"Познавательное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с миром живой природы"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_timofeevoy.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

Воспитателя  МБ ДОУ Комаричского  детского сада №3 Тимофеевой И.В.

Тема:  «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление  с миром живой природы «.

Введение

Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.

И. В. Гете

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Наблюдая за детьми, мы заметили, что дети хотят узнать больше о природе, интересуются развитием растений, задают много вопросов.

Так как вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом и при этом повысить их познавательную активность? Ведь приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, любознательность, активность и доброжелательность.

На наш взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, мы можем реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой, так как экология - простор для детской деятельности.

Актуальность опыта

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Значимость этой проблемы очень велика, и в России 2013 год объявлен «Годом охраны окружающей среды» В решении данной задачи важная роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио - де-Жанейро, 1992) была предложена концепция перехода современной цивилизации к устойчивому развитию и отмечена особая роль экологического образования.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Так же роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года.

      Проблема развития познавательной активности детей была актуальна в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

Л. С.Выготский писал: «Интерес - как естественный двигатель детского поведения, является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями».

Еще в 1953 году отечественный психолог Н. С. Лейтес показал, что всех одаренных детей, независимо от различий в возрасте, темпераменте, различий в самом проявлении этой одаренности отличает общая черта - познавательная потребность. Все обследованные одаренные дети активно стремятся к интеллектуальной деятельности, часто довольно сложной по содержанию. Близкие к этому результаты были получены и зарубежными исследователями, начиная с Ч. Спирмена, считавшего, что именно «умственная активность» или любознательность лежит в основе одаренности человека. В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

Познавательный интерес выражается в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Познавательная деятельность -- это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

Новизна опыта

Работа по познавательному детей через ознакомление с миром живой  природы строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции всех образовательных областей дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей. 

Исходя из актуальности темы, мы  поставили перед собой следующую

Цель: формирование у детей интереса к живой природе и потребности в самостоятельном ее изучении.

В процессе работы над данной темой  мы определи  следующие  

задачи:

1.  расширить и уточнить, систематизировать представления детей о растительном и животном мире природы;

2. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

 3.  Развивать такие мыслительные процессы, как, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение;

4.  закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;

5.  Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

6.  Формирование элементарных экологических представлений.

7. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.;

8.  Воспитание умения правильно вести себя в природе.

9.  Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Условия реализации задач

  1. Организация предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
  2. Разработка перспективных планов, проектов, конспектов занятий.
  3. Специальный подбор наглядного материала, пособий, использование в работе ИКТ (презентаций по темам, дидактических игр  (формат презентации, флеш-игр,)
  4. Организация экскурсий в музеи, детскую областную библиотеку (взаимодействие с социумом, с родителями).

Приступая к работе, мы провели педагогическую диагностику знаний у детей.

Результаты педагогической диагностики на начало учебного года были следующие:

представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса;

представления детей о комнатных растениях, способах вегетативного размножения растений;

представления детей о домашних и диких  животных, их повадках. зимующих и перелетных птицах;

представления  детей о насекомых, особенностями их жизни, способах передвижения

умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

имеет устойчивый познавательный интерес

Знание правил поведения в природе  

60 %

57%

63%

60%

60%

63%

53%

       Дети имели слабые представления о растениях леса, луга, сада. Допускали большое количество ошибок при распределении растений по месту произрастания. Называли 2-3 комнатных растения, не знали способы вегетативного размножения растений; затруднялись устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Имели представление о правилах поведения в лесу, но не могли пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам

Таким образом, результаты диагностики были недостаточно высокими.

     

В основе ведущей идеи нашей работы лежит формирование познавательной активности детей через ознакомление с миром природы. Создавая свою систему работы и сопровождающий его комплекс занятий, мы основывались на разработках: Николаевой С. Н., Бондаренко Т. М., Гончаровой Е. В., Егоренкова Л. И., Ивановой А. И. В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

1.        принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;

2.        принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал -  как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;

3.        принцип систематичности и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое занятие;

4.        принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, интересного для детей материала;

5.        принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

6.        принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.

   

 Работу мы  разделили на три блока:

1 блок – работа с детьми, задачами которого являются – повышение познавательной активности детей через ознакомление с миром природы.

2 блок – работа с родителями, задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

3 блок – работа с социальным окружением – наладить связь с организациями города экологической направленности – Краеведческим музеем.

Согласно ФГОС ДО в группе создана содержательно насыщенная, доступная и безопасная предметно - развивающая среда, созданы условия для общения и совместной деятельности детей.

- «Полочка умных книг»: где расположена библиотека книг и журналов о природе, разноплановая познавательная литература энциклопедической направленности, это детская энциклопедия «Скажи мне почему?», энциклопедия для любознательных «Почему и отчего?» и др., иллюстративный материал о животных, растениях книги: «Цветы», «Животные жарких стран», «Птицы», «Насекомые» и др., фотографии, видео и аудиоматериалы.

-- «Уголок маленького экспериментатора», где имеются необходимые материалы.

Приборы-помощники: весы, безмен, песочные часы, лупы, и. др.

Прозрачные и непрозрачные сосуды: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки, ракушки, птичьи перышки, шишки, скорлупа орехов и т. п.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, лоскутки ткани, пробки и т. п.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная, картон.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, вата, шприцы, мензурки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шарики, старые пластинки, стеки, ученические линейки, спичечные коробки.

Детское экспериментирование - тесно связано со всеми видами экологической деятельности. В первую очередь, с такими как наблюдение и труд. Очень важно, чтобы ребенок всё увидел сам, сам исследовал и составил свои впечатления. Ребенок познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети - это пытливые исследователи мира. На опытах мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней и др. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду, фильтруем и выводы фиксируем в рисунках. Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - поделку, насыщенный запахами воздух, окрашенную воду и т. п.

-- «Уголок природы» дает возможность общения с живой природой в долгие зимние месяцы, воспитывает ответственность и любознательность, ведь в старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает. Взрослый и дети меняются ролями. Дети все необходимое делают сами, мы им помогаем. «Вы делаете сами – а мы вам поможем». Обязательно отмечаем все достижения детей. Вместе с детьми сажаем лук, горох, огурцы, сеем рассаду цветов для клумбы, выращиваем в группе кусты смородины с последующей высадкой на участке детского сада.

-- «Уголок театра», где хранятся куклы, костюмы, маски, атрибуты для экологических инсценировок и спектаклей. Мы инсценируем маленькие экологические сказки, показываем кукольные спектакли о природе, проводим вечера – развлечений экологической направленности например: «День земли», «Экологическое ассорти» и др. Все дети побывали в роли деревьев, цветов, птиц и зверей и так учились понимать, что чувствуют природные объекты в том или ином случае воздействия человека. А, прочувствовав и поняв, определяли для себя внутренние правила поведения в природе.

-- уголок «Умелые руки», где проходят выставки работ из природного материала воспитанников и их родителей.

          Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы  использовали  современные педагогические технологии: 

1. Технология развивающего обучения

2. Технология проектной деятельности

3. Технология исследовательской деятельности

4. Технология проблемного обучения в детском саду:

5. Технология ИКТ.

6. Игровая технология.

7. Технология интегрированного обучения

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНЫ В ОСНОВУ РАБОТЫ:
принцип краеведения;
принцип «позитивного центризма»;
принцип природосообразности;
принцип научности и доступности понятий;
принцип междисциплинарности и интеграции содержания. 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

- Экологические беседы.
- Экологические экскурсии.
- Экологические конкурсы.
- КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»,.
- Обсуждение и проигрывание ситуаций.
- Трудовой десант.
- Ведение календарей природы.
- Коллекционирование.
- Экологические выставки и экспозиции.
- Экологические праздники
- Экологические игры \ дидактические, имитационные, игры -моделирование экосистем, соревновательные. Игры-путешествия \
- Экологические сказки.
- Инсценировки, театрализации.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

          Ознакомление детей с миром природы проводилось на основе регионального компонента Брянского области. Познавательные занятия по ознакомлению с миром природы, как одна из форм организации обучения детей, имеет свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений) позволяет им пополнить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Занятия, как принципиально иная форма обучения, обладают другими возможностями: чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы — расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте.

• Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения.

• Программное содержание — это конкретно сформулированные воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель решает с детьми в процессе обучения.

• Материал занятия и форму его организации  продумывали заранее: как преобразовать пространство, мебель и др., чтобы сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их пространственное расположение.

Ход занятия — последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов с персонажами, вопросов к детям и заданий для них, физкультминутки и пр.

Важной особенностью занятий по ознакомлению с миром природы является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомили с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или через просмотр презентаций по теме. Занятия принципиально отличались друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

На первично-ознакомительных занятиях обучение детей осуществлялось через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становились чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретал словесный метод — от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависила успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманный и грамотный подход к подготовке занятия обеспечивал успешный результат обучения.

На обобщающих занятиях  формировались обобщенные представления  в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состояла в следующем: содержание вопросов было направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствовал специальный вопрос. Важное место в беседе занимала формулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствовала обобщенному представлению.

Формирование обобщенного представления происходило на примере 2-3 хорошо знакомых животных.

Углубленно-познавательные занятия строились на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых мы дополняли знания новыми сведениями.

Еще одним условием для успешной реализации системы работы является комплексно – тематическое планирование в соответствии с ФГОС, предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности. Проводили интегрированные занятия, которые отличались от традиционных использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. В форме интегрированных занятий проводили обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

- проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».

Примерная структура:

- вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (например: что произойдёт, если на планете не будет воды) ;

- основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря;

- заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование) ;

Методика подготовки и проведение:

- выбор областей

-учёт программных требований;

-базовое направление;

-выявить основной принцип построения системы занятия;

-продумать развивающие задачи;

-использовать разнообразные виды деятельности;

-учитывать особенности формирования развития различных видов мышления;

-использование большего количества атрибутов и наглядного материала;

-использовать методы и приёмы продуктивного характера;

-учитывать личностно-ориентированный подход;

       Занятия по ознакомлению с миром природы строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия окружающего мира, в ходе которых стимулировали детскую познавательную активность:

• регулярно предлагали детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

• регулярно предлагали детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые дети давали разные ответы;

• обеспечивали в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

• позволяли детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

• организовывали обсуждения, в которых дети могли высказывать разные

точки зрения по одному и тому же вопросу, помогали увидеть несовпадение точек зрения;

• строили обсуждение с учетом высказываний детей, которые могли изменить ход дискуссии;

• помогали детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

• помогали организовать дискуссию;

• предлагали дополнительные средства ( образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.  

Используя технологию проблемного обучения в детском саду:

1. Мы  ставили проблему (задачу) и сами решали её при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Мы ставили проблему, а дети самостоятельно или под нашим руководством находили решение. Мы  направляли ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3. Ребёнок ставил проблему, а мы помогали её решить. У ребёнка воспитывалась способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставил проблему и сам её решал. Мы даже не указывали на проблему: ребёнок должен был увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге мы воспитывали способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Первым этапом процесса решения проблемы считался поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? », «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного

На втором этапе происходил процесс решения проблемы. Он состоял в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок должен был самостоятельно найти «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создавали новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждали детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучали не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы было, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях

 В процессе обучения обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.  Большое внимание уделялось общению детей с природой:  знакомству с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы  систематически выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии.

Создание условий для развития проектной деятельности

С целью развития проектной деятельности в группе создана открытая атмосфера, которая вдохновляла детей на проектное действие. Регулярно выделялось время для проектной деятельности, создавались условия для презентации проектов.

Для развития проектной деятельности:

• создавались проблемные ситуации, которые инициировали детское любопытство, стимулировали стремление к исследованию;

• мы старались быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагали проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;

• поддерживали детскую автономию: предлагали детям самим выдвигать проектные решения;

• помогали детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;

• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживали их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;

• помогали детям сравнивать предложенные ими варианты решений,

  аргументировать выбор варианта.

        Особенности организации предметно-пространственной среды для

развития проектной деятельности.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, предлагали им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые были использованы в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

          В работе по познавательному развитию через ознакомление с миром природы, мы использовали  метод проектов, который позволил развить у детей творческое познавательное мышление, дал возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Основываясь на личностном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов позволил развить у детей познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщались и объединялись в одно целое. Метод проектов был интересен и полезен не только детям, но самим педагогам. Он дал возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по  проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Совместно с детьми и   родителями реализовали следующие проекты:  

- Проект по познавательному развитию в средней группе

«Эти удивительные насекомые» 2013г

- Проект по познавательному развитию в старшей группе

«Загадочный мир комнатных растений" 2014г.,

- Проект по познавательному развитию в подготовительной группе

 «Лекарственные растения» 2015г.

        Использование проектного метода в системе познавательного развития дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта:

- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе;

- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Метод проектной деятельности позволил сформировать у детей гуманное отношение к природе, помог понять, что человек и природа взаимосвязаны. В результате использования метода проектов, дети  стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Технология ИКТ. Использование ИКТ в образовательной деятельности способствовало повышению мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и созданию благоприятного эмоционального фона. А также позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором дети принимали активное участие в данной деятельности. Это способствовало осознанному усвоению новых знаний. Обучение для детей было более привлекательным и захватывающим.  У детей развивались все психические процессы: внимание, мышление, память, речь. У старшего дошкольника лучше развивалось непроизвольное внимание, которое становилось более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличался наглядностью, яркостью, вызывал у детей положительные эмоции. По теме занятия показывали презентации, дидактические игры в формате презентации, видиоклипы, флеш-игры. В работе с детьми использовали  аудио и видеоматериалы. Применяли различные технические средства ИКТ: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамеру. Использование компьютеров в образовательной деятельности позволило интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировало непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в  динамике. Мы разработали:

Планирование  ИКТ в работе по познавательному развитию

 тема

Презентация

Дидактические игры

 (формат презентации)

Видеоклипы,

флеш - игры

Животные холодных стран.

«Животные холодных стран»

«Жизнь людей на крайнем Севере»

«Мы едем – едем…»

«Четвёртый лишний»

«Арктика».

«Антарктида».

«Северный олень»

«Приспособление живых организмов

 к природным условиям»

Животные жарких стран.

«Животные жарких стран»

«Крокодилья считалка»

«Почему у жирафа длинная шея?»

«Теремок»

«Четвёртый лишний»

«Чья тень»

«Африка»

Видеоклипы о животных жарких стран.

Домашние животные.

«Домашние животные».

«Щенки».

«Какую пользу приносят домашние животные?»

«Загадки от Бурёнушки»

«Доктор Айболит»

«Сказка, приходи»

«Ох, уж эти детки!»

«Кто как голос подаёт?»

«Скотный двор»

Перелётные птицы.

«Перелётные птицы».

Сказка «Почему у птиц разноцветные перья?».

«Птичьи загадки».

«Путешествие птички – невелички»

«Музыкальная шкатулка» (птицы)

«Кукушка»

«Лебеди»

Дикие животные.

«Дикие животные».

«Зоопарк».

Сказка «Как медведь сам себя напугал.»

«Чьи это следы?»

«Каких животных везут в зоопарк?»

«Чья тень?»

«Четвёртый лишний»

«Кто где живёт?»

«Музыкальная шкатулка» (животные)

«Белка»

«Волк»

Комнатные растения

«Комнатные растения»

«Лекарственные комнатные растения»

«Выставка цветов»

«Кактус»

«Пересадка комнатных растений»

Первые весенние цветы.

«Первоцветы»

«Сказка  о подснежнике»

Сказка «Зимы, ветра и солнышка детки»

«Сосчитай-ка»

«Составь букет»

«Пробуждение природы»

Цветы (садовые, полевые, луговые).

«Мир цветов»

«Радуга на лугу»

Сказка «Ромашкины секреты»

«Сказка о подсолнухе»

Сказка «Чьи цветы красивее?»

«Собери букеты»

«Цветик – семицветик»

«Цветочный хоровод»

«Вальс цветов»

Насекомые.

«Удивительный мир насекомых»

«Помоги муравьишкам»

«Четвёртый лишний»

«Один – много»

«Опыление насекомыми растений»

Видеоклипы о насекомых.

Большое значение мы придавали  исследовательской деятельности детей.

Для исследовательской деятельности мы выбрали доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

Опыты (экспериментирование). — освоение причинно-следственных связей и отношений.( Например: Условия жизни растений).

Коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений;

- Виды растений.

- Виды животных.

• Путешествие по карте— освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира) ;

- Стороны света. Природные ландшафты и их обитатели.

Вместе с детьми и родителями мы успешно проводим акции:

- «Наш цветник» начиналась со сбора детьми семян самых обычных неприхотливых цветов: календулы, ромашки, космеи и бархатцев. Семена были положены в шкатулочку и припрятаны до весны. В течение зимы дети периодически доставали шкатулочку, рассматривали семена, мечтали о том, какие вырастут из них цветы, рисовали их, находили в журналах. 

- "Птичья столовая"– это самая важная ежегодная акция для детей и их родителей. Много знаний о птицах, их питании, образе жизни и особенностях каждый год получают дети. Это замечательное традиционное мероприятие, способствует познавательному развитию детей, тренирует наблюдательность, внимание, память. Чего только стоит изучение птичьих следов у кормушки. Это вылилось в отдельный разговор, рисунок птичьих следов теперь рассказывает детям, какие птицы побывали у кормушки. А они с удивлением узнали, что воробей и сорока прыгают по земле, а ворона и голубь ходят, снегири оставляют на снегу подпись хвостиком. Настоящими следопытами они стали, когда разбирались, что за гости оставляют по ночам следы у кормушки, научились узнавать следы собаки, кошки. Картотека следов в уголке постоянно пополняется.

Наши дети делают кормушки вместе с родителями. Очень интересной всегда бывает выставка кормушек в начале зимы. Чей-нибудь папа, обязательно приходит в группу провести кормушечный мастер-класс. На участке у нас, висят 3 разные кормушки, детям интересно наблюдать какую из них сегодня посетило больше птиц. Обязанности подкармливать птиц с удовольствием выполняют все дети, они знают, что надо приносить корм и подкармливать птиц каждый день, что они должны позаботиться о птицах зимой, чтобы любоваться ими летом. Для этого использовали дидактическую игру «Меню для птиц», «Птички на кормушках». Дети с родителями делали стенгазеты, призывая сверстников и взрослых не забывать о зимующих рядом с нами птицах. Использовали систематические наблюдения, труд по уходу за птицами на участке; игры экологического содержания: «Узнай по описанию», «Какая птица лишняя», чтение художественной литературы: произведения К. Ушинского. В. Бианки, М. Пришвина. Н. Сладкова. Рассказы В. Бианки помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде птиц, их образе жизни, поведении.

Настольная игра «Составь экологическую пирамиду для птиц» помогла развить умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, - экологическую пирамидку; помогала объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

Первые цветы – всегда радость в нашем краю. Первые цветы в нашем саду – это мать и мачеха и одуванчики. Каждый цветок на учете у детей, они их берегут, разъясняют другим детям, что цветы также хотят вырасти, дав семена. «Мы уйдем из сада, а после нас останутся золотые поляны» - говорят дети. Для формирования элементарных экологических представлений о природе проводили следующую работу:

На занятиях и в повседневной деятельности мы говорим о том, какой ущерб природе может нанести человек в своей производственной деятельности. Изучали с детьми правила поведения в природе. Для того чтобы, ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально почувствовать их последствия.

Например, в дидактической игре «Угадай правило» дети учились описывать

поведение человека по отношению к объектам природы, объясняли эти действия:

1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!

3. Береги ветки деревьев и кустарников!

4. Любуйся бабочками, шмелями, стрекозами и другими насекомыми! И т. д.

Мы постоянно давали им убедиться в целесообразности каждого правила через опыт, эксперимент, наблюдение, постановку игровой обучающей ситуацией (ИОС).

Игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия. Использование игровой формы обучения позволило повысить активность детей в процессе обучения, снизить утомляемость, сформировать интерес к познавательной деятельности, развить эмоциональную отзывчивость. Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Эта форма работы способствовала закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Мы  обсуждали и проигрывали следующие ситуации.

      - Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель недоволен. Почему?

 - Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази своё отношение к их поступку.

     - Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?

     - Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т. д.

Практическая деятельность детей так же проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов. Проводились трудовые десанты: "Покормим птиц зимой"; "Умелые руки не знают скуки" (сбор природного материала); "Листопад». В результате у детей сформировано доброжелательное, уважительное, бережное отношение к природе. Дети приносили из дома семечки, хлебные кусочки для птиц, обращали внимание на сломанную веточку и предлагали её подвязать, на ободранную кору дерева и знали чем это грозит, собирали мусор на участке, замечали, что на небе одновременно можно наблюдать и солнце и луну, как менялся цвет неба в разную погоду, рассказывали, на что похожи облака.

Мы использовали игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Очень нравятся детям ИОС с использованием кукол. Это персонажи произведений, хорошо знакомых детям (например: Чиполлино, Незнайка, Лунтик, Лесовичок и. т.д.) Куклы из сказок - это персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложное положение - и тогда им необходимы знания и помощь. В такие моменты дети начинали их учить - объяснять, рассказывать им то, что уже сами знают, благодаря чему активизировалась их умственная деятельность, развивалась речь, память. Применяли в работе с детьми игровые обучающие ситуации типа путешествий. Очень интересны детям путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получали новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя. В каждом случае сюжет игры продумывали таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Мы брали на себя роль экскурсоводов, руководителей туристической группы или опытных путешественников  - это главное в подобном типе ИОС. В рамках ролевого поведения сообщали детям новые интересные сведения, знакомили с новыми природными явлениями и объектами. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь оказывают игрушки-заместители: самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли («оптические приборы»), которые создавали хорошие визуальные условия для наблюдения. Фотографирование предполагало изготовление «фотографий»(дети делают рисунки на основе полученных впечатлений).

Еще один из приемов, который нравится детям во время организованной образовательной деятельности это – мнемотехника. То есть система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

В качестве дидактического материала мы использовали мнемотаблицы. Используя приемы работы с мнемотаблицами, значительно сокращали время обучения и одновременно решали задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Вместе с детьми мы совершаем экскурсии и целевые прогулки в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Во время экскурсий мы уделяем особое внимание созданию проблемных ситуаций, использовали художественное слово, словесные игры, отгадывание и придумывание загадок. Большое значение имели наблюдения  самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем. Например, мы наблюдали за муравейником. Отмечали, что муравьи полезные – уничтожают вредителей леса, делали предположение, а что будет, если муравьи не станут уничтожать вредителей?

В группе дети с любовью ухаживали за комнатными растениями.

Мы вместе наблюдали, замечали изменения в жизни растений, выясняли  причину плохого роста растения, старались помочь (поливали, рыхлили, пересаживали, подкармливали). Почти круглый год у нас на окне огород. Зимой мы выращивали зелёный лук, весной – рассаду.

 

Затем высаживали её на клумбы и ухаживали летом, наблюдали за развитием растений, осенью обязательно собирали семена. Все результаты заносили в календарь наблюдений.

       За каждой группой детского сада закреплены участки огорода, на грядках которого мы вместе с детьми выращивали овощи: лук, морковь, свеклу, кабачки, и другие культуры.

       Дети в течение лета наблюдали за ростом и развитием огородных культур, принимали посильное участие в прополке, поливе, уходе за растениями. Овощи с нашего огорода участвуют в выставках: « Загадки с грядки»; «Любимый овощ», и др.

Начиная работу с детьми по ознакомлению с миром природы, мы старались привлечь  родителей к данной проблеме.

В работе с родителями мы использовали такие формы работы:
Наглядное моделирование 
- Оформление родительских уголков.
- Выставки детских работ.
- Памятки.
- Папки—передвижки
Работа с родителями.
- Анкетирование.
- Совместные досуги и развлечения.
- День «Открытых дверей»
- Семинары- практикумы.
- Круглый стол.
Индивидуальная работа. 
- Консультации.
- Индивидуальные беседы.
           
Родители были не только источниками информации, а реальной помощью и поддержкой для своего ребенка, а также помощниками педагогу в процессе работы над проектом, были непосредственными участниками образовательного процесса, обогащали свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Мы  провели родительские собрания: 

«Воспитание любознательности средствами природы»,

«Воспитание гуманного отношения к природе».

          Ежегодно проводили выставки цветов, поделок из природного материала, конкурс рисунков о природе. Родители присутствовали на занятиях, принимали участие в экологических праздниках: «Мы друзья природы», « Осенняя ярмарка», «В гостях у лесовичка».

Для родителей проводили индивидуальные беседы и консультации на экологические темы. Тесное сотрудничество с семьями моих воспитанников, открытость педпроцесса для родителей, принесли положительный результат в развитии детей. Это способствует формированию потребности и привычки к сотрудничеству, что в дальнейшем очень пригодится в школе.  

    Для педагогов детского сада были разработаны и проведены консультации 

«Работа с детьми среднего дошкольного возраста в уголке природы»,  семинар «Формы организации экологического воспитания дошкольников», проведён семинар – практикум «Играя,  мы узнаём природу».

        Мы активно взаимодействовали с социумом. Регулярно посещали детскую областную библиотеку, которая готовила для детей интересный познавательный материал по темам (просмотр презентаций, рассматривание познавательных книжек, журналов). В краеведческом музее нас знакомили с флорой и фауной Брянской области.

Систематическая и целенаправленная работа  по формированию знаний о живой природе и правильного отношения к миру природы у дошкольников показала, что результаты заметно улучшились.ъ

Результаты диагностики-обследования на конец учебного года были следующие:

представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса;

представления детей о комнатных растениях, способах вегетативного размножения растений;

представления детей о домашних и диких  животных, их повадках. зимующих и перелетных птицах;

представления  детей о насекомых, особенностями их жизни, способах передвижения

умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

имеет устойчивый познавательный интерес

Знание правил поведения в природе  

     90 %

80%

83%

80%

76%

83%

73%

Диагностика детей на конец учебного года показала положительную динамику по всем критериям.

     Выводы:  Работа по познавательному развитию через ознакомление с миром природы, основанная на комплексном подходе, способствовала общему развитию ребёнка.  Результатами нашей работы считаем, сформированную познавательную активность детей, связанную с достижениями детей в интеллектуальном и личностном развитии через общение с природой:

- дети проявляют любознательность,

- задают вопросы взрослым и сверстникам,

- интересуются причинно-следственными связями,

- пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы...

- склонны наблюдать, экспериментировать.

- обладают начальными знаниям о природном мире.

- обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников показавшие низкие результаты.

Рекомендации:

1.активно используйте предметное обогащение среды (уголок природы, уголок экспериментирования, познавательную литературу, условные заместители)

2.применяйте принцип интеграции всех образовательных областей дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, что позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.

3.используйте  современные педагогические технологии: (развивающего обучения, проектной деятельности, исследовательской деятельности, проблемного обучения, ИКТ, игровые технологии, технологии интегрированного обучения).

 4.используйте моделирование как эффективный метод обучения детей, а модели как дидактическое средство.

5. активно взаимодействуйте с семьями воспитанников и социумом, что принесет в итоге положительный результат в развитии детей.

Библиография.

1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.

5. Бондаренко Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж 2010

6. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

7. Вашурина Р. И., Репникова Л. А., Федорова Т. С. Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста – Тольятти, 2000г.

8. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.

9. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006

10 Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: просвещение, 1980

11. Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., №7.

12 Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

13. Елина Е. В., Зарубина О. Е. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду. / Сборник конспектов занятий./ Выпуск 1. – Ульяновск 2001г.

14. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009

15. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009

16. Кирике Г. Ребёнок и природа. // Дошкольное воспитание, 1993г., № 7.

17. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.

18. С. Н. Николаева, И. А. Комарова СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании

дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными персонажами Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Москва-2005г.

19. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.

20. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.

21. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. / Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М.,, Академия, 1999г.

22. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.

23. Николаева С. Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.

24. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. / Методические рекомендации для дошкольных учреждений. – М., Новая школа, 1993г.

25. Павленко И. Н. развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия/ Под ред. К. Ю. Белой. – М,: ТЦ Сфера, 2007

26. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М. А. Васильевой. – М., Просвещение, 1987г.

27. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/авт.-сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель,2011

28. Психологические вопросы игры и обучения дошкольников. / Сборник статей. // Под ред. Эльконина Д. П. – М., Просвещение, 1957г.

29. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. / Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1994г., № 7.

30. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г.

31. Саморукова П. Г. Игры детей. / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение,1983г.

32. Сорокина А. И. Дедактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Познавательное развитие детей оказывает важное воздействие на общее развитие ребёнка Особая роль в связи с этим отводится дидактической игре....

перспективный плен познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

перспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры подобраны с учётом тематического планирования...

САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».

Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...

Инновационный опыт работы «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр"

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»...

опыт работы "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через КВЕСТ-технологии"

Представление опыта работы "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через КВЕСТ-технологии"...

Использование ИКТ для познавательного развития детей дошкольного возраста через формирование представлений об окружающем мире

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ может быть более успешным и эффективным, если будет использован компьютер в качестве дидактического средства по формированию представлений об окружающем мир...