КОНКУРС "ПРОФЕССИОНАЛ" 2014 в КГО Номинация "Воспитатель года"
проект (окружающий мир, старшая группа) по теме

топанова лариса евгеньевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия 

"Береза - символ России"
Цель. Сохранить и передать детям культурное наследие предков.

Задачи:
o дать знания о символе славянского культа России - березе;
o познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;
o приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Ход занятия

Звучит музыка Е.Дрейзин, старинный вальс "Березка"
1. Воспитатель:
- Россия! Край серебряных родников и белых берез… Через века сохранил русский народ хрустальную душу свою! Откуда всё, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез?
Русь моя, люблю твои березы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз!
Н. Рубцов

2. Картинная галерея.
Рассматривание пейзажей русских художников: Саврасова, Куиджи, Левитана, Шишкина, Грабаря, Юона

3. Чтение стихотворений русских писателей:
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Ю. Лермонтов

Смотри, как листьем молодым
Стоят, овеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Ф. Тютчев

4. Игровое упражнение "Назови ласково"

5. Заучивание стихотворения А. Прокофьева:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафончике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

Занятие на прогулке

"Снятся ли березе сны"


Цель. Обобщение представлений о признаках сезона, о состоянии неживой природы, о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы.

Индивидуальная работа.
Активизировать словарный запас Ильи, Олеси (опробковевшие клетки, береста)

Предварительная работа.
Слушание произведений Вивальди: альбом "Времена года", концерт "Зима"

Структура

1. Чтение стихотворения Ю.Орлова:
Всё вокруг белым-бело,
Словно в дивной сказке:
Снегу столько намело -
Полезай в салазки.
Береги лишь только нос
От беды понятной.
Нынче царствует Мороз -
Тот, что самый знатный.

2. Фронтальное наблюдение "Как Мороз Иванович изменил природу?"

3. Погружение в краски и звуки зимней природы.

4. Любование свежей порошей. Какими стали деревья после снегопада?

5. Почему глазам больно смотреть на снег?

6. Чтение стихотворения С. Есенина "Береза":
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

7. Речевое упражнение "Скажи красивые слова о заснеженной природе".

8. Логическая задача "Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чём?" (фантазирование)

Исследовательские задания
Послушайте, как скрипит снег под ногами.
Найдите листья, семена березы.
В лесу много снега - хорошо это или плохо?
Логическая задача: "Чем дышит береза зимой?" (чёрточками-чечевичками)

Труд. Укрыть березу снегом (Для чего?)

Последующая работа.
Логическая задача "Холодно ли березке зимой?"
Воспитатель: Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому береста, как пробка непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои березы находятся на поверхности ствола, самые молодые - в глубине.
В сильный мороз какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое? Почему? (молодое)
Составлении альбома детских рисунков "Береста зимой".

Конспект занятия 

"Домашний доктор" 

Цель.
Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Предварительная работа.
"Домашний доктор" - знакомство детей с комнатными лекарственными растениями.

Структура и методические приемы.

1. Рассказы-загадки о растениях.

2. Беседа с детьми о пользе лекарственных растений.

3. Береза может быть лекарственным деревом?

Воспитатель: В березовых листьях содержатся витамин С, антибиотические вещества с сильным бактерицидным действием. Почки и листья березы настаивают и применяют при разных болезнях. Березовый деготь применяют наружно, он входит в состав многих мазей. Березовый уголь принимают при отравлениях. Березовый гриб чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, применяется для улучшения аппетита и сна.

4. Рассматривание березовых листьев. Почек и чаги с точки зрения лекарственных свойств.

5. Логическая задача: "В какое время года нужно заготавливать почки и листья?" (весной)
Воспитатель: Березовые почки заготавливают ранней весной во время сокодвижения при начале их набухания, но до распускания и расхождения чешуи. Допускается и более ранняя заготовка (с февраля). Ветки срезают на лесосеках для заготовки мётел и попутно снимают с них почки. Ветки с почками сушат продолжительное время на холоде, так как в тепле почки распускаются. После сушки почки обдергивают или околачивают с ветвей и очищают от сережек. Листья березы собирают в мае, во время цветения, когда они усажены эфирномасличными железками, душисты и клейки.

6. Сочинение мини-сказки "Береза - домашний доктор".

7. Составление алгоритма для мнемотаблицы "Береза в жизни человека"

Домашнее задание: сбор экспонатов для выставки "Береза в фармакологии"

Последующая работа.
Открытие выставки "Береза в фармакологии"
Заучивание стихотворения Ф. Тютчева:
Смотри, как листьем молодым
Стоят, обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной
Полупрозрачною, как дым.

Конспект НОД

Тема: «Берёза – белая подруга»

Коррекционная группа №2, подготовительная к школе группа

                                                                                            Воспитатель: Топанова Л.Е.

                                                                                            Категория: высшая

Цель:

1. Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
2. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
3. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
4. Развитие продуктивной деятельности детей, в самовыражении через все виды деятельности.
5. Формировать у детей потребность в двигательной активности (физкультурные минутки, хоровод).

Задачи:

Образовательные:

1. Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности.
2. Подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, аппликации.
3. Добиваться выразительного чтения стихов, петь, двигаться под музыку.
4. Способствовать развитию любознательности.
5. Левитан, Грабарь, Шишкин – художники воспевающие красоту берёзы.

Развивающие:

1.Развитие музыкальности детей, приобщение к музыкальному искусству.
2. Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.

3.  Развитие зрительного восприятия через рассматривание репродукций картин русских художников

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.
2. Воспитывать желание принимать участие в развивающих играх.
3. Поощрение свободного общения с взрослыми и детьми.

Интеграция образовательных областей:

1.Социально-коммуникативное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:

Обогащать словарный запас детей (красавица, белоствольная, стройная, чечевинки и т. д.).

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

1. Знакомство с берёзой.
2. Экскурсия по территории детского сада.
3. Хоровод «Берёзка».
4. Знакомство с художниками: Шишкин, Грабарь, Левитан.
5. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.
6. Взаимодействие с родителями: «Какую пользу приносит берёза?»
7. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.

Материал и оборудование:

Цветной платочек (на каждого ребёнка).
Цветная бумага (белый фон).
Восковые мелки (чёрный фон).
Клей.
Картины с изображением берёз.
Художественная книга.
Магнитофон.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал.

Воспитатель:

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой березка листвой шевелит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.

(Выходит Березка).

Березка:

Здравствуйте! Как я рада
Быть с вами в этот день!
Спасибо, что березку не забыли,
И меня к себе в гости пригласили.

Ребёнок:

Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.

Ребёнок:

Белая берёза -
Милая сестра.
Ты расти не бойся
Злого топора.

Ребёнок:

Белая берёза,
Птицы по ветвям.
Я тебя в обиду
Никому не дам.

Воспитатель:

Сегодня мы будем говорить о березе, мы знаем много интересного о ней. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева?

А ведь берёза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. Берёза – это едва ли не самое распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями. Ребята, а вы, что знаете о берёзе?

Игра «Волшебная палочка»

Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

Дети:

Берёза – символ России.
У Берёза – белый ,стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни, картины.
В народе берёзу называют « берегиня».
Нужно бережно относиться к природе.

Воспитатель:

В устном народном творчестве можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу. (Дети загадывают загадки о берёзе и называют приметы).

Приметы о берёзе, загадки

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
                                 (Берёзка)

Ствол белеет,
шапочка зеленеет, 
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки. 
                                    (Берёза)

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

Воспитатель:

А сейчас я вас приглашаю в берёзовую рощу.

Физминутка

А ну, честной народ,
Становись-ка в хоровод!
(Раздаём платочки).

Хоровод «Мы вокруг берёзки»

Посмотри берёзка
Мы к тебе идём
Яркие платочки
Мы тебе несём
Дети идут по кругу

Припев:

Золотые листики
Золотом горят.
Кружатся с платочками
Хоровод  ребят.
(Кружатся на месте).

Девочки к берёзке
Ближе подойдут.
Яркими платочками
Весело взмахнут.
(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу приплясывая).

Припев:

Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про берёзку песню
Нежно напевать.
(Идут в разных направлениях, гуляя. Припев. Дети садятся на стульчики).

Ребёнок:

Если видишь на картине –
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад, иль облака,
Или снежная равнина,
Или поле, иль шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.

Воспитатель:

 Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее. Многие художники на своих полотнах запечатлели образ берёзы. Вот только некоторые из них. (Демонстрация репродукций).

Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу.

И. Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них.

Зрительная гимнастика “Раз, два, три, четыре, пять»

Расслабление мышц глаз, снятие напряжения (1-2 мин.).

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.

Мы закроем быстро глазки

И чтобы время не терять,

Будем мы теперь моргать.

И откроем их опять.

Воспитатель:

Художники и поэты воспевают (передают) красоту природы разными способами и средствами. Художники рисуют картины природы красками на бумаге. Картины мы можем увидеть глазами. А поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку...

Это сборник стихотворений о природе, о её таинственности и красоте (демонстрирует детям книгу). Такие поэты как Есенин, Трутнева, Тютчев, Лермонтов воспевали красоту русской березки.

Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

Ребёнок:

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
(Е. Трутнева)

Дети:

Осенью.

Ребёнок:

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С. Есенин)

Дети:

Зимой.

Ребёнок:

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)

Дети:

Летом.

Воспитатель:

Мы можем поэтическую картину услышать в песне, представить и нарисовать, как это делают художники. И поэтому я вам предлагаю послушать песню о берёзах и передать свои впечатления на бумаге.

Дети выполняют задания.

Аппликация – методом обрывания бумаги.
Рисование – восковыми мелками, красками используя разные приёмы (тычками, примакивание кисточки).

Воспитатель:

Молодцы ребята! Очень красивые работы получились у вас.

Дети показывают свои работы.

Берёзка:

Все, что знать обо мне людям надо,
Как любить меня и беречь –
Обо всем вы сегодня сказали.
До свидания. До новых встреч!

Конспект непосредственно образовательной деятельности в коррекционной

группе №2

Воспитатель: Лариса Евгеньевна Топанова                  категория: высшая

                                                                                                 

Интеграция образовательных областей - Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Тема: «В гости к весне».

Временной ресурс: 9 00

Пространственный ресурс (место проведения): групповая комната детского сада

Задачи:  закрепить знания детей о весне, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы весны; закрепить умение в составлении  рассказа по сюжетной  картине, связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль; чётко и выразительно читать стихи, развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства; закреплять умение рисовать простым карандашом с легким нажимом, продолжить работу по формированию умения работать с красками (акварелью, гуашью); развивать у детей образное мышление, восприятие,  формировать чувство цвета, творчество;  воспитывать любовь к природе, интерес к занятию.

Словарная работа: активизировать словарь по теме «Весна»: проталины, скворец, скворечник, подснежник, верба.

Материально-техническое обеспечение: венок из цветов, картина о весне, листы бумаги, простой карандаш, акварельные краски, гуашь белая, баночки для воды, кисти, салфетки, ткань для фона, ваза, ветки вербы.

Предварительная работа: беседы о временах года, о весне, об изменениях в живой и неживой природе (признаки весны), разучивание пословиц и поговорок о весне, чтение стихов о весне (П.Соловьев «Подснежник», Я.Аким «Апрель», А.Фет «Весна») и др., загадывание загадок;  рассматривание пейзажных картин   художников: И.И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», И.Э.Грабаря «Мартовский снег» и др.; слушание музыки П.И.Чайковский Альбом из цикла «Времена года»;  подготовка эскизов (беглые зарисовки карандашом), рисование с натуры комнатного растения, ветки тополя.

                                                                     Ход НОД

Организационный момент

Дети образуют круг, берутся за руки.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Подарим улыбки друг другу.

- Ой, ребята, когда я  утром  шла  в детский сад, то повстречала, а кого, вы сами угадайте:

Она раскрывает почки в зелёные листочки,
Деревья одевает, посевы поливает,
Движения полна, а зовут её …
(весна)

- Правильно, ребята, весна. Весна принесла мне венок и пригласила нас в свой весенний лес. Ребята, а вы хотите поехать на поезде в лес? (ребята хором – «Да!»). Мы едем в лес до станции «Весна». (Дети встают друг за другом).

- Все сели! Поехали, а чтобы веселее было ехать, мы возьмём с собой весёлую песенку. (Звучит музыка, дети идут «змейкой» друг за другом).

- Вот и станция «Весна». Мы приехали в весенний лес. Пойдёмте на весеннюю полянку, как тут красиво и цветочки на полянке есть.

- Ребята, посмотрите, какая тут красивая картина, садитесь на пенёчки сейчас мы ее  рассмотрим  повнимательней.

- Дети, посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовано на картине? (Весна). Почему вы так решили? Что весной происходит с природой? (Всё оживает, тает снег, светит солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы).

- Что происходит весной с деревьями? (Набухают почки, появляются листочки).

- Кто еще изображен на картине? Что они делают? (Дети. Они несут скворечники для птиц).  

- Какое у детей настроение? (Радостное, веселое).

- Для чего нужны скворечники скворцам?  (Они будут в них жить, выводить птенцов).

- А как мы назовем эту картину? («В парке весной»).

- Я предлагаю вам составить небольшой рассказ по картине «В парке весной».

Составление рассказа детьми (1 - 2 ребенка)

Пришла весна и природа оживает. Светит яркое весеннее солнце. На деревьях набухли почки. На проталинах показались первые весенние цветы – подснежники. В парк прилетели скворцы.  Они перелетают с ветки на ветку и радостно поют.  Ребята сделали  скворечники для птиц. Скоро у новоселов  появятся птенцы. Хороша, радостна, весела весна в парке!

- Ребята, а вы знаете стихи о весне? (Дети читают стихи о весне).

К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие листочки.

А сейчас, ребята, поиграем в игру «Веснянка», становитесь в круг.

Игра «Веснянка»  Динамическая пауза

Солнышко, солнышко, золотое донышко,
(дети идут по кругу)

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,
(дети бегут по кругу)

Прилетело сто грачей,
(дети машут руками, стоя на месте)

А сугробы тают, тают,
(дети приседают на месте)

А цветочки подрастают.
(дети медленно встают)

Зрительная гимнастика “Раз, два, три, четыре, пять»

Расслабление мышц глаз, снятие напряжения (1-2 мин.).

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть.

Мы закроем быстро глазки

И чтобы время не терять,

Будем мы теперь моргать.

И откроем их опять.

- Хорошо на этой полянке, поехали дальше. Все сели. Поехали!

- Ребята, мы с вами приехали на полянку  лесных художников. Скажите, пожалуйста, какое дерево весной распускается первым?  Выпускает из почек свои мягкие, белые комочки?  Правильно, это верба.

Ребенок читает стихотворение

Уж верба вся пушистая,

Раскинулась кругом,

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Сейчас мы с вами будем рисовать ветки вербы в вазе с натуры. Внимательно рассмотрите, как расположены ветки в вазе, какую форму имеет ваза. Сначала вы сделаете набросок рисунка простым карандашом, а затем закрасите красками.

Творческая работа детей. Звучит спокойная музыка.

- Ребята, посмотрите, какие замечательные получились рисунки. Молодцы!  Мы возьмем их с собой в группу и покажем  своим близким, а весна из окошка полюбуется на вербу.

Итог: Дети, о каком времени года мы сегодня говорили?  (О времени года  «Весна»). Что еще делали? (Составляли рассказ по картине «В парке весной»).  Что мы сегодня рисовали? (Ветку вербы с натуры). 

- Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд и поехали! Вот мы и приехали в детский сад. А весна передала мне для вас свои волшебные весенние цветы, а цветы не простые, они с сюрпризом.

-  Большое всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....