получают знания о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнём. Закрепляют знания о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём, а также правила поведения при пожаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogon.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №172»

Ленинского района города Саратова

Творческо-исследовательский  проект

«Осторожно, огонь!»

Проект подготовила и провела воспитатель

первой квалификационной категории

Королева Людмила Васильевна

Содержание и этапы реализации проекта

сроки

Действия по реализации проекта

Понедельник

НОД по познавательному развитию «Огонь – друг, огонь – враг»

Д/и «Раньше и теперь»

Сюжетно-ролевая игра «Мы – пожарные»

Чтение Б.Житков «Дым».

Вторник

Беседа о труде пожарных.

НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Пожарная машина спешит на помощь»

Подвижная игра «Пожарные на учении»

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебные превращения»

Чтение Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»

Среда

Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности).

Дидактическая игра «Звоним по телефону»

Групповой конкурс рисунков «Огонь – друг, огонь – враг».

Чтение Б.Житков «Пожар»

Четверг

Дидактическая игра «Что нужно пожарным»

Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство с огнем»

Сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»

Чтение сказки «Незатушенный пожар»

пятница

Дидактическая игра «Горит – не горит»

КВН «Пусть огонь будет другом»

Папка-передвижка для родителей «Пусть огонь будет другом»

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Чтение С.Маршак «Сказка про спички».

Введение

Актуальность проекта связана с тем, что у детей отсутствует защитная реакция на противопожарную обстановку. Желание открывать что-то новое, любознательность часто ставит их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей, пострадавших от пожара, возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям нужно объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Мы предполагаем углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдать. Научить детей правильно вести себя в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону, четко называть свой адрес). Познакомить детей со средствами пожаротушения, уметь правильно вести себя в случае обнаружения пожара, более подробно познакомить с профессией пожарного.

Паспорт проекта

  1. Название проекта «Осторожно, огонь!»
  2. Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
  3. Время реализации: 14.04.2014 – 18.04.2014 год.
  4. Руководитель проекта: Королева Людмила Васильевна.
  5. Состав проектной группы: Воспитатель – Королева Л.В., воспитанники старшей логопедической группы.
  6. Цель проекта: формировать у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
  7. Задачи проекта:

- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону, четко называть свой адрес);

- познакомить со средствами пожаротушения;

- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

- расширить знания детей о профессии пожарного;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;

- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;

- формировать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

          8.   Актуальность поднимаемой проблемы состоит в воспитании у детей

                дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к

                активному субъекту противопожарной безопасности.

Формы и методы работы с детьми

        

Литература:

  1. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
  2. Журнал «Ребенок в детском саду» №6 2011 год
  3. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
  4. Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

Тема: «Пожарная машина спешит на пожар»

Цель: Расширить знания детей о профессии пожарного; учить детей правилам поведения в экстремальных условиях.

Задачи: Упражнять отражать в рисунке эпизод из жизни города – изображать пожарную машину возле дома, охваченного огнем; познакомить детей с расположением цветов в спектре, учить выделять теплые цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, использовать их для изображения пламени; закреплять умение закрашивать небо в цвета вечернего заката акварельными красками « по-мокрому»; упражнять в передаче пропорции между зданием и автомобилем.

Создать творческую атмосферу, развивать фантазию, воображение, воспитывать аккуратность в работе, развивать мелкую моторику рук.

ОО: Художественно-эстетическое развитие, познавательно-коммуникативное развитие.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: У воспитателя таблицы для ознакомления детей с цветами спектра (изображение радуги, спектрального круга, костра и пейзажный рисунок – льдины на воде под голубым небом); предметная картинка с изображением пожарной машины, книга С.Маршака «Рассказ  о неизвестном герое» с иллюстрациями А.Пахомова. У детей по семь небольших полосок, окрашенных в цвета радуги; листы бумаги с фоном, заранее окрашенным детьми (вечернее небо), краски гуашь.

Предшествующая работа: беседы о пожаре и профессии пожарного, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений по теме «Пожар».

Ход НОД

Показать детям таблицу для ознакомления с цветами спектра. Указав на радугу, спросить, что нарисовано. Предложить перечислить цвета радуги, начиная с верхнего, красного. Сказать, что в радуге всегда в таком порядке располагаются цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Дать детям задание расположить цветные полоски в таком же порядке, как цвета радуги. Затем всем вместе назвать по порядку эти цвета.

Указать детям на нарисованный костер, предложить ответить, какими красками нарисован огонь (желтой, оранжевой, красной), и выполнить задание – отделить и назвать цвет полосок, которыми рисуют огонь. Сказать, что эти цвета называются теплыми. А те цвета, которые напоминают цвет неба, воды, снега, льда, называют холодными. Это фиолетовый, синий, голубой.

Убрать таблицу и полоски, показать детям знакомые им книжки С.Маршак «Пожар» и «Рассказ о неизвестном герое» и сказать: «Дети, посмотрите на эти книги и послушайте отрывок из книги «Пожар», а потом попробуйте догадаться, что мы сегодня будем рисовать».

…Но пожарные узнали.              Вдаль несутся с гулким звоном,

Где горит, в каком квартале,      Им в пути помехи нет.

Командир сигнал дает,                И сменяется зеленым

И сейчас же -  в миг единый       Перед нами красный свет.

Вырываются машины                  В пять минут автомобили

Из распахнутых ворот.                До пожара докатили…

Подтвердить ответы детей, что сегодня они нарисуют пожарную машину, которая мчится к горящему дому. Предложить посмотреть на изображение пожарной машины. При рассматривании отметить широкую двойную кабину, в которой размещаются шофер и пожарная команда, позади цистерну, свернутый шланг, наверху брандспойт и др. Спросить детей: «Почему пожарный автомобиль окрашен в красный цвет?» (Красный цвет яркий. Это цвет  тревоги. Он хорошо виден издали, и все машины уступают дорогу пожарному автомобилю.) рассказать, что когда в доме возникает пожар, то из окон вырываются языки пламени, а над ними клубится черный дым. Спросить, какими красками дети нарисуют пламя.

Показать иллюстрацию художника Пахомова к книге «рассказ о неизвестном герое», на которой изображено горящее здание. Далее рассмотреть листы бумаги, на которых дети будут рисовать. Спросить, в каое время суток загорелся дом. Сказать, что двух-трехэтажный дом рисуется вначале, он расположен выше на листе бумаги, чем дерево и автомобиль. Пожарная машина не выше окон первого этажа.

В процессе работы напомнить о пропорциях между зданием и автомобилем. Поощрять детей за внесение в рисунок интересных дополнений. Спросить, какими цветами красок дети изобразят огонь, дым. В конце занятия желающие дети расскажут по своему рисунку, как возник пожар, как пожарники потушили его.

Сравнить несколько рисунков и определить, к какому дому быстрее домчалась пожарная машина, а у каких зданий пожар сильно разгорелся и потушить его будет труднее.

НОД по познавательному развитию «Огонь – друг, огонь – враг».

Цель: Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

Задачи: Познакомить детей с историей использования огня человеком.

Дать детям понятие, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

Закрепить у детей знания безопасного обращения с огнем и пожароопасными предметами, правила поведения во время пожара.

Отработать с детьми практические навыки поведения в экстремальной ситуации (пожар).

Формировать умения решать задачи на классификацию предметов материального окружения.

Развивать умение реально оценивать возможную опасность.

Воспитывать у детей чувство осторожности в обращении с огнем.

Воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Предшествующая работа: Рассматривание плакатов по пожарной безопасности;

Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Н.Толстого, «Пожар», «В дыму» Б.Житкова, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака, рассматривание иллюстраций к ним.

Материал:  знак опасности, символ огня, сказка «Огонь – друг, огонь – враг», картинка пожарной команды, мяч, ленточки красного и голубого цвета, предметы для пожаротушения, светофорчики (синий – красный), карточка с изображением оказания первой медицинской помощи при ожоге, медаль «Юные пожарные»; иллюстрации: Олимпийский огонь, огонь свечи, вечный огонь.

Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об огне. Согласны?

Огонь бывает разный:

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Или очень добрый, или очень злой.

Ребята, а как вы думаете, когда огонь бывает добрым, а когда злым? (Ответы детей). Правильно, молодцы. А теперь, послушайте, я вам немного расскажу об огне. (На магнитной доске – иллюстрации различных видлв огня «Олимпийский огонь», «Огонь свечи», «Вечный огонь». Воспитатель с детьми рассматривает иллюстрации)

Да, ребята, люди с древности почитали огонь, называли его священным, относились к нему, как к божеству, потому что его трудно было добыть. В некоторых странах люди специально строили храмы огня. В центре храма, в специальных чашах горел священный огонь, и люди приходили поклоняться ему. В наших церквях постоянно горят свечи, потому что огонь своим светом и теплом очищает окружающее пространство, снимая болезни, усталость, уничтожая тьму и страх. Если человек очень устал, у него плохое настроение – зажжет свечу, посмотрит на ее пламя, и силы вновь вернуться к нему. Наши предки верили в это, устраивали праздники, когда зажигались костры, и люди прыгали через них, тем самым очищая себя. В наши дни огонь помогает сталеварам варить сталь. Огонь – это символ Олимпийских игр. Огонь зажигают у памятников наших героев. А вы знаете как называется этот огонь? Почему его называют «Вечный огонь»? (Ответы детей: «Потому что он горит всегда, и днем, и ночью»). Да, ребята, вечный огонь будет гореть вечно в наших сердцах в память о людях,  защищавших нашу Родину от врагов.

Ребята, я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется (знак опасности).

Правильно, это знак опасности.

А сейчас давайте поиграем. Я встану напротив вас, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному. (Дети по очереди перечисляют опасности и подходят к воспитателю: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, бешеные животные и т.д.)

Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.

А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать:

«Что дотронувшись едва

Превращает в дым дрова».

Да, это огонь. (Показываю символ огня.)

А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь –друг, огонь – враг».

«Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь, где хотел, по лесам, домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого».

Как вы думаете, почему? (Он сжигал все подряд.)

- И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться. А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился. Вот и начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом».

Скажите, ребята, для чего человеку нужен огонь? (Приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка и т.д.)

Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого делают – выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.

- Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда снова может произойти беда.

Ребята, а скажите, от чего может возникнуть пожар? (от спички, непотушенного окурка, газовой плиты, не выключенных электроприборов и т.д.)

Назовите мне, что может загореться дома, в лесу?

Чем кроме огня, еще опасен пожар? (Дымом, им можно задохнуться).

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, показывать руками вверх «языки пламени», а если не горит – руки опускаем.

Слова: бумага, шторы, гвоздь, тетрадь, одежда, стол, столовая ложка, мебель, сухая трава, листья, плоскогубцы, бензин, краска.

Молодцы, садитесь.А сейчас я вам предлагаю поиграть еще в одну игру «Кросс-вопрос». Здесь спряталась карточка, если мы ответим на все вопросы правильно, то узнаем, что там изображено.

  1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
  2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
  3. Какая у них работа? (Трудная, но интересная, тяжелая, опасная, но очень нужная людям.)
  4. Какими качествами должны обладать пожарные? (Они должны быть сильными, смелыми, закаленными, здоровыми, ловкими, выносливыми, мужественными, находчивыми, решительными.)
  5. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
  6. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы не задохнуться в дыму.)
  7. По какому номеру телефона вызывают пожарных? (01)
  8. Что человек должен сообщить по телефону, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес.)

Молодцы, ответили ни все вопросы, и у нас открылась картинка. Это пожарная машина. На ней пожарные выезжают по вызову.

«Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина».

А теперь встаньте, мы с вами поиграем с мячом. Игра называется «Лови, бросай, сразу отвечай».

1. Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)

2. Почему пожарная машина красного цвета? (Красный цвет – цвет опасности.)

3. Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)

4. Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)

5. Чем тушат бензин? (Пеной.)

6. Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки, колонки.)

Молодцы, а сейчас мы поиграем в подвижную игру «Огонь – вода».

Дети с красной ленточкой – это огонь, с голубой – это вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, изображающие огонь, т.е. потушить пожар.

Но не только водой можно тушить огонь. Посмотрите на эти предметы и подумайте, для чего они нужны (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, телефон). Они нужны, чтобы потушить огонь. А найдите здесь лишний предмет (это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить).

Но раз уж случился пожар, то надо знать правила, как вести себя во время пожара. Их мы закрепим в игре «разрешается – запрещается». Возьмите в руки свои светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно.

  • В случае пожара вызвать пожарных по телефону 01.
  • Бросать горящие спички.
  • Кричать и звать на помощь взрослых.
  • Оставаться в помещении, где начался пожар.
  • Открывать окна, двери во время пожара.
  • Закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем.
  • Прятаться в угол, под шкаф, под кровать.
  • Оставлять без присмотра включенные электроприборы.
  • Двигаться ползком или пригнувшись к выходу.
  • Обливать водой пол, стены во время пожара.
  • Пользоваться лифтом.
  • Не бояться, слушаться во всем пожарных.
  • Тушить водой горящие электроприборы.
  • Обращаться к соседям за помощью.
  • По возможности пытаться тушить пожар.
  • Включать газ, электроприборы, свет.

Молодцы, садитесь, все правила назвали

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара? (Он получает ожоги, задыхается).

Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог (показываю картинку и выслушиваю ответы детей).

Ребята, вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Я очень хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.

Дидактические игры и упражнения

Раньше и теперь

Цель: Систематизировать знания правил пожарной безопасности.

Воспитатель кратко описывает ту или иную ситуацию, произошедшую в прошлом. Дети поочередно рассказывают, что происходит в аналогичной ситуации в наши дни.

Воспитатель. Когда начинался пожар, с каланчи в небо взмывал сигнальный шар.

Ребенок. При возгорании люди звонят по телефону 01.

Воспитатель. До места пожара пожарные добирались на телеге, на которой везли бочку с водой.

Ребенок. Сейчас пожарные могут быстро доехать на пожарной машине, пожарном поезде, пожарном вертолете, пожарном самолете.

Воспитатель. Раньше пожар тушили, используя ручные насосы, топоры и багры.

Ребенок. Современные средства тушения – это брандспойт, подключенный к автоматическому насосу, огнетушители.

Что нужно пожарным

Цель: расширить представления о профессии пожарного.

Каждый ребенок получает набор карточек с изображением предметов, которые используются представителями разных профессий. По сигналу дети выбирают те из них, которые необходимы в работе пожарного. Выигрывает тот, кто быстрее всех отобрал нужные карточки.

Горит – не горит

Цель: Закреплять знания о свойствах предметов и веществ.

Воспитатель называет предмет или вещество (металл, вода, дерево, лед, уголь, воздух, камень и т.д.) и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймав мяч, говорит, горит данный предмет (вещество) или нет. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Звоним по телефону

Цель: Закреплять знание номеров телефонов служб спасения, учить правильно говорить по телефону с дежурным той или иной службы.

Воспитатель описывает ситуацию и предлагает вызвать представителей соответствующей службы. Ребенок берет карточку с указанием номера телефона (01, 02 или 03). Задание считается выполненным, если со слов ребенка можно понять. Куда и с какой целью должны приехать представители той или иной службы.

Опытно-экспериментальная деятельность

Знакомимся с огнем

Цель: Познакомить с некоторыми свойствами огня. Развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Материал: Парафиновая свеча. Длинные деревянные палочки. Стеклянная банка. Белая фарфоровая чашка.

Ход эксперимента

Посмотрите, ребята, что у меня есть. (Показываю свечу.) Назовите предмет и опишите его. (Это свеча. Она длинная, тонкая, белая.) Я зажгу свечу, и мы с вами, как настоящие ученые будем исследовать свойства огня. (Зажигает свечу.) Опишите, как выглядит пламя. (Внутренний слой пламени светлый. Средний слой самый яркий, а наружный – почти незаметный. Цвет пламени определить трудно. Он постоянно меняется.) Давайте выясним, какой слой пламени самый горячий. (Здесь и далее, показывая опыт, комментирует свои действия.)

Я снизу одновременно введу две длинные деревянные палочки во внутренний и средний слой пламени. А вы наблюдай те, как и что будет происходить.

Дети замечают, что палочка. Введенная в средний слой пламени загорелась быстрее, и делают вывод, что средний слой горячее. Затем воспитатель таким же образом сравнивает температуру среднего и наружного слоев пламени. Дети делают вывод, что наружный слой самый горячий, так как палочка загорается в нем очень быстро.

Попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете, что предметы, находящиеся вокруг нас, сделаны из различных материалов. Гвоздь – из металла, стол из …(дерева), мяч из …(резины), кукла из …(пластмассы). Посмотрите вокруг, назовите предметы и материалы, из которых они сделаны.

Из чего сделана свеча? (Предположения детей.) Свечи делают из воска и парафина. А из какого вещества состоит пламя свечи? Я беру белую фарфоровую чашку, нагреваю ее дно в пламени. Сосчитайте до семи и посмотрите: на дне чашки образовалось черное пятно – это копоть, сажа. Это частички угля.

Помогаю детям прийти к выводу: в огне содержатся частички сажи – и объясняю, что именно они, раскаляясь в жаре свечи, делают ее пламя ярким и красивым.

Воспитатель показывает стеклянную банку. Рассмотрите банку, потрогайте ее и скажите, какая она. (Банка стеклянная, сухая, прозрачная.) Накроем банкой горящую свечу. Что-нибудь изменилось? (Свеча погасла.) Как вы думаете, почему это произошло? (Предположения детей.)

Воспитатель подводит детей к выводу: чтобы огонь горел, нужен воздух.

Взрослые знают: для того, чтобы огонь потушить, его надо накрыть плотной тканью или одеялом. Как вы думаете, почему под тканью пламя гаснет?

Помогаю детям прийти к выводу: ткань затрудняет доступ воздуха, и огонь гаснет.

Что же нового мы узнали из наших опытов?

Пламя состоит из трех слоев. Самый яркий – средний слой.

Огонь содержит раскаленные частицы сажи.

Чтобы огонь горел, нужен воздух. В наружном слое пламени его больше всего. Поэтому он самый горячий.

Волшебные превращения

Цель: Выявить изменения агрегатных состояний вещества под воздействием температуры (твердые – жидкие – газообразные).

Оборудование: Весы, свеча, мелкие предметы для уравновешивания свечи.

Ход эксперимента

Дети рассказывают, из какого материала сделана свеча (из парафина), что парафин может быть жидким, описывают условия, при которых он становится жидким (при нагревании). Проверяют «превращение», предварительно поместив свечу на одну из чаш весов и уравновесив ее с помощью гирек или мелких предметов. Чаши весов находятся на одном уровне, значит вес одной чаши равен весу другой. Зажигают свечу, наблюдают за горением. Через 10-15 минут замечают, что свеча превращается в жидкость. Отмечают, что, хотя жидкость остается в чаше, она поднимается выше, становится легче. Дети с помощью взрослого доказывают, что часть свечи превратилась в газообразное вещество (запах, иногда видна копоть над пламенем; если подержать над свечой металлическую пластину, она закоптится).

Пусть огонь будет другом

КВН

Цель: Закреплять знание правил пожарной безопасности. Формировать уважительное отношение к профессии пожарного. Привлечь родителей к участию в подготовке и проведении мероприятий ДОУ.

Материал и оборудование. Набор фломастеров, мольберт, лист ватмана, набор карточек для игры «Что лишнее?» - на каждую команду. Спортивный инвентарь, куклы, короба с песком, совки, ведра. Сувениры.

Участники. Дети старшей логопедической группы и их родители.

Под аудиозапись марша команды входят в празднично оформленный зал. Ведущий приветствует участников и зрителей, представляет членов жюри.

Команды выполняют задания. Жюри оценивает их выступления по пятибалльной системе.

«Представление». Команды скандируют свои названия и девизы.

«Мы знаем песни». Взрослые члены команд поочередно называют песни, в которых упоминаются слова «огонь», «костер», «горит», «солнце», «тепло», «свет».

«Что нужно пожарному?» Каждый член команды (ребенок) получает карточку с изображением различных предметов и находит среди них те, которые имеют отношение к профессии пожарного.

«Пожарная машина». Команды выстраиваются в колонны. По сигналу капитаны подбегают к мольбертам и рисуют фломастером ту или иную часть пожарной машины. Затем они возвращаются к месту старта и передают эстафету следующим участникам, которые дополняют рисунок. Последний участник должен закончить рисунок.

«Домашнее задание». Дети исполняют частушки.

  1. Не игрушка, не пустяк,

Зажигалка -  страшный враг!

Если в руки вдруг возьмешь,

То в беду ты попадешь.

  1. Если пламя вспыхнет вдруг,

Есть у нас надежный друг:

Пламени душитель,

Наш огнетушитель.

«Загадки».

Для первой команды.

Сестрички бедовые,

Все черноголовые.

                (спички)

Воды боится,

Шипит и злится.

                (огонь)

С пламенем не шути –

Им обжечься можно.

Обращать с огнем

Надо …(осторожно).

От огня спастись всегда

Помогает нам …(вода).

Стихли птичьи голоса,

Потемнели небеса.

Ты смотри во все глаза,

Приближается …(гроза).

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар.

Там всегда грозить нам будет

Злой …(пожар).

Жжется печь – ее не тронь, потому что в ней …(огонь).

Запомни каждый гражданин

Пожарный номер …(01)

Для второй команды.

Он охотно пыль глотает

И при этом не чихает.

                     (пылесос)

Сначала звонит он

Обычным звонком,

Потом говорит

Чьим-нибудь голоском.

                     (телефон)

Его в печи обжигают,

А он не сгорает.

              (кирпич)

Побежал пожар во двор,

Кто-то там развел …(костер)

Победит огонь коварный

Тот,  кого зовут …(пожарный)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой

А туши его …(водой)

Дым увидел – не зевай,

И пожарных …(вызывай).

Он и добр, и сердит,

Живет рядом с нами,

Требует вниманья.

                 (  Огонь)

«Опасная сказка» Ведущий читает отрывки из литературных произведений. Взрослые члены команд называют произведения и их авторов.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите,

Помогите, помогите!»

(«Путаница». К.Чуковский.)

«Третий этаж, и четвертый, и пятый

Вот и последний пожаром объятый

Черного дыма висит пелена,

Рвется наружу огонь из окна.

Встал, задыхаясь в дыму, на карниз.

Девочку взял и спускается вниз»

( С.Я..Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)

«Что за дым над головой?

Что за гром по мостовой?

Дом пылает за углом

Сто зевак стоит кругом.

Ставит лестницы команда

От огня спасает дом»

(С.Михалков «Дядя Степа»)

Бежит курица с ведром,

А за нею во весь дух

С помелом бежит петух.

Поросенок – с решетом

И козел – с фонарем.

(С.Маршак «Кошкин дом»)

Эстафета «Пожарные на учении».

Член каждой команды надевает каску и рукавицы, преодолевает полосу препятствий, набирает совком из коробки песок, высыпает его в «очаг возгорания» (ведро), переносит пострадавшего (куклу) в безопасное место и, возвратившись к месту старта, передает эстафету следующему игроку.

Жюри подводит итоги, награждает победителей сувенирами.

Содержание:

  1. Введение
  2. Паспорт проекта
  3. Содержание и этапы реализации проекта
  4. Формы и методы работы с детьми
  5. Конспекты НОП, КВН, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, опытно-экспериментальная деятельность, проводимые в ходе реализации проекта.
  6. Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной     жизни...

Огонь и вода. Огонь дышит.

Ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня....

Огонь - друг, огонь - враг.

Данное занятие по ОБЖ рекомендовано для детей подготовительной группы. Можно использовать для начальной школы....

Занятие "Огонь наш друг, огонь наш враг."

Цель:Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и            отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня. З...

Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"

Интересная форма работы с родителями....

"Огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Презентация на тему "Огонь - друг и враг". Наглядная демонстрация двух ипостасей огня. Памятка детям при пожаре....

Конспект занятия по ОБЖ "Огонь-друг,огонь-враг"

Занятие по ОБЖ в старшей группе...