«Путешествие по цветным морям»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Водолагина Татьяна Владимировна

Повторить, обобщить представление о профессиях людей, связанных с морской стихией, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Закрепить знания о пространственном ориентировании. Активизировать развитие речевого словаря. Совершенствовать навыки общения, умение совместно решать экологические задачи, строить алгоритмы действий и сообща прокладывать маршрут путешествия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Конспект

   Открытого интегрированного занятия в форме коллективной игры

                     «Путешествие по цветным морям».

                                                Воспитатель МДОУ детский сад «Колосок»

        с. Воскресенское, Воскресенского района,

        Саратовской области

                                                 первой квалификационной категории

        Водолагина Татьяна Владимировна

                  с. Воскресенское, 2012 год.

 ЦЕЛЬ: Повторить, обобщить представление о профессиях людей, связанных с морской стихией, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Закрепить знания о пространственном ориентировании. Активизировать развитие речевого словаря. Совершенствовать навыки общения, умение совместно решать          экологические задачи, строить алгоритмы действий и сообща прокладывать маршрут путешествия.

ОФОРМЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:  Пространственно обозначенное море; чайки , иллюстрации кораблей на стене, голубые занавески закрывающие , по бокам комнаты,  морское дно ( они открываются Нептуном) ; корабль, причал. Костюмы для матросов, Нептуна, русалочки,  имитационная физическая карта, корабль на магните, указывающий маршрут, карточки с изображением морей.

АТРИБУТЫ: Бинокль, штурвал, спасательный круг, канат.

   

                                          ИГРА – ВИКТОРИНА.

1.Задание детям : назови морские профессии ( капитан, штурман, боцман, кок, матрос, водолаз, гидронавт).

       (таким образом набирается команда).

Капитан : Команда корабля «Смелый», в шеренгу становись! (Боцман свистит, дети выстраиваются в шеренгу).

- А теперь определим маршрут нашего путешествия. (Достаёт карту). Ребята! А какие моря вы знаете? Кто в каком море купался?

                            (Дети называют).

- Смотрите! Есть цветные моря : Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое – как цветные карандаши. Предлагаю отправиться в путешествие по цветным морям!

- Внимание! Внимание! С первого причала отправляется в плавание корабль «Смелый».

( Слышен шум моря , крик чаек, гудок парохода ).

Дети занимают свои места.

Капитан : А сейчас поработаем по карте! Скажите – как называется наша страна?  (Россия). Находим на карте.

- Какая река у нас протекает? (Волга).

Находим место отправления и ставим «кораблик» на магните на карту.   ( с обратной стороны карты – тоже магнит и стрелками указан путь).

- Ну что же, в Добрый путь!

- А кто мне скажет, откуда берётся река? (ответы детей).

                                     Из-под камня бьёт родник,

                                     Пениться, резвиться,

                                      Как мальчишка – озорник,

                                       Брызгает водицей.

                                     Так рождается ручей,

                                     И в него вливаются

                                     Много маленьких ключей –

                                     Речка начинается.

                                     Речка шире ручейка,

                                     Но ручьёв – то много!

                                     Получается река –

                                      Кораблям дорога.

                                     Вот и море впереди,

                                     Чайки на просторе.

                                     Ты на карту погляди –

                                      Речка уже море!

(Выходит Русалочка).

- Трудно стало жить в реке:

Каме, Волге и Оке.

Ах, судьба моя жестока –

Негде взять воды напиться,

Лучше сразу утопиться!

С ферм навоз течёт рекой,

Нарушает мой покой.

В речке чистой я жила,

И красавицей  слыла

А теперь краса угасла

Из – за дизельного масла.

Я сегодня изменилась

Будто двести лет не мылась,

В пятнах краски чешуя

Ох, не выдержу здесь я!

( Русалочка плачет).

Капитан : Надо как – то помочь русалочке!

( Русалочка берёт банку с грязной водой и отдаёт её детям).

- Эта банка волшебная. Если вода в ней грязная, значит и в Волге вода грязная. А если вода станет чистой, то и река очистится.  Но для того, чтобы всё получилось, чтобы это произошло, нужно выполнить одно условие: грязную воду должны очистить вы, все вместе. Тогда волшебство получиться!

( Русалочка наливает в стаканчик каждому ребёнку немного грязной воды из банки.  Дети очищают её при помощи фильтров, сливая чистую воду обратно в банку).

Русалочка: Спасибо ребята! Я Думала, мне придётся погибнуть среди грязи и мусора, а вы спасли меня! Теперь вода вновь чистая, прозрачная. Жду вас летом Волге!

Капитан : (смотрит в бинокль). Внимание! Мы подходим к Чёрному морю. Кто напомнит мне, почему оно так называется.

                                         Есть у моря свои законы,

                                         Есть у моря свои повадки…

                                         Море может быть то зелёным,

                                         С белым гребнем на резкой складке,

                                   То без гребня, свинцово - сизым,

                                   С мелкой рябью волны гусиной,

                                   То задумчивым,  светло-синим,

                                   Просто светлым и просто синим.

                                   Чуть колышемым лёгким бризом.

                                  Море может быть в час заката

                                  То лиловым, то красноватым,

                                  То молчащим, то говорливым,

                                  С гордой гривою в час прилива.

                                  Море может быть голубое,

                                  И порою в дневном дозоре

                                  Глянешь за борт – и под тобою

                                  То ли небо, а то ли море.

                                   Но бывает оно и чёрным,

        Чёрным, мечущимся, покатым,

                                   Неумолчным и непокорным,

                                   Поднимающимся, горбатым.

- Вот такое море увидели первооткрыватели и назвали его Чёрным.

( вешает на стену фото Чёрного моря, перемещается и кораблик на карте ).

- А сейчас берём курс на Красное море. ( смотрит в бинокль ).

- Ну что это? (отдаёт бинокль рулевому).

(Звучит музыка «Чунга-чанга», на середину комнаты ставиться пальма. Дети танцуют танец).

Капитан : А кто скажет, что такое остров? (ответы детей).

Боцман свистит. Все заходят на корабль.

Капитан : Наше путешествие продолжается, и мы подошли к Красному море. Красным оно называется по цвету водорослей. Их там очень много! И когда дует сильный ветер, поднимаются высокие волны, они обрывают эти водоросли, и они плавают на поверхности.  Когда ветер затихает всё море красное.

(вешает фото «Красного моря»).

-Смотрим по карте , какой путь пройдёт корабль «Смелый», чтобы попасть на «Жёлтое море». (рассказывает мимо каких стран, по какому океану они идут).

- Ну, вот и Жёлтое море. В него впадает река с таким же названием Жёлтая. Дно реки и берега из жёлтого песка. Быстрая река несёт с собой песок из реки в море. И оно становиться жёлтым от песка. Отсюда и название «Жёлтое море».

(вешается фото «Жёлтого моря»).

Капитан одевает наушники.

- Ребята! Нас Нептун приглашает к себе в гости. Кто такой Нептун? (ответы детей).

- Оказывается, он всё время за нами наблюдал, и ему понравились, как мы себя вели,  что мы не мусорили, помогли Русалочке, не поломали на острове деревья.

Капитан : ( смотрит в бинокль ).- Посмотрите, какие волны поднимаются.

- Кто знает, почему волны бывают на море? (Ответы детей – ветер с разной скоростью гонит воду).

Звучит музыка из мультфильма «Русалочка».

Входит Нептун с чайником и кроссвордом. Под музыку открывает занавеси, лежащие на полу.

Открывается картина морского дна: водоросли (цветы «щучий хвост»), «затонувшие» корабли, сундуки с драгоценностями, кораллы ( барыня облепленная пенопластом ), ракушки,  игрушки – осьминоги, рыбы…

Затихает музыка, останавливается корабль, вся команда ( Игра « С кочки на кочку»)   «спускается» в гости к Нептуну ( захватив гостинец «сахар»). Нептун рад угощению, он никогда не пил «сладкого» чая.

Опыт «Сахар растворяется в воде».

Нептун просит помочь разгадать кроссворд.

1.Как называется транспорт , который передвигается по воде?      ( Водяной).                                                                                                    

2.Кто управляет кораблём?          ( Капитан).

3.Повар на корабле называется…       (Кок).

4.Комнаты называются…       ( каюты).

5.Окна…                    ( иллюминаторы ).

6.Лестница, по которой поднимаются пассажиры…        ( трап).

7.Спасательная лодка – это…        (шлюпка).

                                       

                                                 ЗАГАДКИ.

Люблю, когда на море тихо.

А непогоду не люблю.

Всегда настойчиво и лихо

Подмигиваю кораблю.

        ( Маяк ).

Чтобы сильная волна

Корабль сдвинуть не могла,

За борт быстро цепь бросаем,

Что на ней мы опускаем.

        ( Якорь ).

Знают это все прекрасно:

С ней в воде шутить опасно.

Зубы острые, как нож.

Лучше ты её не трож!

        ( Акула ).

Шелковисты и красивы,

Зелены, как на лугу.

Под водой они растут,

Рыбок прячут, берегут.

        ( Водоросли).

К уху ты её приложишь,

Шум воды услышать можешь.

        ( Раковина ).

Чтоб увидеть нам в дали

Пароходы, корабли,

В руки мы его возьмём

И на море наведём.

          ( Бинокль).

                                    Что лишнее? Почему?

- Штурман, кок, трап, боцман…

- Аквалангист, тракторист, рыбаки….

- Щука, карась, кукушка, налим….

                                                 Посчитай!

- В одном аквариуме 5 рыбок, во втором ни одной. Сколько рыбок в двух аквариумах?

- Рыбак поймал  карася, щуку, окуня и утку. Сколько рыб поймал рыбак?

- По морю плывут 2 дельфина, 3 кита и 4 акулы. Сколько дельфинов плывёт по морю?

                                             Кто самый ловкий?

Дети играют в  «поймай рыбку» - пытаются опустить в бутылку подвязанный к толстой нити карандаш.

                                                    Кто сильнее?

Игра на перетягивание каната.

                                Спокойная игра «Море волнуется раз».

Нептун: Молодцы! Хорошо мне с вами, но пора за дело браться, следить за порядком. Есть пока такие люди, которые не умеют ценить красоту, убивают животных, загрязняют моря и океаны. Не понимают эти люди, что жизнь их зависит от природы.

( Дети прощаются с Нептуном. Он их угощает  «ракушками»  ( печенье ) и «морскими камушками»).

- Мы добрались до Белого моря. Догадались почему оно так называется?

Да, здесь долго не разгуляешься! Поэтому мы попросим ледоколы (показывает картинку) провести наш корабль через толщу льда. И мы, прибавляя скорость спешим к родным берегам (передвигает кораблик по карте).

- Ребята! Вам понравилось наше путешествие? Кто знает, может быть когда будете  взрослыми на самом деле побываете на этих «ЦВЕТНЫХ МОРЯХ».

                                       Объявление с причала:

- «Внимание! Внимание! Подготовьте трапы к первому причалу. Объявляю высадку пассажиров с корабля «Смелый».

( Звучит шум моря, крики чаек, гудок парохода ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по дну моря

В этом занятие интегрируются следующие образовательные области:познание, коммуникация, труд, художественное творчество (лепка).в ходе занятия мы применяем экспериментирование (ощищаем воду с помощью ф...

«Путешествие по Черному морю»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  «Путешествие по Черному морю»...

Развлечение интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по синему морю»

Развлечение подготовлено к Всемирному Дню океанов с использование информационно-коммуникативных технологий....

Конспект занятия педагога - психолога с детьми старшей группы «Путешествие по берегу моря»

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы "Путешествие по берегу моря"...

Авторская дидактическая игра по художественно-эстетическому воспитанию "Цветные моря"

Дидактическая игра по художественно-эстетическому воспитанию «Цветные моря».  Цель: совершенствовать знания детей об основных цветах и их оттенках. Формировать умение распознавать холодные и...

Сюжетная подвижная игра "Путешествие за три моря"

В процессе игры происходит организация  разнообразного опыта двигательного самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах, и  сочетание его с развитием индивидуальных качес...

Интересные цветные моря

Одно из нескольких занятий в проекте на морскую тему. Автор Громовик С.Г....