Главные вкладки

    План-конспект воспитательного занятия по теме «Человек есть то, что он ест»
    план-конспект занятия по теме

    Шурба Елена Валерьевна

    Расширять представления воспитанников  о химическом составе пищи, о полезных и вредных его компонентах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл beseda_chelovek_est_to.docx214.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО  ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    Государственное казенное учреждение социального обслуживания

    Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр

    для несовершеннолетних»

    План-конспект

    воспитательного занятия по теме «Человек есть то, что он ест»                

     Модуль II (8-13 лет) «Я становлюсь старше»

    C:\Users\админ\Desktop\pitanie (1).png

     

            

                                                     Воспитатель  Шурба Елена Валерьевна

                                                                            

    пос.  Совхозный

    Славянский район                                                                     

    Тема мероприятия: «Человек есть то, что он ест».                

    Форма проведения мероприятия: беседа.

    Цели:

    1. Образовательная  – расширять представления воспитанников  о химическом составе пищи, о полезных и вредных его компонентах;

    2. Коррекционная – показать значение химических знаний для правильного выбора продуктов питания.

    3. Воспитательная  – способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни, к правильному питанию.

        Оборудование:  вырезки состава из упаковок чипсов, сухариков.

    Ход мероприятия.

    Объявить тему мероприятия: «Человек есть то, что он ест».              

    Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые участники нашей студии! Говорят здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

             Один из главных факторов,  определяющих наше здоровье, - это питание. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест».

    Вот мы говорим: правильное питание, рациональное питание. А зачем вообще нужна пища? (Вопрос к аудитории)

     Организм человека – это уникальный «химический комбинат», в котором протекает множество разнообразных химически реакций. Согласно закону сохранения энергии, человеку необходимо

                                                     

    поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи – углеводы, белки, жиры.

              Молекулы пищевых веществ служат материалом для построения всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности.

              Энергию даёт практически любая пища, но углеводы усваиваются быстрее других продуктов.

            Белки – это важнейшие для жизни вещества. Белки – основные структурные компоненты всех живых тканей. Кожа, волосы, глаза, ногти – это белки. Кроме того, все ферменты, контролирующие химические процессы в организме представляют собой белки.

              Жиры – обладают низкой теплопроводностью, поэтому играют важную роль в теплорегуляции живых организмов. Вследствие эластичности жиры выполняют защитную функцию в подкожных тканях.

    Углеводы являются основным источником энергии для организма, обеспечивая до 70% общей калорийности рациона.

    Другие вещества – витамины, минеральные соли не менее важны, хотя они и нужны организму в микроскопических количествах.

    Таким образом, для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека. Неправильное питание играют ведущую роль в развитии многих заболеваний. Здоровое питание выражает, определяет степень выраженности защитной функции организма. Каким основным требованиям должно соответствовать питание человека, что бы его можно было назвать рациональным?   (Вопрос к воспитанникам )

                                     

    Врачи – диетологи говорят, что бы быть рациональным, питание человека должно соответствовать следующим основным принципам:

          1. Рацион питания людей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты. Так суточная потребность подростков следующая:

    Возраст

    14-17 лет

              девушки

               юноши

    Ккал/ в сутки

                 2800

                  3150

           2. Рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.

            Знаете ли вы, ребята, какие продукты должны присутствовать в вашем рационе питания?

    (Ответы детей)

    Правильно, но вы назвали не все продукты. Вот примерный набор продуктов: Молоко, творог, сметана, сыр, мясо, рыба, яйцо, хлеб ржаной и пшеничный, крупа макаронные изделия, картофель, овощи, фрукты.

    3. пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ.

    4. Необходимо так же учитывать индивидуальные особенности детей.

    5. Большое внимание должно уделяться режиму питания.

    В последнее время на российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания. Это гамбургеры, супы быстрого приготовления, каши – минутки, газированные сладкие напитки, картофельные чипсы, жевательные резинки……. И эти продукты стали столь популярны среди подростков, что порой вытесняют все остальные продукты из их рациона. Так что же они из себя представляют? (Ребята а как часто вы потребляете эти продукты?)

                                       

         Учёные выяснили, что картофельные чипсы, картофель фри и гамбургеры

    содержат такое количество канцерогенов, что любители их пожевать, практически обречены на онкологические заболевания. Речь идет о канцерогене акриламид.   Раньше считали, что он содержится лишь в воде,

    поэтому максимально допустимая концентрация этого вещества установлена лишь для нее. Но оказалось, что в обычном пакетике с чипсами «доза» акриламида тоже водится. И причем превышает максимально допустимую концентрацию в 500 раз! Проделав ряд экспериментов, ученые обнаружили, что когда углеводы - один из основных компонентов таких продуктов, как рис, картофель и мучные изделия - нагревают до высокой температуры, то происходит процесс образования вещества под названием акриламид. Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании целого ряда вредных соединений, поскольку при термической

    обработке жиров в присутствии кислорода воздуха значительно замедляются процессы их окисления и распада с образованием гидрокислот, кетонов и альдегидов. Последние, в свою очередь, могут взаимодействовать далее с другими различными компонентами обжариваемого продукта с образованием канцерогенов.

                Кроме того, в чипсах и сухариках содержится большое количество вкусовых добавок. Главный усилитель вкуса – глутаминовая кислота. Поначалу ее применяли в психиатрии как стимулирующее и возбуждающее средство, поскольку она способствует более быстрой передаче нервных импульсов. И только значительно позже обнаружили, что глутаминовая кислота действует на вкусовые рецепторы. Вскоре было замечено, что 30% людей, часто употребляющих пищу с глутаматом натрия, жаловались на

    головную боль, повышенное сердцебиение, затрудненное дыхание, слабость в мышцах и жар. Поскольку глутамат особенно активно применяется в восточной кухне, все эти симптомы объединили термином "синдром китайского ресторана".

            Кроме того, пищевые добавки  добавляют для маскировки низкого качества и пищевой ценности продукта. Глутамат активно используют в изделиях из низкосортного и мороженого мяса и в продуктах долгого хранения..

            Люди, систематически употребляющие продукты с глутаматом, существенно чаще страдают от лишнего веса.

    В днепропетровской школе учитель химии вместе с учениками решили провести необычный эксперимент с любимой едой школьников — чипсами и сухариками. В качестве подопытных выбрали 12 грызунов. Их разделили на четыре группы: одних кормили чипсами, вторых — сухариками, третьим в еду насыпали усилитель вкуса глутамат натрия (Е621), который производители добавляют в колбасы и в фастфуд, а четвертых кормили зернами, овощами и фруктами. Крысы, которых кормили сухариками, на двадцатый день стали одна за другой умирать. Перед смертью они ослепли и облысели. Позже экспертиза показала — животные умерли от цирроза печени, серьезного нарушения пищеварения и сетчатки глаза.

    «Печень этих животных стала желтоватой. Это значит, что ее клетки стали наполняться жировыми капельками и погибать», — объяснил кандидат ветеринарных наук Валентин Ефимов. Не лучшее состояние было и у тех крыс, которые ели сухарики. Грызуны из третьей группы, уплетающие еду, сдобренную глутаматом натрия, стали агрессивными и зависимыми. И лишь те, кто питался зерном и овощами, чувствовали себя прекрасно. После эксперимента школьники сообщили, что чипсы и сухарики больше никогда

    не будут есть. «Мне очень жалко крыс, но продукты, которыми мы их кормили, употребляют и люди, а людей мне жалко еще больше», — рассказала школьница Мария Каширина.

    А сейчас давайте обратимся к представленным образцам чипсов и сухариков. Перед Вами находятся распечатки со значением «Е», давайте проверим, что же присутствует в наших образцах?!

    Вред газированной воды.

    Здоровому человеку не повредит небольшое количество газировки. Но частое употребление вызовет ухудшение состояния здоровья.

              Сладкая газ вода содержит очень большое количество сахара. Например, в составе 0,33 литровой баночки есть 8 кусочков сахара. Один грамм сахара дает около 4 килокалорий, большинство из которых откладываются в качестве жира.

               Еще один вредный ингредиент в составе газированных напитков - кислота. Часто применяют лимонную и яблочную кислоты. От них страдают прежде всего зубная эмаль и кости. Они становятся хрупкими. При частом питье газировки могут пострадать органы пищеварения.

           Из-за углекислого газа может возникнуть метеоризм, начинает обильно выделяться желудочный сок. Газированную воду не рекомендуется давать детям младше 5 лет.

    Конечно же, питание – это очень важный вопрос, равнодушное и безразличное отношение  к которому влечёт за собой тяжёлые последствия: низкую сопротивляемость инфекциям, развитие заболеваний пищеварительного тракта, тормозит физическое нервно – психическое развитие подростков. В завершении конференции мы хотим дать вам несколько рекомендаций относительно здорового питания.

    Итог мероприятия.

                             Основные принципы здорового питания.

    1. Включайте в свой рацион разнообразную пищу, чтобы организм получил все необходимые ему питательные вещества.
    2. Постарайтесь каждый день есть фрукты и овощи, включайте в своё меню немного бобовых
    1. Не увлекайтесь животными жирами.
    2. Не садитесь на экстравагантную диету и не стремитесь резко снизить вес: это может привести к последующему увеличению веса и тяжёлым заболеваниям.

    Организму необходимы свежие овощи, но как быть ведь может подстерегать опасность перебрать "химии". Тем не менее риск хронического отравления солями азотной кислоты (нитратами) можно свести к минимуму, если вы знаете, как от них избавится. Помочь может правильный выбор овощей и их кулинарная обработка.

    " Ничего не покупайте в местах несанкционированно торговли.
           " Запомните: нитраты накапливаются в определенных частях плода: в корнях, стеблях, черешках или кочерыжках. Более того, разные овощи накапливают разное количество "химии". Наиболее "жадные" в этом плане редис, свекла, шпинат, сельдерей. Зато томаты, огурцы, горох содержат минимальное количество нитратов. Еще одна особенность: в тепличных овощах солей азотной кислоты в несколько раз больше.
            " При обработке с целью уменьшения содержания в них нитратов, без жалости обрезайте у свеклы, редиса примерно на четверть верхушку и хвостик - именно в них находится три четверти вредных веществ. А вот капуста любит скапливать нитраты в верхних листьях кочерыжке. Выход прост - удалить эти части.

    " В картофеле "с грядки" нитратов гораздо больше. Огурцы и кабачки накапливают нитраты в основном около у хвостика и в тонком слое под шкуркой.

    " Даже предварительная обработка овощей - мытье и чистка - уменьшают содержание нитратов на 10 - 15 %. Хорош и такой прием - замачивание в холодной воде. В этом случае овощи теряют до 30 % вредных для нас веществ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по теме "Человек и части его тела"

    Уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела.Закрепить признаки содства и различия между людьми.Учить составлять предложения на наглядном материале.Раб...

    Тематическое планирование по теме: "Человек без друзей, что дерево без корней"

    Планирование тематической недели по теме "Человек без друзей, что дерево без корней" в старшей группе....

    План-конспект воспитательного занятия по теме «Самовольные уходы. Их последствия»

    Содействовать осознанию подростками «ошибок» в построении взаимоотношений друг с другом и взрослыми; содействовать осознанию подростками того, что самовольный уход не является способом решения возника...

    План-конспект воспитательного занятия по теме «Слагаемые успеха: потребность в труде, объективная оценка результатов, использование своих возможностей»

    Формировать чувство самодостаточности, через нахождение и использование в деятельности своих возможностей; формировать чувство ответственности, через осознание “я делаю свою жизнь сам”....

    План-конспект воспитательного занятия по теме «Доброта и доброжелательность»

    Приобщение детей  к ценностям человеческих отношений....

    План конспект сюжетно — игрового занятия по физической культуре в средней группе. Тема: «Путешествие по лесным дорожкам»

    План конспект сюжетно — игрового занятия по физической культуре в средней группе....

    План-конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи по теме: «Осень золотая»

    Цели:- коррекционно-обучающие:1) научить составлять описательный рассказ по теме;2) продолжать формировать знания об окружающем;3) познакомить со звуком и буквой "О"...