Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Откуда к нам хлеб пришел?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Материал будет полезен воспитателям и родителям.  Конспект содержит приложение с пословицами и загадками о хлебе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://www.o-moloke.ru/staff_files/6563111.jpg

Откуда к нам пришел хлеб?

Занятие для подготовительной группы

Воспитатель Макарова Л.С.


Программное содержание:

Расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, дать представление о различных хлебных злаках; воспитать бережное отношение к хлебу; дать представление о с/х технике (комбайн и др.)

Предварительная работа:

Подготовить слайды, найти пословицы, поговорки, загадки о хлебе и с/х технике, выучить стихотворение «Хлебушко» С. Погореловского; принести колоски ржи, пшеницы, овса, принести каравай.

Занятие основано на книге Ю. Крутогорова «Дождь из семян» изд. «Малыш» 1975г.

Ход занятия: На полотенце вносят каравай хлеба.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Так откуда же, ребята, пришел хлеб?

Как только с полей сходит снег и подсыхает земля, в поле выходит трактор. Пора готовить землю для нового урожая. К трактору цепляют плуг. Блестят на солнце острые сверкающие ножи, они землю режут на ломти. А широкая такая лопата – отвал, верхний ломоть переворачивает и укладывает на дно канавки-борозды. И свежую землю со дна борозды – наверх! Ножи и лопата – вот что такое плуг.

Идет трактор по пашне. За ним плуг. За плугом тянется черная вспаханная полоса шириной с улицу. Поле рыхлится. Прошлогодние стебельки, с которых срезали колоски, упрятываются в борозду. Вот что такое пахота!

Ростки на такой земле лучше взойдут. Меньше будет сорняков, больше влаги. Теперь полю борона требуется.

После пахоты наверху могут оказаться крупные комки земли. Они помешают взойти посеянному зернышку. Поле должно быть ровным и гладким. Надо разбить крупные комки.

Борона прочесывает пашню, как расческа. Зубья у бороны железные, острые, частые.

Земля готова. Вспаханная, разрыхленная, влажная.

Самое время сеять хлеб.

Сеять нужно как по линеечке. Не сыпать зерно куда и  как попало. А то в одном месте вырастет пшеница, а в другом – будет лысая земля.

Закапывать семена в землю надо на нужную глубину.

Кто же так умеет сеять? Сеялка.

Между ее высокими колесами есть длинный ящик. Ящик-решето. С крошечными отверстиями. Как раз под размер зернышка. Зерна и высыпаются. И попадают в другой ящик, в нижний этаж сеялки. А из этого нижнего этажа к земле тянутся тонкие трубочки. Семена друг за дружкой, словно капельки, попадают в бороздки.

Бороздки выкапывает сама сеялка колесиками. Сзади сеялки тянутся кольца, которые присыпают бороздки землей.

Хлеб посеян.

Пройдет немного времени и по всему полю протянутся зеленые строчки. Это взошли маленькие росточки.

Они превращаются в колоски. Сначала они зеленые, но к концу лета становятся золотистыми. Зернышки были мягкими, а теперь становятся твердыми.

У разных хлебных злаков – ржи, пшеницы, овса – разные колоски.

Давайте их посмотрим.

Хлеб созрел. Пора его убирать.

В поле выходит комбайн.

Он срезает колоски, обмолачивает их (выколачивает из колосков зерна).

Стебли-соломины попадают в одну сторону, зерна - в другую.

Комбайн из соломы сложит копну и сбросит ее.

А зерна ссыпаются в большой ящик в комбайне.

Он называется бункер.

Как только бункер наполнится доверху, так сразу на комбайне свисток во всю мочь засвистит. Это значит – пора разгружать.

Подъезжает грузовик, и в него из широкой трубы «польется» зерно.

Машина едет на мельницу. Там зерно мелют – из него получается мука.

Муку везут на фабрики, хлебозаводы. Там пекут хлеб и другие разные вкусные вещи.

Давайте вспомним, что можно сделать из хлебных зерен, из муки:

  • Ячмень – ячневая каша
  • Рожь – «черный» хлеб
  • Овес – геркулесовая каша, овсяное печенье
  • Пшеница – «белый» хлеб и др.

На Руси издревле очень уважали хлеб, относились к нему бережно. Если нет хлеба – тогда голод. А дорогих гостей встречали хлебом и солью на вышитом чистом полотенце (не пряниками, не конфетами).

Резали хлеб аккуратно, чтобы крошки не упало, а если упадут крошки – их, не сметали на пол, а аккуратно собирали.

А если кто-то из детей бросал хлеб – его очень строго наказывали. Но раньше дети это делать не могли, потому что знали, как трудно его вырастить (раньше не было машин, все делали вручную).

Уважение к хлебу выразилось в пословицах, поговорках.

А какие сказки про хлеб вы знаете?

А сейчас многие забыли – как тяжело земледельцам вырастить хлеб. Хлеб у нас всегда на столе.

Можно увидеть, как надкушенная булочка валяется на земле и ее пинают ногами. Дети за обедом могут взять хлеб и не доесть его, бросить, раскрошить. Так делать нельзя.

А если представить все будет: будут все сладости, а хлеба не будет?

Давайте попробуем по кусочку от нашего каравая и запомним, как же долго он к нам шел –с поля в садик.

Отгадаем загадку:

Бьют меня палками

Трут меня камнями

Жгут меня огнем

Режут меня ножом

За то меня так губят, что все меня любят!

(Хлеб)


Приложение

Пословицы о хлебе:

  • Хлеб – батюшка, водица – матушка.
  • Хлеб да вода – молодецкая еда.
  • Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
  • Хлеб всему голова

Загадки:

Зарыли Данилку

В сырую могилку

Он полежал, полежал

Да на солнышко побежал.

Стоит, красуется

На него люди любуются!

(посеянное зерно)

Не море, а волнуется

(нива)

На водопой не хожу,

Овса не прошу

Коли хочешь, попашу,

Коли хочешь, помолчу.

(трактор)

Ходит полем из края в край,

Режет черный каравай

(плуг)

Маленький, горбатенький

Все поле обрыщет,

Домой прибежит –

Целый год пролежит.

(серп)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(колос)

За лесом усатое море лежит

Волна за волною по морю бежит

Пройдет по волнам великан-пароход

И каждую каплю с собой заберет.

(комбайн)

Брат брата трет, бела кровь идет

(жернова и мука)

Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос

(комбайн)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Конспект занятия для подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром

Знайка приглашает в путешествие. Занятие по ознакомлению с окружающим миром. (подготовительная к школе группа) Программное содержание: Продолжать знакомить детей с родным городом; закреплять зна...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Цель занятия:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на со...

Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Осень проходит, зима на пороге..."

- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно их подмечать.- Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными явлениями в ...