Использование ИКТ для познавательного развития детей дошкольного возраста через формирование представлений об окружающем мире
статья (старшая группа)

Селиверстова Татьяна Николаевна

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ может быть более успешным и эффективным, если будет использован компьютер в качестве дидактического средства по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селиверстова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 138» городского округа город Воронеж

Использование ИКТ для познавательного развития детей дошкольного возраста через формирование представлений об окружающем мире

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ может быть более успешным и эффективным, если будет использован компьютер в качестве дидактического средства по формированию представлений об окружающем мире у дошкольников [2, с. 40].

Дети в 3-4 года проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, начинают проявлять интерес к явлениям природы: умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы. Ребенок в этом возрасте не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником является компьютер, так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Дети на 5-м году жизни активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?». Развивающее мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Необходимо научить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; пользоваться всеми простейшими способами сенсорного анализа для адекватного их использования в разных видах деятельности (игра, труд, изобразительная деятельность и пр.). Для воспитания бережного отношения к предметному миру нужно помочь ребенку освоить соответствующий словарь, научиться точно и ясно формулировать в речи свои суждения, предположения. В этом возрасте ярко проявляют интерес к игре, предпочитают разные виды игр.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить информацию служит компьютер, где ребенок сможет увидеть реальную картину мира. Получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

В 6-7 лет ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения.    Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро - зло, справедливо - несправедливо, хорошо - плохо).

 Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов [1, с. 22]. Форма и место использования презентации зависит от содержания и цели, которую ставит педагог.

Слайды можно применять:

- как способ создания проблемной ситуации;

- при составлении творческих описательных рассказов по слайду;

- при задавании вопросов развивающего характера;

- при организации нестандартной образовательной деятельности: игры-викторины, интеллектуальные игры.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

- побуждение ребенка к диалогу;

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- позволяет увидеть жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракет, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

Работа с детьми по использованию ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста, через формирование представлений об окружающем мире базируется на следующих принципах:

  1. принцип наглядности;

С представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить разные действия, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать экологические и другие явления действительности.

  1. принцип фасциации (принцип привлекательности);

Благодаря презентациям дети, которые обычно не отличались высокой активностью в непосредственно образовательной и совместной деятельности, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

  1. принцип систематичности и последовательности;

Предполагает, как с организацией познавательного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению: восприятием с экрана, разъяснением воспитателя, самостоятельной работой.

  1. принцип психологической комфортности;

Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание в группе атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  1. принцип целостности.

Предполагает формирование у детей обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе).

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста через формирование представлений об окружающем мире, существуют несколько методических и технологических особенностей, требующих, следующего разрешения [8, с. 100].

1 этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки – через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей.

2 этап – основной.

Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3 этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Для реализации технологии к педагогам предъявляются следующие требования:

  • Владеть основами работы на компьютере.
  • Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  • Владеть основами работы в Интернете.
  • Санитарно-гигиенические требования к организации непосредственно образовательной и совместной деятельности с применением новых информационных технологий в дошкольном детстве.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание помещения до и после организации непосредственно образовательной деятельности, влажная уборка до и после. Совместная деятельность с использованием ИКТ с детьми второй младшей и средней группах проводится два раза в месяц, с детьми старшей и подготовительной к школе группы один раз в неделю. Один слайд привлекает внимание не более 1-2 минуты.

Таким образом, у детей меняется отношение к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой дети могут наиболее ясно и точно представить предметы и явлениях природы, а также понять, что в живой природе все связано между собой. Благодаря презентациям дети активнее высказывают свое мнение, рассуждают. Современный грамотный педагог просто обязан идти в ногу со временем: знать и умело применять в работе ИКТ, которые обогатят и разнообразят образовательный процесс, сделают его познавательным, интересным и занимательным для детей. 

Список использованных источников литературы

1. Вренева М.А. Мультимидейные технологии. Дошкольное воспитание / М.А. Вренева. – 2010. – №12. – С. 325.

2. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М. Горвиц. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 312 с.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: «Академия», 2010. – 192 с.

4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» / Т.В. Калинина. – М.: Сфера, 2016. – 127 с.

5. Колин К.К. Россия и мир на пути к информационному обществу / К.К. Колин // Открытое образование. – 2016. – №4. – С. 40-44.

6. Коменский Я.А. Великая дидактика. В   2-х  т. Т.1. Избранные педагогические   сочинения / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – 476 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».

Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...

"Детское экспериментирование – средство познавательного развития дошкольников старшего возраста при формировании представлений об окружающем мире"

В данной статье говорится о том, что экспериментирование предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", позволяет почувствовать себя учёным, и...

Инновационный опыт работы «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр"

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»...

План по самообразованию старшего воспитателя на 2018-2019 уч.г. "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование методических приёмов, сочетающих практическую и игровую деятельность"

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководст...