Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Вода не имеет формы. Вода прозрачная" для старшей группы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мальцева Александра Васильевна

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для старшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности

для детей старшей группы.

Тема: «Вода не имеет формы, принимает форму различных сосудов»

«Вода не имеет цвета, прозрачная»

Цель: Формировать представление о свойствах воды у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Дать понятие детям о свойстве воды - вода не имеет формы, принимает форму сосудов; не имеет цвета, прозрачная.
  2. Развивать практические умения и навыки детей с исследуемым объектом (водой); закрепить названия лабораторного оборудования.
  3. Учить делать элементарные зарисовки проведенного эксперимента.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде и лабораторным предметам.

Словарная работа: не имеет формы, цвета, текучая, растекается, заполняет, прозрачная.

Оборудование: емкость с водой, емкости различной формы (широкой, узкой, колбообразной, квадратной, перчатки резиновые); стакан молока; различные мелкие предметы (металлические монеты, камешки, ракушки); фартуки, шапочки, листы бумаги, карандаши, мини – плакат «Вода принимает форму сосуда», «Вода прозрачна».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на стол и назовите предметы, которые вам уже знакомы. (Ответы детей). Молодцы! Это колбы, мензурки, емкости. Что мы с вами изучаем? (Ответы детей). Правильно, мы с вами изучаем воду и ее свойства, как она может изменяться.

- Посмотрите, в руках у меня мячик. Какой он формы? (Ответы детей). Правильно, круглый. Каждый предмет имеет свою форму. А как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей). Она круглая? Треугольная? Квадратная? Нет! А какая у воды форма? Сегодня я вам предлагаю новый эксперимент – узнать имеет вода форму или нет? Подготовимся к эксперименту. Для этого нам понадобится обязательно что? (Вода) И лабораторное оборудование, которое у меня на столе – различные емкости. Посмотрите все они какой формы? (Ответы детей). Правильно! Разной. А вот у меня большой таз, давайте  в него нальем немного воды из бутылки и посмотрим, какая форма у воды. (Воспитатель наливает в таз воду). Что произошло с водой? (Ответы детей). Правильно, она растекается в разные стороны. Принимает она какую-нибудь форму сейчас? (Ответы детей). Правильно, не принимает.

Далее воспитатель вызывает детей по очереди и предлагает каждому заполнить водой сосуды, которые стоят на столе. (Дети заполняют).

- Ребята, посмотрите теперь на емкости и сосуды, которые мы с вами заполнили и обрисуйте пальчиком в воздухе форму, которую приняла вода. (дети «обрисовывают» любую форму). Можно сказать, что вода имеет какую – то определенную, точную форму? (Ответы детей). Нет, вода принимает форму сосуда, в который ее налили.

- Проведем еще один эксперимент. Вот у меня резиновые перчатки. Посмотрите, они растягиваются. Сейчас мы с (вызывает двух детей) наполним эту перчатку водой. Как вы думаете, что произойдет? (Ответы детей). Давайте проверим на опыте! Воспитатель вместе с детьми заполняет перчатку водой. Перчатка надувается под действием воды.

- Какую форму приняла вода? (Ответы детей). Правильно, форму перчатки.

- Рассмотрим плакат (рассматривание мини – плаката «Вода принимает форму сосуда»), комментарии воспитателя.

- Давайте данный эксперимент мы с вами зарисуем. (воспитатель на доске делает зарисовку опыта, дети за ним на листах бумаги).

- Сделаем вывод: вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который ее налили.

- Ребята, а как нам определить вода имеет цвет или нет? (Ответы детей). Давайте, проверим на опыте! Ведь мы с вами как настоящие ученые! Вот у меня стакан с молоком. Молоко какого цвета? (Ответы детей). Правильно, белого. А вот стакан с водой. Можно сказать, что вода тоже белого цвета? (Ответы детей). Может вода синего или красного цвета? (Ответы детей) Значит, у воды есть цвет или нет? (Ответы детей). Правильно, у воды цвета нет, она прозрачная. А почему прозрачная? (Ответы детей). Давайте, проверим! Вот у меня на столе различные предметы: камешки, ракушки, монеты. Опустите их в воду. (Дети опускают в воду предметы). Посмотрите, вы видите через воду эти предметы? (Ответы детей). Вода прозрачна. Сквозь воду видны предметы и даже видно цифры на монетах, полосочки, крапинки, узоры на камешках и ракушках. Опустите руки в воду. Видите свои руки? (Ответы детей).

- Рассмотрим плакат «Вода прозрачна». Воспитатель комментирует, выслушивает мнения детей.

- Давайте сделаем вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

- Ребята, мы сегодня с вами узнали очень много о свойствах воды: вода не имеет форму, принимает форму сосуда, в который ее налили; вода не имеет цвета, она прозрачная.

По окончании занятия дети вместе с воспитателем убирают оборудование на место, в ходе данной работы воспитатель напоминает детям о бережном отношении к лабораторному оборудованию и воде (оставшуюся воду можно употребить для мытья игрушек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Интегрированное занятие по экспериментально-исследовательской деятельности с элементами рисования в старшей группе «Извержение вулкана»

Интегрированное занятие по экспериментально-исследовательской деятельности с элементами рисования в старшей группе «Извержение вулкана»...

Конспект занятия по обучению грамоте (О.О. «Речевое развитие») в старшей группе в форме квест – игры «По следам пропавшей Азбуки»

подготовила: воспитатель МДОУ «Новомичуринский детский сад №2» Вахнина Анастасия Сергеевна...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Зонтик для Маши» в средней группе

Цели: развивать познавательную инициативу детей, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи между ними. Задачи:• Расширять представления об окружающем мире через знакомств...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе...