Комплексное занятие:"Пройдёт зима холодная..."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лиманская Марина Юрьевна

Разработка комплексного занятия по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие: «Пройдёт зима холодная…»

(экологическое воспитание дошкольников)

Цели: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимого фактора (тепла, воды, света).

Показать красоту природы через стихотворные произведения.

Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи.

Активизировать словарь детей по теме «Зима». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, составлять предложения.

Демонстрационный материал: слайды картин А.А.Пластов «Первый снег», К.Ф.Юон «Русская зима», К.Ф.Юон «Конец зимы», К.Ф.Юон «Мартовское солнце», И.И.Левитан «Март».

Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель:    Сыплет, сыплет белый снег,

                          Тихо-тихо, как во сне,

                          Белый-белый и густой.

                          Скажем мы ему: «Постой,

                          Всё уже бело кругом –

                          Белый лес и белый дом,

                          Поле белое, река.

                          Слепим мы снеговика,

                          В санках скатимся с горы».

                          Выпал снег  для детворы.

*   *   *

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет.

И речка подо льдом блестит…

Дети, о каком времени года идёт речь?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Расскажите о признаках зимы. Я буду называть слова, а вы составлять предложения. И так, снег.

Ребёнок: Зимой земля покрыта снегом.

Воспитатель: Мороз.

Ребёнок: На улице трескучий мороз.

Воспитатель: Лёд.

Ребёнок: Реки и озёра покрыты льдом.

Воспитатель: Деревья.

Ребёнок: Деревья стоят голые, только ёлочки зеленеют.

Воспитатель: Снегирь.

Ребенок: С севера прилетели снегири.

Воспитатель: Кормушка.

Ребенок: На участке дети развесили кормушки.

Воспитатель: Снеговик.

Ребенок: Зимой дети лепят снеговиков.

Воспитатель: Шуба, шапка.

Ребенок: Зимой люди надевают шубы, шапки, шарфы, валенки.

Воспитатель: Зимнее время года нередко воспринимается как хмурое и безрадостное. В декабре солнце показывается редко. Почти не греет, низко стоит над горизонтом. Небо серое, с тучами, сыплющими снегом. Замерзают водоёмы. Декабрь – месяц самых длинных ночей и коротких дней. Самые короткие дни в году – 21 и 22 декабря (дни зимнего солнцестояния). С 23 декабря начинается «коренная» зима. Солнце светло-жёлтого цвета поднимается всё выше над горизонтом, в его лучах сверкает снег. Небо светлеет. Солнечные морозные дни чередуются с ветреными и вьюжными днями.

В начале февраля наступает «перелом» зимы. Синеет небо. Солнце поднимается всё выше и начинает слегка греть. Снег становится тусклым и рыхлым. Февраль самый снежный и метельный месяц.

Зимой деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий: тепла, воды, света.

Зимующие птицы (синицы, воробьи, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы-гости

( снегири, свиристели, клёсты) собираются в стаи. Слетаются поближе к человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зёрнышками, семенами деревьев.

Зайцы днём прячутся в норках, вырытых в снегу, поздно вечером выходят покормиться корой и тонкими веточками деревьев. Белка живёт в гнезде, день проводит в поисках пищи: шишек, еловых почек; помогают и запасы желудей, орехов, грибов, сделанные осенью. Лисы и волки тоже приближаются к человеческому жилью. Рыбы зимуют подо льдом.

Зима – трудное и тяжёлое время года для растений и животных. В то же время зима – необыкновенно красивое, чудесное, сказочное время. Своей красотой вдохновила поэтов писать стихи, композиторов сочинять музыку, художников писать картины.

Дети, послушайте замечательные стихи о нашей матушке-зиме.

(Рассказывают дети).

                             И.Никитин «Встреча зимы»

                     Здравствуй, гостья-зима!

                     Просим милости к нам

                     Песни севера петь

                     По лесам и степям.

                     Есть раздолье у нас –

                     Где угодно гуляй;

                     Строй мосты по рекам

                     И ковры расстилай.

                     Нам не стать привыкать –

                     Пусть мороз твой трещит;

                     Наша русская кровь

                     На морозе горит!

                              И.Суриков «Зима»

          Белый снег пушистый

          В воздухе кружится

          И на землю тихо

          Падает, ложится.

          И под утро снегом

          Поле забелело,

          Точно пеленою

          Всё его одело.

          Тёмный лес что шапкой

          Принакрылся чудной

          И заснул под нею

          Крепко, непробудно…

          Божьи дни коротки,

          Солнце светит мало,

          Вот пришли морозцы –

          И зима настала.

Разминка «Ой, мороз!»

Ой, мороз, мороз, мороз,

Снегом ветки он занёс.

(Покачивают кистями рук над головой).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Ой, мороз, мороз, мороз,

Он хватает нас за нос.

(Прикладывают палец к носу).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Ой, мороз, мороз, мороз,

Щиплет щёки он до слёз.

(Прикладывают ладоши к щекам).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Лыжи с санками возьмём

И кататься в лес пойдём.

(Выполняют движение руками, как при ходьбе на лыжах).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

2 часть.

Воспитатель: А сейчас мы совершим с вами путешествие в Третьяковскую Галерею и посетим «выставку» зимнего пейзажа.

1 картина. Аркадий Александрович Пластов «Первый снег».

«Двое малышей на крылечке деревенского дома встречают приход зимы, радуясь первому снегу. Снег покрыл землю, лёг на крыши домов, осыпал ветки старой берёзы в палисаднике перед бревенчатым домом. Всё вокруг вдруг сказочно преобразилось».

2 картина. Константин Фёдорович Юон «Русская зима».

«Серебристо-серый снег пушисто устилает землю, осыпает ветки деревьев. Бело-серое небо почти сливается с землёй. Снег лежит на крышах деревенских домов. Ощущением торжественного величия русской природы в зимнюю пору, когда всё становится необыкновенным, почти сказочным, наполнил художник своё произведение».

3 картина. Константин Фёдорович Юон «Конец зимы».

«Радостным, бодрым ощущением жизни отмечена картина «Конец зимы. Полдень». Она с большой теплотой и непосредственностью воссоздаёт типичную окраину русской деревни, зимние забавы ребят и те неповторимо радостные дни, когда яркий свет солнца, голубые тени, живые и звучные краски природы – всё говорит о приближении весны.

Но природа для Юона – это, прежде всего среда, в которой живёт человек. Поэтому с такой любовью изображает художник сельский дом и забор, ярко-жёлтую поленницу дров, кур, роющих в снегу, мальчиков, собирающихся на лыжную прогулку».

4 картина. К.Ф.Юон «Мартовское солнце».

«Большое полотно. Пронзительная, какая-то звенящая синева неба, на снегу, покрытом коркой наста и чуть розовом в лучах утреннего солнца, лежат длинные сине-сиреневые тени. Деревья как будто тянут свои ветви к весеннему небу; трепетны тоненькие веточки берёзы. Мальчишки скачут на конях, собака бежит следом за ярко-рыжей в белых пятнах лошадью».

5 картина. Исаак Ильич Левитан «Март».

«Проста и непритязательна природа, изображённая на картине. Ранняя весна, тает снег – образ русской весны. В картине «Март» красота природы проявилась в яркой красочности. В звонкой голубизне неба, яркости синих и фиолетовых теней, лежащих на подтаявшем ноздреватом снегу. В интенсивности жёлтого цвета в изображении стены дома и дорожки. В сложно разработанной теплотой по тону зелени сосен и елей, в нежной  желтизне стволов и тоненьких веток молодых тополей. Мы словно присутствуем в тот момент, когда к дому только что подъехали сани, запряжённые рыжей лошадкой, и остановились у дверей на проталине. Только что открылась дверь и ещё как будто покачивается, поскрипывает на петлях. С крыши над крыльцом вот-вот упадёт подтаявший снег».

Художники очень любили русскую природу, в пейзажах они отражали своё настроение, чувства.

                    С.Д.Дрожжин

Пройдёт зима холодная,                                    

 Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

3 часть. 

Самостоятельная изобразительная деятельность детей на тему зимы под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»).

   

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие "Белоснежная зима"

Это игровое обучающее занятие по театральзованной деятельности  в младшей группе....

Конспект комплексного занятия "Птицы зимой".Первая младшая группа.

Программные задачи: расширять знания детей о зимующих птицах; учить называть и различать птиц по внешним признакам; учить рассматривать картину, отвечать на вопросы полными предложениями; развивать ре...

ОТКРЫТОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ "ЗИМУШКА ЗИМА"

Цели: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; упражнять в счёте, назывании последующих и предыдущих чисел, в сравнении рядом стоящих чисел;  закрепить названия геометрических фигу...

Комплексное занятие "ГДЕ ЗИМУЮТ ЛЯГУШКИ"

Цели: углублять и расширять знания о земноводных; познакомить с некоторыми факторами их защиты; учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях, изображать характерные особенн...

Комплексное занятие «Зимушка-зима, зима снежная была»

Комплексное занятие на зимнюю тематику...

Конспект занятия Пришла зима холодная

Конспект занятия Пришла зима холодная...

Комплексное занятие " Зимушка-зима"

Цель:  Закрепить  представления детей о зиме....