Главные вкладки

    Экологический проект "Перелётные птицы"
    проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Дякина Галина Вячеславовна

    Экологический проект  «В мире пернатых»

    Паспорт проекта

    Тип проекта:
    По содержанию — познавательный, творческий, речевой

    По числу участников – групповой

    По характеру контактов – в рамках МБДОУ
    Сроки реализации:
    краткосрочный  (октябрь)

    Участники: учитель – логопед Гродская И.К.,

                                              воспитатель группы  - Дякина Г.В.,

                                              дети подготовительной группы, родители

    Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_perel.ptitsy-1.docx28.52 КБ

    Предварительный просмотр:

                               

           

    Экологический проект  «В мире пернатых»

    Паспорт проекта

    Тип проекта:
    По содержанию — познавательный, творческий, речевой

    По числу участников – групповой

    По характеру контактов – в рамках МБДОУ
    Сроки реализации: краткосрочный  (октябрь)

    Участники: учитель – логопед Гродская И.К.,

                                              воспитатель группы  - Дякина Г.В.,

                                              дети подготовительной группы, родители

    Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

    Обоснование выбора темы (проблема):

    дети имеют недостаточные представления о перелетных птицах, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления детей

    Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста: закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми

    Задачи:

     1. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;

    2. изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего края;

    3. воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе;

    4. накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.

    5. развивать монологическую и диалогическую речь

    .

    Тема недели реализовалась  в совместной деятельности  воспитателя с детьми в режимные моменты, согласно план - схеме. В утренние часы проводились пальчиковые игры, читали художественной литературы, дидактические игры, разговоры-  беседы, рассматривание альбомов, разучивание физкультминуток, прослушивание аудиозаписей классической музыки, голосов птиц. Проводились разные виды прогулок с целью систематизации знаний по теме, привития любви к природе родного края и бережного отношения к птицам.

    В работе логопеда по этой лексической теме применялись ИКТ: «Почему плавают утки?», «Куда улетают птицы?», показывалась детям  готовая презентация «Перелётные птицы», проводилась

    викторина: «Что мы знаем о птицах»

    Во время логопедических занятий закреплялась тема на материале по автоматизации  звуков, развития связной речи.

    В самостоятельной деятельности дети   организовывали различные игры дидактические, сюжетно-ролевые, тем самым развивали коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, использовались  в играх полученные знания и опыт общения.

    Ожидаемый результат:

    Дети знают и называют перелётных птиц, об особенностях внешнего вида (части тела), повадках, приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

    Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие.

    Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы.

    У детей повысился уровень знаний по теме «Перелётные птицы».

    Дети научились:  моделировать птиц из цветной бумаги.  

    Обогатился словарь по теме «Перелётные птицы»

    Предполагаемый результат:

    • У детей повысится уровень знаний по теме «Перелётные птицы». • Активизируется словарь по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы».

    • У детей улучшиться логическое мышление.

    • Дети научатся моделировать птиц из бумаги и с помощью рисования.

    • Вовлечение в совместную работу родителей: беседа с родителями, изготовление альбома «Птицы»

    1 этап: Подготовительный.

    Чтение рассказов и стихов о птицах. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображениями птиц. Приобщение родителей к совместной деятельности. Дидактические игры.

    2 этап: Основной.

    Беседа на тему «Берегите птиц!». Чтение художественной литературы о птицах. «Вечер загадок». Узнавание птиц по описанию, по повадкам (клюёт, летает, вьёт гнездо).

    Образовательные области

    Вид деятельности: формы и методы

    Социализация

    Комплекс утренней гимнастики “Птицы и насекомые”;

    Дидактические игры, с помощью которых ребятам легче представить особенности строения и жизнедеятельности птиц:

    «Собери картинку», «Где чье гнездо?» « Разбери птиц » (классификация птиц на перелетных, зимующих.

    “Назови перелётную птицу”, «Кто улетел?»;

    Настольная игра «Кто как устроен?»;

    Дидактическая игра «Улетает – не улетает»;

    Подвижная игра «Перелёт птиц»

    « Четвертый лишний » (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.

    « Кто чем питается? » (подобрать корм)

    ·  Совместное решение тематических ребусов, разгадывание кроссвордов.

    ·  Игры в парах с мячом « Я знаю пять названий птиц» и т. д.

    ·  Подвижные игры: «Совушка», «Летает – не летает», «Воробышки и кот», «Гуси – лебеди».

    ·  Подвижные игры:

    « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются.

    « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями.

    « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши»

    Познание

    Наблюдение за погодой во время прогулки.

    Наблюдение за перелётными птицами.

    Закрепление знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок, ласточка. (Дети слушают рассказы и стихи о птицах, рассматривают картинки и иллюстрации, находящиеся в группе на доске.)

    Игра на логическое мышление “Определи по контуру”,

    Игра “Четвёртый -  лишний»

    Коммуникация

    Пальчиковая гимнастика «Отлёт птиц»;

    Загадывание  загадок;

    Составление по плану описательного рассказа о ласточке;

    Заучивание загадок по теме;

    Заучивание пальчиковой гимнастики «Отлёт птиц»;

    Составление загадок описательного характера (опираясь на таблицы – схемы);

    Придумывание предложений с предложенными словами

    Составление рассказа по серии картин

    Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли».

    Чтение стихотворения «Лебединое горе» ( А.Барто);

    Дидактические игры:

    - разгадывание ребусов по теме;

    - определить первый и последний звук в названиях птиц;

    - дидактическая игра «Выложи букву».

    дидактические игры “Назови перелётную птицу”, «Кто улетел?»;

    - настольная игра «Кто как устроен?»;

    - дидактическая игра «Улетает – не улетает»

    Речевое развитие

    Чтение адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли»;

    Чтение стихотворения «Лебединое горе» ( А.Барто);

    Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами;

    Загадывание загадок о перелётных птицах;

    Художественно-эстетическое творчество

    Лепка «Любимая птичка» из пластилина;

    Изготовление птицы из цветной бумаги;

    Аппликация “Ласточка”;

    Рисование «Птицы – наши друзья»

    Совместная работа с родителями

    Совместно с детьми и воспитателем  создание альбома «Перелётные птицы»        

    Повтор дома пословиц, поговорок и народных примет по заданию воспитателя;

    Подборка литературы по теме «Птицы»

    Заучивание  загадок и пальчиковой гимнастики с детьми по заданию воспитателя

    Подбирают  игры по теме «Перелётные птицы»

    Наблюдение за изменениями в природе  во время прогулки.

    Создание картотеки дидактических игр по теме  

    3 этап: Заключительный.

    Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы».

    Выставка рисунков детей, поделок.

    Предполагаемый результат:

    • У детей повысится уровень знаний по теме «Перелётные птицы».

     • Активизируется словарь по лексической теме «Перелетные птицы».

    • У детей улучшиться логическое мышление.

    • Дети научатся моделировать птиц из бумаги и с помощью рисования.

    • Вовлечение в совместную работу родителей: беседа с родителями.

    Вывод.

    Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали об их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Принимали участие в изготовлении скворечников, что помогло укрепить взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Дети с гордостью показывают свои скворечники, которые находятся на участке, всем гостям. Они стали более отзывчивыми и добрыми.

    Литература:

    1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
    2. О.И. Крупенчук  Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
    3.  Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (подготовительная  группа)/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 415 с.
    4. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007г. – 154 с.
    5. В.Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
    6. Н.Сладков Азбука леса: рассказы, сказки, миниатюры.- Смоленск: Русич, 2000.
    7. .    Под ред. П. Г. Саморуковой «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»/ М., Просвещение, 1992.
    8.     Журналы: «Дошкольная педагогика», «Музыкальный руководитель»
    9. .С.И.Карпова, В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический проект: «Птицы»

    Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

    Экологический проект "Птицы"

    Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

    Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"

    Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

    Экологический проект "Птицы на кормушке".

    Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...

    Экологический проект "Птицы наши друзья"

    Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

    Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста по экологической теме «Птицы»

    Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая в...