Экологический проект "Зимующие и перелётные птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Магкиева Марина Анатольевна

Экологический проект и к нему конспект с открытым занятием 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_zimuyushchie_i_perelyotnye_ptitsy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16  «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края.

         Конспект  

Открытого интегрированного занятия по сказке Х. К. Андерсена « Гадкий утёнок».                                          

                      в старше – подготовительной группе

                    Воспитатель: Магкиева М.А.

                                                 

                                               2013 год

 Экологический  проект:  « Перелётные и зимующие  птицы» .

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный ( 1 неделя).

Возраст детей: 4 – 6 лет.

Участники :воспитатель, дети.

Актуальность: осенью перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух.  Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной , когда природа оживает  перелетные птицы снова возвращаются  в родные края.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Цель: расширение и обогащение знаний о перелетных и зимующих птицах .

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни.
  2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
  3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап:

- определение уровня знаний детей о птицах;

- подбор необходимой литературы по данной теме.у

Основной этап.

Работа с детьми.

Задачи: закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

 Понедельник:

Экскурсия в парк, рассматривание птиц.

Вторник:

1.Занятие « Перелётные и зимующие птицы».

Цель: воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам

2.Игра: « Собери и расскажи про птичку»

3. Подвижная игра: « Воробьи и кот».

Среда:

1. Дидактическая игра: « Кто прилетел на зимовку, а кто улетел?»

Цель: учить детей определять птиц по внешнему виду.

2. Чтение загадок и пословиц о птицах.

Четверг:        

1. Занятие « Х. К. Андерсен « Гадкий утёнок».

Цель: познакомить с автором и его произведением, воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.

Дидактическая игра: « Какая птица лишняя?».

Цель: закрепить знания о перелётных и зимующих птицах.

Пятница:

Ручной труд, кружковая работа- оригами « Лебедь».

Цель: учить складывать из бумаги фигурку лебедя, развивать глазомер, аналитическое мышлене.

Заключительный этап.

Работа с детьми.

Викторина: « Каких перелётных и зимующих птиц можно встретить на нашем участке?».

Цель: закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, умение их различать..

Ожидаемый результат:

- у детей сформирована система знаний о перелётных и зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц.

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей подготовительной группе по сказке Х. К. Андерсена «Гадкий утёнок»

Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", Безопасность.

Программное содержание:

 - закрепить знания детей о перелётных и зимующих птица, об особенностях их жизнедеятельности, учить классифицировать их по месту обитания. Развивать логическое мышление. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам;

- продолжать учить самостоятельно и аккуратно работать с ножницами и клеем, развивать мелкую моторику рук. Побуждать создавать сюжетную композицию.

Предварительная работа:

 Беседы о птицах, чтение сказки Х. К. Андерсена "Гадкий утёнок", выполнение на кружке оригами «лебедь».

Материал:

 Слайды с перелётными и зимующими птицами, Загадки о зимующих птицах. Проектная доска и слайды для показа сказки "Гадкий утёнок".Музыка П. И Чайковского "Танец маленьких лебедей". Макет озера для коллективной работы. Оригами «лебедь», клеёнки, клей,  кисточки, тряпочки, ножницы, цветная бумага синего цвета (7х7см) на каждого ребёнка.

Ход занятия:

 1часть.

 Звучат голоса улетающих птиц.

Воспитатель: - Ребята как вы думаете, чьи это голоса?

Дети: - Это голоса птиц.

Воспитатель: - Посмотрите на доску, как улетают птицы в тёплые страны.(Показ слайдов)

 Воспитатель: - А теперь я попрошу вас перечислить птиц, которые улетают в тёплые страны.

 Дети: - Дикие гуси и утки, журавли, соловьи, ласточки, трясогузки, скворцы, лебеди.

 Воспитатель: -Ребята, а как мы назовём этих птиц?

 Дети: - Перелётные птицы. (показ слайдов)

 Воспитатель: - Как вы думаете, почему эти птицы покидают нас?

 Дети: - Этим птицам здесь голодно, им тяжело найти корм, и они могут погибнуть от холода.

 Воспитатель: - Правильно. А сейчас я хочу загадать вам загадки ещё об одних птицах. Слушайте внимательно и отгадайте, о каких птицах в них говорится. Отгадки - картинки можно увидеть на доске.

 Хоть я не молоток -

 По дереву стучу:

 В нём каждый уголок

 Обследовать хочу.

 Хожу я в шапке красной

 И акробат прекрасный.

 (Дятел)

 И в лесу заметьте, дети,

 Есть ночные сторожа,

 Сторожей боятся этих,

 Мыши прячутся дрожа!

 Очень уж суровы филины и.

 (Совы)

 Красногрудый, чёрнокрылый,

 Любит зёрнышки клевать,

 С первым снегом на рябине

 Он появится опять.

 (Снегирь)

 Птичка на большой сосне

 Нам стрекочет:"клё, клё, клё".

 Твёрдый клюв похож на крест,

 Семена из шишек ест,

 В оперенье - рыжий цвет.

 Как зовут? Дайте ответ.

 (Клёст)

 Спинкою зеленовата,

 Животиком желтовата,

 Чёрненькая шапочка,

 И полоска шарфика.

 (Синица)

 Воспитатель:- Какие вы молодцы, все загадки отгадали правильно. Ребята, о каких птицах говорилось в этих загадках?

 Дети: - В этих загадках говорилось о зимующих птицах.

 Воспитатель: - Ребята, а почему эти птицы остаются зимовать в нашей средней полосе?

 Дети; - Потому что эти птицы находят себе корм и не боятся мороза.

 Воспитатель: - Чем питаются зимующие птицы?

 Дети: - Снегири - ягодами рябины, синички любят сало, дятел ищет в коре деревьев насекомых, сова ловит мышей, клёст любит семена шишек, а воробьи, голуби, вороны живут в городе, они питаются хлебными крошками, семечками, зёрнышками. Люди делают для птиц кормушки.

 Воспитатель: - Правильно ребята, и мы с вами обязательно развесим кормушки на нашем участке и будем подкармливать птиц зимой.

 Воспитатель: - А сейчас мы поиграем в игру "Перелётные и зимующие  птицы".Слушайте правила игры. Если вы услышите название перелётной птицы, то "машете крыльями",  если назову зимующую птицу, "вы клюёте зёрнышки", а если назову птицу, которая спит днём, то закроете глаза и наклоните голову.

 Воспитатель называет птиц, а дети выполняют движения: голуби, журавли, синица,  сова, дикие утки,  воробей, филин, снегирь,  клёст, лебеди.

 Воспитатель: - Молодцы, а теперь садитесь на стульчики, я приготовила для вас сюрприз. Сегодня мы вспомним с вами сказку

 Х. К. Андерсена "Гадкий утёнок".Я расскажу и покажу её в сокращении. Вы все эту сказку уже слышали, а сегодня я покажу её с красивыми картинками.

 Воспитатель на проектной доске показывает и рассказывает сказку:

 - В маленькой северной стране Дании, во дворе старой усадьбы, окружённой канавами с водой и заросшей огромными лопухами, сидела на яйцах утка. И вот, наконец, яичные скорлупки треснули и на свет появились маленькие жёлтенькие комочки - утята. Но вдруг мать - утка обнаружила, что самое большое яйцо целёхонько, и ей пришлось ещё некоторое время греть его своим тельцем. Наконец и большое яйцо лопнуло.

 -Пип, пип! - пропищал птенец и вывалился из гнезда. Ну, какой же он был большой и гадкий!

 На следующий день мать- утка повела свой выводок к канаве, чтобы научить их плавать. Друг за другом птенцы бултыхнулись в воду, а гадкий утёнок тоже не отставал.

 Однажды мать- утка решила вывести птенцов на Птичий двор и представить их обществу. Но птичий двор не принял гадкого утёнка, его задевали решительно все, его клевали, толкали, обзывали и насмехались над ним.

 - Слишком велик! - говорили одни.

 - Какой он безобразный! - говорили другие.

 А индийский петух, которых родился со шпорами, тоже подлетел и хотел клюнуть бедного гадкого утёнка.

 Вскоре братишки и сестрёнки стали бранить его, и даже мама - утка рассердилась на него, и ему пришлось уйти.

 Много горестей и унижений выпало на долю гадкого утёнка, его чуть не убили охотники, а в зимние холодные дни утёнок чуть не замёрз в полынье.

 Но однажды весной утёнок увидел великолепных птиц, которые легко и плавно плыли по воде, как по льду. Он захотел с ними подружиться, они поплыли навстречу друг к другу. И вдруг в чистой, как зеркало воде, он увидел своё собственное отражение. Он был уже не гадким утёнком, а красивым белым лебедем.

 Воспитатель: - Ребята, вам понравилась сказка?

 Дети:- Да.

 Воспитатель:- Назовите, пожалуйста автора этой замечательной сказки.

 Дети:- Ханс Кристиан Андерсен.

 Воспитатель:- А как вы думаете, хорошо поступили домашние птицы с гадким утёнком?

 Дети:- Нет, они обидели его.

 Воспитатель:- Эта сказка очень поучительная, нельзя оскорблять, унижать других, надо быть более чутким, добрым друг к другу.

Физкультминутка.

 Воспитатель:- А теперь я предлагаю вам превратиться в маленьких утят и выполнить несколько упражнений.

Вышли уточки на луг.

Вышли уточки на луг, (Шагаем.)

Пролетел веселый жук, (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают, (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал, (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш, (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь, (Присели.)

2 часть

 Дети садятся за столы, приготовленные к занятию по аппликации.

 Воспитатель:- Ребята, сядьте все ровно и приготовьтесь к занятию. Сегодня мы будем вырезать из цветной бумаги маленькие озёра, клеить их на наше большое озеро и пускать на них своих маленьких лебедей. У вас на столах лежат листочки синего цвета, кисточки, клей и ножницы. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. Где нужно хранить ножницы?

Дети: -  Хранить ножницы надо в указанном месте в определённом положении.

Воспитатель:- Можно ли держать ножницы лезвием вверх?

Дети: - Нет, нельзя.

Воспитатель:- А можно резать ножницами на ходу?

Дети: - Нет, нельзя.

Воспитатель:- Как нужно передавать ножницы?

Дети: - Ножницы должны быть закрытыми и кольцами вперёд.

Воспитатель:- Можно ли подходить к товарищу во время работы?

Дети: - Нельзя.

Воспитатель:- И самое главное не забывайте, во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Воспитатель:- А теперь давайте вспомним технику безопасности при работе с клеем. Как нужно обращаться с клеем?

Дети: - Клей ядовит, поэтому с ним нужно обращаться осторожно. Если вдруг попал в глаза надо сразу промыть водой. При работе с клеем пользоваться только кисточкой и салфеткой. После работы помыть руки и кисточку.

. (Показ этапов работы) .

 Воспитатель:- Молодцы ребята, а теперь приступаем к работе. Работаем тихо, учимся быть самостоятельными. Поднимаем руку, если у вас есть вопросы.

 Звучит тихая музыка П. И. Чайковского « Лебединое озеро».

 В ходе работы, воспитатель помогает детям советами, направляет отстающих детей. Дети приклеивают свои работы, на макет озера и сажают на них своих лебедей.

Анализ работы.

 Воспитатель:- Молодцы, все дети сегодня постарались и вырезали красивые озёра. Лебеди очень грациозные и величественные птицы. Посмотрите, какое прекрасное озеро у нас получились. Вы сегодня хорошо поработали, интересно рассказывали о птицах отгадывали загадки, хорошо выполняли упражнения на физминутке и красиво украсили озеро своими маленькими лебедями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Перелётные птицы».

Актуальность темы: Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая пр...

Экологический проект "Перелётные птицы"

Экологический проект  «В мире пернатых»Паспорт проектаТип проекта:По содержанию — познавательный, творческий, речевойПо числу участников – групповойПо характеру контактов – в рамках МБД...

Экологический проект "Перелётные птицы"

Экологический проект  «В мире пернатых»Паспорт проектаТип проекта:По содержанию — познавательный, творческий, речевойПо числу участников – групповойПо характеру контактов – в рамках МБД...

Экологический проект. Тема: «Перелётные птицы»

Цель проекта: Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.Задачи...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» СТАРШАЯ ГРУППА

Формирование позновательного интереса к оружающей среде,воспитание эмоционально- положительного отношения к природе у детей старшего возраста....