Познавательное развитие детей с ОНР через ознакомление с признаками воды
методическая разработка по окружающему миру по теме

Тепаева Ирина Геннадьевна

Методическая разработка по ознакомлению с признаками воды детей С ОНР с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 Познавательное развитие детей с ОНР через ознакомление с признаками воды

Содержание

1.         Условия возникновения противоречия……………………………………..2

2.         Формулировка противоречия……………………………………………......5

3.          Ведущая идея опыта………………………………………………………….6

4.         Технология опыта……………………………………………………………..6

4.1.         Подготовительный этап работы.

Выявление знаний детей подготовительной группы по разделу   «Знакомство с водой»  на основе диагностики……………………………..6

4.2.        Основной этап работы.        ………………………………………………………9

4.2.1.        Определение направлений и задач работы по ознакомлению  

           дошкольников с водой.        ………………………………………………  9

4.2.2.         Последовательность изучения направлений ознакомления с

водой в разных возрастных групп…………………………………………...9

4.2.3.        Подбор тренингов и игр, для закрепления знаний по разделу

«Знакомство с признаками воды»…………………………………………..16

4.2.4.        Взаимодействие специалистов группы по проблеме……………………...16

4.3.        Заключительный  этап работы.

Выявление знаний детей подготовительной группы по разделу   «Знакомство с водой»  на основе диагностики на конец учебного года ...17

Литература        ………………………………………………………………………….18

 

                                                                                         


Раздел 1. Условия возникновения противоречия.

На современном этапе проблема ознакомления с водой находится в центре внимания педагогов, парапсихологов, дефектологов (И.С Фрейдкин, Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева, Дыбина О.В., ГрабенкоТ. М.). Они указывают на большое значение воды для всестороннего развития ребёнка.

Исследователи предлагают различные интересные подходы к организации работы в данном направлении.

Так, автор Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева (2002) предлагает с помощью игр с водой обогащать знания об окружающем. Она считает, что игры с водой способствуют усвоению жизненного опыта, помогают развивать речь, влияют на эмоциональное  благополучие ребёнка.

Дыбина О.В. (2002) рассматривает игру с водой как средство ознакомления с физическими явлениями и предлагает систему элементарных опытов с водой. По её мнению, у детей в ходе    поисково-познавательной деятельности  происходит развитие, усвоение     представлений о взаимосвязи природы и человека.

Наблюдения современных психологов показывают, что игры с водой являются прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребёнка, снимают излишнее напряжение у детей.

Е.В Баранова (2009) отмечает, что первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться малыш- это вода. Она развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченнее возможности познавать мир и себя в нём. Кроме того, она рассматривает воду как средство психофизической адаптации к детскому саду, формирования способности к наблюдению, развития навыков исследовательского поведения ребёнка. Она пришла к выводу, что игры с водой способствуют развитию  предметно-игровой деятельности, развивают навыки  социального партнёрства, формируют коммуникативные и личностные качества.

По мнению коррекционных педагогов, использование воды позволяет добиться более высокой мотивации и психологического комфорта в процессе обучения т. к. игры с водой – это наиболее доступный для ребёнка вид деятельности.

Дефектолог Т.М. Грабенко (2002) предлагает через игры с водой совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику рук, тактильно-кинестетическую чувствительность, обучать чтению, письму, корректировать звукопроизношение.

Практикующие педагоги доказали, что игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытия

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой обращает наше внимание на то, что надо знакомить детей с водой, как с объектом неживой природы, вычленять её свойства, формировать представления об изменении агрегатного состояния.

Анализ состояния коррекционно-образовательной работы по данной проблеме показал, что  75% детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  отмечается низкий уровень осведомлённости по разделу «Знакомство с признаками воды ».

Кроме того, в ДОУ имеется комната для  игр с песком и водой с необходимым оборудованием.

Практика работы общеразвивающих детских садов  нашего города

( д/с 24 Рычагова И.С.; Попова Н.Л. д/с 38;  педагоги д/с 35) доказывает значимость работы по ознакомлению с водой для развития познавательной сферы  и обогащения сенсорных представлений у детей с отклонениями в развитии.

Специалисты ОТСМ-ТРИЗ  Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А., Корзун А., Нестеренко А.  считают, что традиционные приёмы в организации игр с явлениями и объектами окружающего мира, в т.ч. и с водой, формируют лишь общие представления об объекте и явлении, не дают понимания их сути, не способствуют установлению причинно-следственных связей, умозаключений; не формируют у детей навыка самостоятельной исследовательской деятельности. По их мнению, внимание педагогов в большинстве случаев концентрируется лишь на способах демонстрации физических и химических эффектов.

Они считают, что ребёнок должен научиться  работать с информацией в результате взаимодействия с реальным миром: так, заметив явление или объект (например: воду) вычленять его составляющие,  описывать их свойства, определять, что повлияло на изменение этих свойств, выводить закономерности на основе замеченных  проявлений.  То есть, выделять у воды признаки (вкус, цвет и т.д.) и их значения (без запаха, бесцветный и т.д.), преобразовывать признаки и их значения (была бесцветная, стала по цвету красная, была вода без запаха, появился запах лука), понимать и выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков (вода изменилась по цвету, т.к.  в воду добавили краску, а вода растворяет краску, т.е. проявился признак -  влажность).

Авторы утверждают, что базовой моделью для проведения данной работы  является  модель «объект-признак-значение признака».

Практика работы детских садов доказывает     эффективность  использования инновационной технологии ОТСМ-ТРИЗ в познании свойств воды.

 В ходе освоения детьми данной модели некоторые специалисты используют дополнительные методы познания свойств воды, такие как метод моделирования маленькими человечками (ММЧ).

Опыт работы педагогов нашего города И.Г Кудряковой, В.В Кузнецовой, Л.А Пыстиной по применению ММЧ, показал эффективность данного метода для формирования знаний детей о воде  

 Этот метод использовала в своей работе по ознакомлению с водой и  воспитатель МДОУ №277 (г. Самара) Прокопьева Л.А. Она доказала, что игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них.

Т.В.Владимирова (ДОУ№178, г.Ульяновск) представила систему ознакомления детей 4-7 лет со свойствами воды, где главным средством являются методы ТРИЗ и РТВ. В качестве основного метода используется также метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Она считает, что планомерная, целенаправленная работа по данной теме позволяет формировать более широкие представления о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе.  

Опыт работы данных авторов показывает, что использование такого дополнительного метода как ММЧ позволяет  лучше наиболее полно изучить признаки воды.  

Инновационные подходы к познанию признаков воды, на наш взгляд, позволят значительно повысить познавательную активность детей с ОНР, развить мышление и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Раздел 2. Формулировка противоречия.

 Мы должны использовать существующие в традиционной педагогике подходы к организации работы с водой,   потому что они способствуют   развитию  познавательного интереса.

Но мы не можем использовать только данные подходы,  потому что они, в основном, концентрируют  внимание детей на демонстрации физических и химических эффектов, у детей не формируется  системное  понимание объектов и  явлений.


Раздел 3.  Ведущая идея опыта.

В результате разрешения противоречия возникла идея  использовать инновационный  подход  в практике работы по ознакомлению дошкольников с водой, описанный авторами ОТСМ-ТРИЗ и доказать его целесообразность в работе с дошкольниками с ОНР.  

Для реализации идеи были поставлены следующие цель и задачи.

Цель: Апробация и  доказательство целесообразности использования инновационного подхода к организации работы по ознакомлению дошкольников с ОНР с водой.  

Задачи:

1.Выявление уровня знаний детей по разделу «Знакомство с признаками воды».

2.Определение направлений и задач работы по ознакомлению дошкольников с водой.

3.Последовательность изучения направлений по ознакомлению с водой в разных возрастных группах.

4.Подбор тренингов и игр, для закрепления знаний по разделу «Знакомство с признаками воды».

5.Взаимодействие специалистов группы по проблеме.

  Работа по реализации поставленной цели проводилась с детьми 4-7 лет с ОНР в МДОУ компенсирующего вида № 38 города Сарова.

Раздел 4. Технология опыта

4.1. Подготовительный этап работы.

  Выявление знаний детей подготовительной группы по разделу «Знакомство с водой»  на основе диагностики.

Для выявления уровня знаний  детей с ОНР по разделу «Знакомство с водой» нами была проведена диагностика на начало учебного года. Поскольку в существующих системах  работы не предлагаются  диагностические методики выявления данных знаний, нами были самостоятельно разработаны показатели по данному разделу на основе требований авторов ОТСМ-ТРИЗ к тому, что должен знать ребёнок об объектах  неживой природы, в том числе  и о воде.

 

Нами было выделено шесть  показателей.

Так, например, по первому показателю « Умение выделять и называть имя признака и значение признака воды» мы можем  увидеть состояние знаний о  признаках (свойствах) воды и их значениях.

Второй показатель «Умение находить данный признак и его значение  у  других объектов окружающей действительности» позволяет выявить  знания  о  признаках других объектов и явлений.

Третий показатель «Умение  осознавать возможности анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильного)  при выделении имени признака и значения признака» направлен на выявление знаний об органах чувств и  на умение использовать их возможности при восприятии признаков воды.

По четвёртому показателю «Умение преобразовывать  значение признаков воды, называть способы преобразования значения признака, решать проблемы, возникающие при преобразовании признака»  мы можем  увидеть умение разными способами изменять признаки (свойства) объекта, объяснять значение этого изменения для самого объекта и  окружающей  действительности.

 По пятому  показателю «Умение понимать и выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков» позволяет узнать, могут ли находить дети связи между признаками, делать выводы и  умозаключения.

По  шестому показатель «Умение моделировать состояние воды с помощью маленьких человечков» направлен на выявление того,  умеют ли дети представить процессы, происходящие с водой в виде моделей.

Знания детей предлагается оценивать по трём уровням: высокий, средний, низкий.

     Высокий уровень – ребёнок полностью овладел разделом  «Знакомство с водой»;

     Средний уровень – отвечает на вопросы с небольшой помощью воспитателя.

      Низкий уровень – знания поверхностны, неустойчивы или отсутствуют.

Результаты диагностики по разделам показали, что

По первому показателю « Умение выделять и называть имя признака и значение признака воды» -9 (81%) детей имеют низкий уровень;19%- средний

По второму показателю «Умение находить данный признак и его значение  у  других объектов окружающей действительности». 6 детей (54%) имеют  низкий уровень;46%-средний.

 По третьему показателю «Умение  осознавать возможности анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, тактильного)  при выделении имени признака и значения признака»-7 детей (63%)  имеют низкий уровень; 37%-средний.

По четвёртому показателю «Умение преобразовывать  значение признаков воды, называть способы преобразования значения признака, решать проблемы, возникающие при преобразовании признака -  8 детей (72%) имеют низкий уровень; 28%-средний.

  По  пятому  показателю «Умение понимать и выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков»» -   8 детей (72%) имеют низкий уровень; 28%-средний.

По шестому показателю  «Умение моделировать состояние воды с помощью маленьких человечков» -11 детей (100%) имеют низкий уровень.

По усвоению раздела «Знакомство с признаками воды» в целом  были получены следующие данные (в %):

                                       


4.2.Основной этап работы.

4.2.1.Определение направлений и задач работы по ознакомлению дошкольников с водой.

На втором основном этапе нашей деятельности по ознакомлению с признаками воды,  следуя  рекомендациям  авторам   М.Г. Дунаевой, мы выстраиваем работу по трём направлениям и решаем следующие задачи:

 1. Развитие у детей способности  познавать имена признаков и их значения;

- Учить детей разделять имя признака и значение признака.  

 -Учить осознавать возможности анализаторов (зрительного, слухового,    обонятельного, осязательного, тактильного)  при выделении имени признака и значения признака.

  -Учить находить данный признак и его значение  у других объектов окружающей действительности.

 -Учить объяснять любое событие с точки зрения «хорошо-плохо»

2.Развитие способности преобразовывать имена и значения признаков;

3.Развитие способности выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков.

-Учить преобразовывать имена и значения признаков.

-Учить решать проблемы, возникающие при преобразовании признака.

 -Учить понимать и выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков

-Учить моделированию агрегатного состояния воды.

     4.2.2. Последовательность изучения направлений ознакомления с водой в разных возрастных группах.

Автором ОТСМ-ТРИЗ-технологии Н.Н. Хоменко была предложена модель познания объектов окружающего мира «Элемент- имя признака -значение признака», которая и стала для нас основным инструментом знакомства детей с признаками воды. По этой модели работа проводилась с детьми начиная со второй младшей группы до подготовительной.

Во второй младшей группе мы начали работу со второй половины года, так как дети пришли проблемами адаптации к коллективу и неговорящими. Лишь к началу второго полугодия у большинства детей начала появляться  самостоятельная речь.  

Работа во второй младшей группе по ознакомлению с признаками воды проводилась лишь по первому направлению. В работе по первому направлению необходимо было   научить детей выделять имена признаков воды и  их  значения. Поскольку автором Н.Н Хоменко было выделено более двадцати признаков объектов, мы, в первую очередь, определили количество признаков, которые мы могли бы изучить в работе с детьми второй младшей группы с ОНР.

Мы посчитали, что доступными для изучения в этом возрасте будут такие два признака: «Цвет воды» и «Температура воды». Выбор такого признака воды, как «Цвет» и его значение «бесцветный», обусловлен тем, что в течение практически всего учебного года особое внимание в этом возрасте уделяется  развитию  сенсорных умений, т.е. умению выделять основные цвета у предметов окружающего мира. Изучение такого признака воды, как «Температура» и его значений (тёплая, холодная, горячая), было обусловлено тем, что со значениями признака «Температуры» дети соприкасаются ежедневно во время режимных процессов и правильно их называют. Поэтому нам оставалось только обозначить имя признака обобщающим словом температура и значения признака определениями: тёплая, холодная, горячая. Называть слова температура и цвет от детей мы не требовали, так как для нас было главное вызвать у детей понимание того, что они выделяют данные признаки воды, показывают их схему, повторяют за воспитателем и другими детьми, правильно называют значения признаков.

Основными задачами  первого этапа работы во второй младшей группе стали:

-Учить детей выделять имя признака и значение признака.

-Учить осознавать возможности анализаторов (зрительного, слухового,    обонятельного, осязательного, тактильного)  при выделении имени признака и значения признака.

-Учить «считывать» схему признака, данную педагогом.

Далее мы определили  структуру занятия по ознакомлению с признаками воды и их значениями:

  • Определение имени признака и значения признака (дети и воспитатель выделяют  признак и его значение, определяют анализатор, который помог выявить их).
  • Практическая деятельность (дети  подтверждают наличие у воды данного признака и его значения через проведение элементарного опыта).
  • Физминутка (дети упражняются в выделении признака и его значения  у других объектов окружающей действительности или   с помощью   эмпатии  представляют его ).
  • Схематизация признака и его значения (дети и воспитатель обозначают признак и размещают его на игровом персонаже «Капитошка».
  • Тренинги и игры, направленные на закрепление признака и его значений.
  • Рефлексия.

 

Работа в средней группе по ознакомлению с признаками воды проводилась по двум направлениям: продолжали знакомить с именами признаков воды и их значениями и ввели занятия по преобразованию признаков. В начале учебного года мы повторили признаки цвета и температуры и ввели новый признак «Вкус воды». Ход занятия (совместная деятельность с детьми) по ознакомлению с признаками воды и их значениями имел ту же последовательность, что и во второй младшей группе. Но детей средней группы мы уже побуждали называть признак и его значение, показывать его схему, объекты, которые обладают данным признаком.

Со второго полугодия мы включили серию занятий по преобразованию признаков воды «Цвета», «Температуры», «Вкуса», основной задачей которых было развитие способности преобразовывать признаки воды, а также мы начали обучать  детей решать простые проблемные ситуации, например: у нас  вода по температуре холодная, а нам нужна тёплая. Как быть? Мы побуждали детей, исходя из личного опыта, с помощью взрослого называть способы преобразования, объяснять его последствия для воды.

Занятие по преобразованию признаков воды имело следующую структуру:

  • Определение имени признака воды (дети самостоятельно определяют признак и значение признака, анализатор, который  использовали, подтверждают  утверждение в практической деятельности).
  • Преобразование признака и его значения (дети предлагают способы преобразования,  проверяют их в практической деятельности).
  • Физминутка (дети упражняются в выделении признака и его значения, у других объектов окружающей действительности или   с помощью   эмпатии  представляют его).
  • Тренинги и игры, направленные на закрепления признака и его значения.
  • Рефлексия.

(

Работа в старшей группе по ознакомлению с признаками воды проводилась по трём направлениям: знакомили с новыми именами признаками воды («Форма», «Запах») и их значениями и  продолжали учить детей преобразовывать признаки воды, учили понимать и выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков при преобразовании. Мы не брали задачу по обучению детей моделированию с помощью маленьких человечков в виду её сложности для понимания детей с ОНР.

В начале учебного года мы повторили признаки воды, пройденные в средней группе, и ввели новые признаки. На этих же занятиях продолжали учиться преобразовывать признаки воды и решать проблемные ситуации, т.е. занятии проводилось по той же структуре, что и в средней группе. В середине года мы  начали  решать задачи третьего направления: обучали детей умению устанавливать взаимосвязи и взаимодействия признаков при преобразовании,  

  Занятие по установлению взаимосвязи и взаимодействия признаков воды  имело следующую структуру:

  • Определение имени признака воды (дети самостоятельно определяют признак и значение признака, анализатор, который  использовали, подтверждают  утверждение в практической деятельности).
  • Практическая деятельность по установлению взаимосвязи и взаимодействия признаков. (Приход волшебников Увеличения- Уменьшения, Соединения,  которые помогают преобразовывать  признаки и их значения. В ходе данного этапа дети предполагают, какие изменения произойдут с водой, если её заколдуют волшебники,  проверяют своё предположение  в практической деятельности. Далее с помощью воспитателя  делают вывод о взаимосвязи и  взаимодействии признаков).
  • Физминутка  (дети упражняются в выделении признака и его значения, у других объектов окружающей действительности или   с помощью   эмпатии  представляют его).
  • Решение проблемных ситуаций, которые возникают при преобразовании признака и его значения.
  • Рефлексия.

 

На данном этапе работы мы также побуждали называть признаки и  значения признаков, способ преобразования, делать вывод о взаимосвязи и взаимодействии признаков при преобразовании.  Для того, чтобы повысить интерес детей к занятию на этапе обучения преобразованию мы использовали приём фантазирования: приглашение Волшебников Увеличения - Уменьшения, например: к нам пришёл Волшебник Увеличения и увеличил температуру. Какая станет вода по температуре?

Работа в подготовительной группе по ознакомлению с признаками воды проводилась также по трём направлениям: закрепляли пройденные признаки воды, знакомили с новым признаком «Количество», «Влажность» и его значениями, продолжали учить детей преобразовывать признаки воды, учили понимать и выявлять взаимосвязи и взаимодействия признаков при преобразовании. Структура занятия в подготовительной группе была такой же, как и в старшей группе.

  • Определение имени признака воды (дети самостоятельно определяют признак и значение признака, анализатор, который  использовали, подтверждают  утверждение в практической деятельности).
  • Практическая деятельность по установлению взаимосвязи и взаимодействия признаков. (Приход волшебников Увеличения- Уменьшения,    которые помогают преобразовывать  признаки и их значения. В ходе данного этапа дети предполагают, какие изменения произойдут с водой, если её заколдуют волшебники,  проверяют своё предположение  в практической деятельности. Далее с помощью воспитателя делают вывод о взаимосвязи и  взаимодействии признаков, схематизируют используя ММЧ ).
  • Физминутка (дети упражняются в выделении признака и его значения, у других объектов окружающей действительности или   с помощью   эмпатии  представляют его).
  • Решение проблемных ситуаций, которые возникают при преобразовании признака и его значения.
  • Рефлексия.

 Как усложнение, на этапе преобразования мы ввели рекомендуемый авторами метод маленьких человечков (ММЧ), т.е. объяснили детям, что в природе существуют жидкие, твёрдые и газообразные вещества и предложили засхематизировать их с помощью маленьких человечков. Например: вода –жидкое вещество, в ней живут маленькие человечки, хоть и дружные, но очень подвижные  лед - твёрдое вещество, в нём живут очень дружные человечки, которые крепко держаться за руки, пар- газообразное вещество, в нём живут маленькие человечки, которые не дружные,   не держаться за руки.

 

 На  этом  этапе мы  обучали детей умению устанавливать связи между несколькими признаками, например:  чтобы изменить цвет воды в ней нужно растворить краску- проявляется свойство воды намачивать(растворять) вещества, т.е значение признака воды «Цвет»-бесцветная изменяется при проявлении признака воды «Влажность». При преобразовании  учили детей моделировать и сам процесс взаимодействия признаков, например: вода изменилась по цвету: МЧ воды подружились с МЧ краски.  

Данный метод позволяет дать знания детям о взаимодействии между признаками   на более высоком, с научной точки зрения, уровне.  

 


4.2.3.  Подбор тренингов и игр, для закрепления знаний по разделу «Знакомство с признаками воды».

Перед занятием нам необходимо было провести перечень тренингов, игр и приёмов работы, с тем, чтобы   закрепить знания детей   о признаках воды, поупражнять в нахождении данных признаков у объектов окружающего мира, классификациии предметов по признакам, составлении множеств в соответствии с классификационной группой. Наиболее интересными нам показались такие: приём эмпатии, тренинги  «Хорошо-плохо», «Мои друзья», «Я отправляюсь в путешествие и беру с собой…»,, «Теремок», «Четвёртый лишний», «Что в круге», «Отвечай быстро», « Найди друзей», «Что было, что стало» а так же решение проблем, проблемных ситуаций, приглашение волшебников.

 4.2.4.Взаимодействие специалистов группы по проблеме.

         Немаловажным для получения положительных результатов по знакомству с признаками воды было обеспечение взаимодействия всех специалистов группы. Специалисты группы (учитель-логопед и второй воспитатель) в своей работе знакомили детей с признаками  объектов окружающего мира, опираясь на признаки, выделенные Н.Н. Хоменко, которые являются общими для всех объектов мира, в том числе и воды.  Это и позволило нам успешнее провести обучение по ознакомлению детей с признаками воды.  Совместно мы изготавливали пособия необходимые для группы по данной теме. Это модели признаков, кубик признаков, цепочку анализаторов, круги Ллулия, дид. игру «Маленькие человечки», сшили игровое пособие «Капитошка», подобрали картинки объектов окружающего мира. (См. Приложение №7 «Фото пособий», «Схемы анализаторов», «Схемы признаков»)

3. Заключительный  этап работы.

          На заключительном этапе работы  была проведена диагностика состояния  знаний детей о признаках воды на конец учебного года  и  получены  следующие данные:

Вывод

        В ходе организованной таким образом работы дети научились вычленять и описывать признаки воды, преобразовывать их, видеть взаимодействие признаков при преобразовании, выводить закономерности на основе замеченных  проявлений. У детей появились навыки исследовательской деятельности, что доказывает целесообразность  использования инновационных способов ОТСМ-ТРИЗ в работе с детьми с ОНР.


Литература

1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома»-Ярославль: Академия развития, 2009.

2.Владимирова Т.В. «Шаг в неизвестность»Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы/ под ред.-Гуткович И.Я. -Ульяновск,2001.

3.Грабенко Т.Н. , Зинкевич - Евстегнеева «Коррекционные,развивающие и адаптирующие игры»-СПб.: «Детство-пресс», 2002.

4.Гризик Т. И. «Познаю мир: Метод. Рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга/Т.И. Гризик.-2-е изд.»-М: Просвещение, 2001

5.Дунаева М.Г. «Формирование представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста.- Ульяновск,2007.

Дыбина О. В., Н.П Рахманова в.в щетинина «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.:  ТЦСфера, 2002.

6.Дыбина О. В. «Ребёнок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации.-М.: Мозаика-Синтез, 2005. .

7.Корзун А. В. « К вопросу об организации детской исследовательской деятельности в дошкольном возрасте» , ТРИЗ и технологии образования, разработки.»2004.

8.. Кудрякова И.Г.,  Кузнецова В. В., Пыстина Л. А. « Развитие интеллекта дошкольников средствами ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром»- Саров: ИПК ВНИИЭФ, 1997.

9..Куликовская И.Э., Чумичева Р.М.  «Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира». Учебное пособие -М.: Педагогическое общество   России, 2004.

10.Нестеренко А.А. Дидактические инструменты для обучения применению модели «элемент- имя признака- значение признака» статья, интернет

11.Павленко Л.Ф. « В гармонии с природой». Часть1. Старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

12.Павленко Л.Ф. « В гармонии с природой». Часть 2.  Подготовительная группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

13.Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.-5-е изд., испр. и  доп.-М.:Мозаика-Синтез,2008.

14.Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи/ под ред. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой, А.В. Лагутиной-М.: Просвещение, 2008.

15. Подьяков Н.Н и др. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Н.Н Поддьяков, С.Н.Николаева, Л. А. Парамонова и др.; под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина  -М.: Просвещение, 1988.

16. Прокопьева Л. А. «Содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы»-«Золотой ключик» творческого мышления. /сб. методических материалов ДОУ №277 под ред. Т.А.Сидорчук,- Ульяновск, 2000 г –

17.Серебрякова Т.А., Абоимова И.Е. «Использование Моделей и деятельности моделирования в работе по формированию основ экологического сознания: Учебное пособие..-Н.Новгород, 2005.

18. Сидорчук Т.А. « К вопросу об организации детской исследовательской деятельности в дошкольном возрасте» Статья, Интернет

19.Сидорчук Т.А. «Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих дошкольное образование/ Т.А. Сидорчук,  А.В. Корзун. -Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006.

20.Тугушева Г.П.,Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»-СПб.: Детство-Пресс, 2007.

21.Я познаю мир. Физика: детская энциклопедия./ автор-составитель Ал. А Левонович; худож. Ар. А Левонович.-  М.:АСТ: Люкс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па...

Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»

Проект «Музыкальное развитие детей раннего возраста через ознакомление с музыкальными инструментами»...

План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

На тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности ...