Экологический проект "Перелётные птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дякина Галина Вячеславовна

Экологический проект  «В мире пернатых»

Паспорт проекта

Тип проекта:
По содержанию — познавательный, творческий, речевой

По числу участников – групповой

По характеру контактов – в рамках МБДОУ
Сроки реализации:
краткосрочный  (октябрь)

Участники: учитель – логопед Гродская И.К.,

                                          воспитатель группы  - Дякина Г.В.,

                                          дети подготовительной группы, родители

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_perel.ptitsy-1.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

                           

       

Экологический проект  «В мире пернатых»

Паспорт проекта

Тип проекта:
По содержанию — познавательный, творческий, речевой

По числу участников – групповой

По характеру контактов – в рамках МБДОУ
Сроки реализации: краткосрочный  (октябрь)

Участники: учитель – логопед Гродская И.К.,

                                          воспитатель группы  - Дякина Г.В.,

                                          дети подготовительной группы, родители

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Обоснование выбора темы (проблема):

дети имеют недостаточные представления о перелетных птицах, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления детей

Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста: закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми

Задачи:

 1. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;

2. изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего края;

3. воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе;

4. накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.

5. развивать монологическую и диалогическую речь

.

Тема недели реализовалась  в совместной деятельности  воспитателя с детьми в режимные моменты, согласно план - схеме. В утренние часы проводились пальчиковые игры, читали художественной литературы, дидактические игры, разговоры-  беседы, рассматривание альбомов, разучивание физкультминуток, прослушивание аудиозаписей классической музыки, голосов птиц. Проводились разные виды прогулок с целью систематизации знаний по теме, привития любви к природе родного края и бережного отношения к птицам.

В работе логопеда по этой лексической теме применялись ИКТ: «Почему плавают утки?», «Куда улетают птицы?», показывалась детям  готовая презентация «Перелётные птицы», проводилась

викторина: «Что мы знаем о птицах»

Во время логопедических занятий закреплялась тема на материале по автоматизации  звуков, развития связной речи.

В самостоятельной деятельности дети   организовывали различные игры дидактические, сюжетно-ролевые, тем самым развивали коммуникативные качества, дружеские взаимоотношения, использовались  в играх полученные знания и опыт общения.

Ожидаемый результат:

Дети знают и называют перелётных птиц, об особенностях внешнего вида (части тела), повадках, приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

Сравнивают по нескольким признакам, находя сходство и различие.

Дети могут составить описательный рассказ о перелётной птице, используя мнемотаблицы.

У детей повысился уровень знаний по теме «Перелётные птицы».

Дети научились:  моделировать птиц из цветной бумаги.  

Обогатился словарь по теме «Перелётные птицы»

Предполагаемый результат:

• У детей повысится уровень знаний по теме «Перелётные птицы». • Активизируется словарь по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы».

• У детей улучшиться логическое мышление.

• Дети научатся моделировать птиц из бумаги и с помощью рисования.

• Вовлечение в совместную работу родителей: беседа с родителями, изготовление альбома «Птицы»

1 этап: Подготовительный.

Чтение рассказов и стихов о птицах. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображениями птиц. Приобщение родителей к совместной деятельности. Дидактические игры.

2 этап: Основной.

Беседа на тему «Берегите птиц!». Чтение художественной литературы о птицах. «Вечер загадок». Узнавание птиц по описанию, по повадкам (клюёт, летает, вьёт гнездо).

Образовательные области

Вид деятельности: формы и методы

Социализация

Комплекс утренней гимнастики “Птицы и насекомые”;

Дидактические игры, с помощью которых ребятам легче представить особенности строения и жизнедеятельности птиц:

«Собери картинку», «Где чье гнездо?» « Разбери птиц » (классификация птиц на перелетных, зимующих.

“Назови перелётную птицу”, «Кто улетел?»;

Настольная игра «Кто как устроен?»;

Дидактическая игра «Улетает – не улетает»;

Подвижная игра «Перелёт птиц»

« Четвертый лишний » (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.

« Кто чем питается? » (подобрать корм)

·  Совместное решение тематических ребусов, разгадывание кроссвордов.

·  Игры в парах с мячом « Я знаю пять названий птиц» и т. д.

·  Подвижные игры: «Совушка», «Летает – не летает», «Воробышки и кот», «Гуси – лебеди».

·  Подвижные игры:

« Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются.

« Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями.

« Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши»

Познание

Наблюдение за погодой во время прогулки.

Наблюдение за перелётными птицами.

Закрепление знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок, ласточка. (Дети слушают рассказы и стихи о птицах, рассматривают картинки и иллюстрации, находящиеся в группе на доске.)

Игра на логическое мышление “Определи по контуру”,

Игра “Четвёртый -  лишний»

Коммуникация

Пальчиковая гимнастика «Отлёт птиц»;

Загадывание  загадок;

Составление по плану описательного рассказа о ласточке;

Заучивание загадок по теме;

Заучивание пальчиковой гимнастики «Отлёт птиц»;

Составление загадок описательного характера (опираясь на таблицы – схемы);

Придумывание предложений с предложенными словами

Составление рассказа по серии картин

Пересказ адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли».

Чтение стихотворения «Лебединое горе» ( А.Барто);

Дидактические игры:

- разгадывание ребусов по теме;

- определить первый и последний звук в названиях птиц;

- дидактическая игра «Выложи букву».

дидактические игры “Назови перелётную птицу”, «Кто улетел?»;

- настольная игра «Кто как устроен?»;

- дидактическая игра «Улетает – не улетает»

Речевое развитие

Чтение адаптированного отрывка из рассказа И.Соколова-Микитова «Улетают журавли»;

Чтение стихотворения «Лебединое горе» ( А.Барто);

Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами;

Загадывание загадок о перелётных птицах;

Художественно-эстетическое творчество

Лепка «Любимая птичка» из пластилина;

Изготовление птицы из цветной бумаги;

Аппликация “Ласточка”;

Рисование «Птицы – наши друзья»

Совместная работа с родителями

Совместно с детьми и воспитателем  создание альбома «Перелётные птицы»        

Повтор дома пословиц, поговорок и народных примет по заданию воспитателя;

Подборка литературы по теме «Птицы»

Заучивание  загадок и пальчиковой гимнастики с детьми по заданию воспитателя

Подбирают  игры по теме «Перелётные птицы»

Наблюдение за изменениями в природе  во время прогулки.

Создание картотеки дидактических игр по теме  

3 этап: Заключительный.

Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы».

Выставка рисунков детей, поделок.

Предполагаемый результат:

• У детей повысится уровень знаний по теме «Перелётные птицы».

 • Активизируется словарь по лексической теме «Перелетные птицы».

• У детей улучшиться логическое мышление.

• Дети научатся моделировать птиц из бумаги и с помощью рисования.

• Вовлечение в совместную работу родителей: беседа с родителями.

Вывод.

Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали об их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Принимали участие в изготовлении скворечников, что помогло укрепить взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Дети с гордостью показывают свои скворечники, которые находятся на участке, всем гостям. Они стали более отзывчивыми и добрыми.

Литература:

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
  2. О.И. Крупенчук  Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
  3.  Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (подготовительная  группа)/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 415 с.
  4. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007г. – 154 с.
  5. В.Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
  6. Н.Сладков Азбука леса: рассказы, сказки, миниатюры.- Смоленск: Русич, 2000.
  7. .    Под ред. П. Г. Саморуковой «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»/ М., Просвещение, 1992.
  8.     Журналы: «Дошкольная педагогика», «Музыкальный руководитель»
  9. .С.И.Карпова, В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «Птицы»

Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

Экологический проект "Птицы"

Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"

Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....