Учебно-методическое пособие по проведению наблюдений за деревьями зимой
учебно-методическое пособие по окружающему миру по теме

Шакирова Жанна Ивановна

   Данное пособие содержит виды наблюдений, организацию и методику руководства в разных возрастных группах в зимнее время года за деревьями на участке детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие по проведению наблюдений на прогулке зимой в разных возрастных группах

 

 Автор: Шакирова Жанна Ивановна воспитатель высшей категории

              ГБДОУ №38 г. Санкт-Петербург

     Ознакомление с природой является одним из наиболее эффективных средств воспитания и развития детей. В природе всегда происходит много необычного и интересного. Нужно только помочь детям увидеть это. Нужно учить их смотреть, видеть и наблюдать.

    Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления с природой детей всех возрастных групп. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий.

   Данное пособие содержит виды наблюдений, организацию и методику руководства в разных возрастных группах в зимнее время года за деревьями на участке детского сада.

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ  ЗИМОЙ

                 В ТЕЧЕНИИ  НЕДЕЛИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

                                   1.Осмотр деревьев на участке

Цель: расширить знания о строении деревьев, учить отличать елку от других деревьев.

                                        Методические приемы

Во время прогулки обратить внимание на то , что на участке растут разные деревья. Задать вопрос:

 - Что есть у всех деревьев? ( Ствол, ветки)

Сейчас на улице зима и на деревьях нет листьев, они опали осенью. Зеленой осталась лишь елка, она зимой и летом одним цветом- зеленым. Спросить:

 - Что есть у елки? Что у нее вместо листьев?

 -Чем отличается елка от других деревьев?

Поиграть в игру: « Раз, два, три - к дереву беги».

                                  2. Наблюдение за елью

Цель: расширение знаний о строении ели. Воспитывать умение видеть красоту ели.

                                         

                                       Методические приемы

На прогулке подойти к ели и спросить у детей:

 - Что это за дерево? Что есть у ели? ( Ствол, ветки, как и у других деревьев)

 - Что есть на ветках? Какого цвета у нее иголки?

Объяснить значение слово – хвоя. Потрогать ее руками, понюхать. Принести с прогулки веточку ели с шишками и положить в уголок природы. Рассмотреть через лупу. Рассказать, что семенами  шишек питаются многие птицы и звери.

                       3. Наблюдение за низкими и высокими деревьями

Цель: учить отличать деревья по высоте. Воспитывать бережное отношение к природе, к деревьям.

                                           Методические приемы

Обратить внимание детей , что на участке растут  разные по высоте деревья. Есть низкие и высокие деревья. Сказать, что обычно все молодые деревья низкие, а старые деревья – все высокие. Предложить найти высокие (низкие) деревья, показать рукой высоту дерева. Объяснить детям, что зимой деревья тоже нужно беречь: нельзя ломать ветки, играть около деревьев. Поиграть в игру «Раз, два, три – к высокому (низкому) дереву беги».

                           4. Осмотр деревьев во время снегопада

Цель: учить видеть красоту деревьев во время снегопада

                           

                                            Методические приемы

          Начать наблюдение с отрывка из стихотворения:

Все кругом белым-бело,
Все дороги замело.
В белых ватниках дубки,
Ели в белых платьицах.
Рады зайцы-беляки:

Легче будет прятаться.

Обратить внимание на то, как выглядят деревья и кусты во время снегопада. Спросить, что снег с веток нужно осторожно встряхнуть, чтобы хрупкие веточки не поломались от тяжести снега.

                  5. Наблюдение за елкой после снегопада

Цель: продолжить учить видеть красоту деревьев (ели) во время снегопада.

               

                                            Методические приемы

Обратить внимание детей на то, что зеленая красавица ель стала белой.

- Почему?

                           Растет у нас елочка,

                           Пышная, зеленая.

                           А после метелицы

                           Стала побеленная.

- Что лежит на ее ветках?

Дотронуться и тихо потрясти ветку.

- Что случилось? Почему веточка опять стала зеленая?

Еще раз полюбоваться елочкой, поводить хоровод вокруг ели.

ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЯБИНОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

1.Рябинка приглашает к себе в гости

Цель: учить узнавать рябинку, отличать ее от других деревьев.

       

                                     Методические приемы

Во время сборов на прогулку показать детям приглашение, а они должны отгадать от кого:

                            Стоит в парке деревце,

                            Под ветром легко гнется,

                            А кисти ягод горят,

                            И снегири к ним летят.

                            Кто догадается,

                            Как деревце называется?  ( Рябина)

- Есть ли у нас на участке рябина? Давайте мы ее сегодня навестим.

Предложить детям пройти по участку и найти это дерево.

- Как вы его узнали?

Предложить красиво с рябинкой поздороваться.

- Чем это дерево отличается от других?

- Расскажите, какие у нее ягоды?

- Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус? Почему такие холодные?

Осторожно снять кисть рябины, сказать, что мы принесем в группу, разморозим и попробуем.

         2. Наблюдение за рябиной во время снегопада

Цель: продолжать учить видеть красоту заснеженного дерева.

     

                           Методические приемы

Загадать загадку:

                               Его весной и летом

                               Мы видели одетым

                               А осенью с бедняжки

                               Сорвали все рубашки,

                               Но зимние метели

                               В меха его одели.  ( Дерево)

-Что за меха, в которые одела зима деревья?

Предложить посмотреть, как чувствует себя на участке наша рябина. Может ей нужна помощь?

-Как сейчас рябина выглядит?

-Что лежит на ее ветках?

-Как бы вы ее сегодня назвали? ( Заснеженная, белая, пушистая)

-Как ты, рябинка, сегодня себя чувствуешь?

-Дети, а вы знаете, почему ей тяжело?

-Что может случиться с ветками?

-Как ей можно помочь?

Предложить палкой осторожно стряхнуть снег с верхних веток, а с нижних – стряхнуть рукой. Обратить внимание на то, что ветки поднялись, благодарят детей за помощь.

-Хорошо, что мы сегодня подошли к нашей рябинке, нашей подружке.

                  3. Рябина после снегопада

Цель: закрепить внешний вид рябины после снегопада, дать понятие о том, кто любит лакомиться ягодами рябины.

                       

                                  Методические приемы

Утром воспитатель говорит детям, что когда она шла в детский сад, то заметила, что около рябины на снегу все покраснело.

-Что с ней случилось?

Предлагает на прогулке спросить у нее и самим догадаться:

-Что произошло?

Около рябины обратить внимание детей на красную мякоть ягод на снегу.

- Кто оборвал и раскинул ягоды около нашей рябинки?

- Сколько их осталось на ветках?

Рассмотреть ягоды на снегу, предложить сравнить их с ягодами с дерева. Обратить внимание на то, что в сорванных ягодах есть семена, а в ягодах на снегу – только мякоть.

- Кто же угощался ягодами?

Сказать, что ягоды любят птицы, особенно снегири. Пояснить, что они раскусывают ягоду, а потом язычком выбирают семена и сладкий сок, ну а мякоть- выплевывают на снег. Вот поэтому снег и красный.

    4. Сравнительное рассматривание рябины и березы

Цель: учить отличать рябину от хорошо знакомого дерева – березы, видеть отличия и общие признаки, характерные для всех деревьев.

                                         Методические приемы

Обратить внимание на рябину. Спросить:

- Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?

- А какое еще дерево отличается от остальных, и мы его можем узнать в любое время года?

- Чем береза отличается от других деревьев?

Сравнить березу и рябину. Найти отличительные признаки и сходства. Поиграть в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).

   5. Наблюдение за рябинкой и составление сказки « Если бы я был рябинкой»

Цель: учить выражать свое отношение к дереву, как живому существу, через слово.

                Методические приемы

  На прогулке предложить составить сказку на тему « Если бы я был деревом» или « о чем думает (мечтает) рябина. Сказать: «Мы давно знакомы с нашей подружкой- рябинкой. Она украшает наш участок, радует нас, поднимает нам настроение. Давайте подумаем и составим рассказ «О чем мечтает рябина», «Если бы я был деревом».

При затруднении задать вопросы:

- Хорошо ли рябинке жить у нас на участке?

- Почему?

- Какое время года ей больше всего нравится?

- О чем шепчут ее веточки(листочки), когда мы выходим на улицу?

- Что можно сделать , чтобы наша рябинка чувствовала себя хорошо? Хорошо или плохо быть деревом? Почему? Обобщить и поощрить детей.

 ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ НА НЕДЕЛЮ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ ЗИМОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                                               Понедельник

Рассматривание березы

Цель: продолжать учить детей видеть неповторимую красоту каждого дерева. Воспитывать отношение к растению как к живому организму.

                                     

                                           Методические приемы

 Прочитать стихотворение:
                                 

                                     “Белая береза под моим окном

                                      Принакрылась снегом, словно серебром.

                                      На пушистых ветках

                                      Белою каймой

                                      Распустились кисти белой бахромой.      

Обратите внимание красоту березы, присыпанной снегом.

Предложить найти еще одну березу. Похожи ли они?

Подчеркнуть, что все деревья разные, непохожие друг на друга.

-Как вы думаете, береза живая или нет?

-Почему?

-Может ли береза убежать, если ей кто-то ломает ветки, причиняет ей боль?

-Чем можно помочь дереву, если ему навредили?

Ответы детей обобщить.

 

                                              Вторник

               

Сравнение липы и березы.

   

Цель: продолжать учить детей сравнивать различные деревья, различать их. Воспитывать наблюдательность.

     

                                Методические приемы

Обратите внимание детей на липу и березу.

- Как называется эти деревья?

- Чем отличаются? Чем похожи?

- Какой ствол у березы? Какой у липы?

Предложить рассмотреть крону, кору ветки и их расположение, почки. Найти отличия у деревьев. Обратить внимание на лежащие на земле плоды деревьев, небольшие веточки. Поиграть в игру “Детки на ветке”. Уточнить, по каким признакам догадались, чьи детки этой ветки? Предложить детям придумать загадки о деревьях.

 

                                        Среда

Наблюдение за березой в ветреную погоду

Цель: учить видеть состояние дерева в разную погоду. Воспитывать наблюдательность.

                       

                                Методические приемы

Спросить у детей:

-Есть ли сегодня ветер? Как узнали? Как качаются веточки?

-Какие веточки сильнее качаются?

-Почему?

-Что помогает дереву крепко держаться в земле?

                                       Четверг

Наблюдение за березой с составлением сказок, рассказов.

Цель: учить детей выражать отношение к растительному миру в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

                              Методические приемы

- Представьте, что вы березки. Что вы чувствуете? О чем можете рассказать?

- А если дереву сломать ветку, что оно будет чувствовать?

- Ты можешь сказать, что тебе больно? А дерево может?

- Как помочь дереву?

- Вы знаете, что зимой деревья спят. Давайте представим, какие сны снятся долгой зимой деревьям. Предложить рассказ.

                                       Пятница

Наблюдение за березой с формированием представлений о приспособлении деревьев к зимним условиями.

         

                                Методические приемы

- Ребята, вспомните, какой была березка осенью? Почему ее листья были желтыми?

- Где они?

- Как вы думаете, что было бы с деревом зимой, если бы остались  листья на ветках?

- Как нужно себя вести около дерева зимой? Почему?

Ответы обобщите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка "Наблюдение за деревьями зимой"

Конспект прогулки в средней группе на тему "Наблюдение за деревьями зимой"....

Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями зимой» в старшей группе

формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; развивать речь детей, и обогащать словарный запас слов. воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза вет...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...