Сценарий экологической Викторины «Знатоки леса» для детей подготовительной группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Бадретдинова Елена Сергеевна

Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.

Задачи:

  - Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях .

- Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.

- Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое  мышление,  речь, умение слушать друг друга.

 - Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.

Интеграция образовательных областей.

·        Коммуникация.

·        Социализация.

·        Познание.

·         Художественная литература.

·         Здоровье.

Ведущие виды деятельности.

·        Познавательная.

·        Игровая.

·        Коммуникативная.

Оборудование и материалы:  Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, слайдовые картины  леса, животных, знаки «Чего нельзя делать в лесу», );  игра Лото « Кто – где живет», «Чей след», эмблемы для команд;  компьютер, телевизор ,запись музыки  из телепередачи «В мире животных», фонограмма песни из мультфильма «Маша и медведь» ,  спокойная  музыка с пением птиц.

 Предварительная работа:   занятия по познавательному развитию о лесе и его обитателях, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных), беседы об охране и бережном отношении к природе, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры, оформление альбома «Животные глазами детей», сочинение стихов и сказок, изготовление поделок  совместно с родителями.

Участники викторины: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, «Мудрецы» (члены жюри), сказочный персонаж Старичок-Лесовичок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx48.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий экологической Викторины

«Знатоки леса»

для детей подготовительной группы

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTpLnY1Cf76ViS3KQe1T8_q3hqpnUoM4CBSjYhj5lc2CoMnZb5e

Сценарий экологической викторины «Знатоки леса» для детей подготовительной группы

Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.

Задачи:

  - Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях .

- Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.

- Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое  мышление,  речь, умение слушать друг друга.

 - Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.

Интеграция образовательных областей.

  • Коммуникация.
  • Социализация.
  • Познание.
  • Художественная литература.
  • Здоровье.

Ведущие виды деятельности.

  • Познавательная.
  • Игровая.
  • Коммуникативная.

Оборудование и материалы:  Иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, слайдовые картины  леса, животных, знаки «Чего нельзя делать в лесу», );  игра Лото « Кто – где живет», «Чей след», эмблемы для команд;  компьютер, телевизор ,запись музыки  из телепередачи «В мире животных», фонограмма песни из мультфильма «Маша и медведь» ,  спокойная  музыка с пением птиц.

 Предварительная работа:   занятия по познавательному развитию о лесе и его обитателях, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных), беседы об охране и бережном отношении к природе, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры, оформление альбома «Животные глазами детей», сочинение стихов и сказок, изготовление поделок  совместно с родителями.

Участники викторины: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, «Мудрецы» (члены жюри), сказочный персонаж Старичок-Лесовичок.

Ход

Ведущий-воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Ведущий:  Сегодня мы проводим викторину «Знатоки леса». В соревновании примут участие две команды – это команды «Зайчата» и «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки «Зайчата» - морковку, «Бельчата» - грибочки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. Оценивать соревнование будет опытное и знающее жюри.

Приветствие команд:

«Зайчата»:    

                     Мы зайчата не простые,

                     Мы  зайчата  озорные.

                     Вместе гуляем, вместе играем,

                     Учимся вместе и отдыхаем.

«Бельчата»:

                      Мы - веселые бельчата,

                     Есть мальчишки и девчата.

                     Здесь мы учимся считать,

                      Бегать, петь и танцевать.        

  Ведущий:

Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.

 Молодцы, ребята, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!

1 конкурс «Разминка». 

Команде «Бельчата».

1) Зачем заяц следы запутывает? (чтобы его хищники не нашли)

2) Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)

3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

4) Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)

5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

6) Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

                7)Как называется дикая свинья? (кабан).

Команде «Зайчата»

1) В какое время года с деревьев опадает листва  (осенью)

2) Ласточка остаётся зимовать или нет?

3) Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж)

4) У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (у зайца)

5) Какие цветы расцветают весной? (Мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник.)

6) Зачем лисе нужен такой пушистый хвост (заметать следы)

7) Какие звери летают? (белки-летяги, летучие мыши).

Ведущий: Ребята ответьте, пожалуйста, что обязательно должно расти в лесу, без чего не бывает леса? (без деревьев) А сможете ли вы узнать деревья в лесу?

2конкурс «Назови ветку и найди дерево»

Командам раздаются картинки с изображением веток  деревьев и картинки с изображением самих деревьев. Дети составляют пары: ветка – его дерево и называют их.

Ведущий: В нашей стране очень много лесов. Растут они и на севере и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники. Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы по слайдам определить лес по его разновидностям и временам года.

3конкурс «Определи вид леса и его время года»

Детям показываются слайды с разновидностями леса и разными временами года. Каждая команда определяет по 2вида и 2 времени года.

Ведущий: Ребята, мы говорили, что в нашей стране очень много лесов и даже определили на какие виды они делятся, а кто же живёт в этих лесах?  (ответы детей). Вот сейчас мы поговорим о диких животных. На какие 3 вида они делятся – травоядные, хищники и всеядные. И в следующем конкурсе вам нужно разделить животных на 3 этих вида.

4конкурс «Раздели животных на хищников и травоядных»

Детям показывают слайды  с изображением животных, каждой команде по 5 животных, дети их запоминают и делят на виды.

Гимнастика для глаз «Прогулка в лесу»

Динь – дон! Дин – дон!

Слева звон, справа звон!

Лето красное пришло, свет и радость принесло.(смотрят вправо – влево)

Дети по лесу гуляли  за природой  наблюдали. (Круговые  движения глазами по  и против часовой стрелки)

Вверх на небо посмотрели(фиксируют взгляд на потолке)

Их глазки лучики согрели.(ладонями накрывают глаза, не надавливая на них)

Рядом бабочки летали, крылышками нежными махали.(закрывают, открывают глаза)

Прилетала к ним пчела, на нос села она. (выставляют перед собой указательный палец. Прослеживают его движение к носу. (фиксируют взгляд на носу на несколько секунд.)

Ведущий: А вы знаете, что у животных , как и у людей есть свои дома. Сейчас каждой команде нужно расселить каждого животного в своё жилище и назвать его.

5 конкурс « Найди дом для каждого животного».

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их  разных жилищ. Надо составить пары « зверек - его дом».

Ведущий:  Ребята, интересно, а  сможете ли вы угадать животного по его описанию?

Вот мы сейчас и проверим.

6 конкурс «Угадайте по описанию».

 «Зайчатам» “Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”. Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.

  “У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

«Бельчатам» “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).

Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже  ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка: очень любит мед и малину.

Ответ: медведь.

Подвижная игра «Лесной хоровод»

Ведущий: Какой весёлый звериный хоровод получился! Все повеселились на славу! А сейчас, назовите сказки в которых могут жить эти животные.

7 конкурс  «Кто в какой сказке живёт?»

Бельчатам – заяц, волк

Зайчатам – лиса, медведь

 «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Мешок яблок» и др.

Включается запись песни «Про следы» (из мультфильма «Маша и медведь»)

Ведущий: Ребята, из какого мультфильма эта песня? Правильно. Маша никак не могла определить следы на снегу, которым её обучал медведь, но вы то дети смышленые и обязательно справитесь со следующим заданием.

8конкурс «Угадай следы»

Каждая команда получает карточки с изображением следов животных и картинки соответствующих животных. Дети составляют пары.

Ведущий: Ребята, а кто кроме животных живёт в лесу? А вы когда ни будь слышали как поют птицы в лесу? Их завораживающее пение можно слушать бесконечно. А сможете ли вы определить, какая птица как поёт?

9конкурс «Определи какая птица поёт и назови её»

Каждая команда прослушивает запись с голосами птиц и называет их.( по 3 записи каждой команде).

Ведущий: Ребята, а вы знаете, как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие).   А птиц, которые улетают на юг осенью и прилетают к нам весной? (перелётные)

10 конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На полу расположены картинки зимующие и перелетные птицы, одна команда собирает зимующих птиц, другая – перелетных.

Звучит музыка «Звуки леса», появляется Старичок-Лесовичок

Лесовичок: Здравствуйте, друзья!

Ведущий: Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок:

Я – Старичок - Лесовичок.

Домик мой в глуши лесной.

Лес стоит глухой стеной,

И деревья, и цветы.

Льется солнце с высоты.

Стукнул дятел по сосне,

Я кричу: «Лети ко мне,

Побеседуем вдвоем

В светлом домике моем».

Заяц прыгнул на лужок,

Говорю: «Привет, дружок!

Зайка вздрогнул,

вбок скакнул

И в кусты улепетнул.

Ой, трусишка! Ой, чудак,

У меня же нет собак!

Белки, лисы, дикий гусь –

Я со всеми подружусь,

Я гуляю без ружья,

Сторожу покой, друзья.

Ведущий: Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок -  Лесовичок: почему ты к нам именно сегодня пожаловал?

Лесовичок: Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что сегодня здесь собрались знатоки леса, которые  всё о нём знают  и я очень захотел посмотреть на вас и убедиться самому правду ли мне говорили птицы.

Ведущий: Да, Лесовичок наши дети действительно очень много знают о доме в котором ты живёшь и отвечают на все вопросы викторины.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете сколько удивительного можно увидеть в Природе, а как много жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать как вести себя в гостях у Природы, что бы не нарушить её красоту и не беспокоить её жителей. Вот сейчас я и хочу проверить знаете ли вы правила поведения в лесу.

Ведущий: Конечно, Лесовичок дети знают эти правила они даже сами на компьютере составляли знаки правил поведения в лесу. Сейчас они тебе их покажут и всё о них расскажут.

10конкурс  «Подбери знак»

Командам по очереди показывается знак, они называют его и рассказывают о нём.

Лесовичок:  Вижу, ребята, вы знаете правила поведения в Природе, я очень рад этому и хочу с вами поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

***

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

***

 Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы, ребята, вижу я, что вы действительно знатоки леса и никогда его не обидите. А мне нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. Жду вас у себя в гостях! На прощание я хочу угостить вас лесными сладостями.

Ведущий: Ну что ж, ребята наша викторина подошла к концу, вы были все большие молодцы, а жюри осталось подвести итоги и объявить победителей.

Подведение итогов, награждение

Ведущий: А на последок хотелось прочитать вам такое стихотворение

Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина « Знатоки природы» (Для детей старшей группы.)

Экологическая викторина проводится с участием двух команд,которые решают поставленные перед ними задачи. В конце викторины команды получают призы....

Викторина "Знатоки леса" для детей подготовительной группы

Викторина "Знатоки леса" для детей подготовительной группы в занимательной форме помогает закрепить знания детей о лесе, об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях....

Игра - викторина «Знатоки безопасности» для детей подготовительной группы

Цель: • Обобщить знания детей по безопасности. • Формирование у детей основ безопасного поведения в быту и окружающей действительности. ...

Экологическая викторина "Знатоки природы" для детей подготовительной группы

Викторина на знание живой природы, которая окружает нас......

Экологическая викторина «Знатоки природы» для детей подготовительной группы

Цель занятия:1. Углублять и расширять знания детей о природе.2. Закреплять знания детей о некоторых растениях и животных леса и пустыни.3. Упражнять в совместной командной деятельности ( умение совеща...

Викторина «Растения леса» для детей подготовительной группы 6-7 лет.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, понимания того, что все в мире связано друг с другом....

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Знатоки природы» для детей подготовительной группы

Цель: Создание условий для  формирования навыков экологической культуры воспитанников, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему мируЗадачи:Образовательные:- продолжать уточнять и...