Комплексное занятие «Зимушка-зима, зима снежная была»
план-конспект занятия

Комплексное занятие на зимнюю тематику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplexnoe_zanyatie_zimushka-zima_zima_snezhnaya_byla.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие «Зимушка-зима, зима снежная была»

Комплексное занятие по теме:

«Зимушка- Зима, зима снежная была»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».

Виды художественной деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели:

• вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации, связанные с собственным опытом восприятия зимней природы;

• формировать и обогащать представление детей о жизни лесных животных зимой;

• расширять представления детей об особенностях приспособления некоторых животных в окружающей среде;

• обогащать и активизировать словарь в подборе прилагательных к существительному;

• формировать эстетический вкус;

• развивать познавательные интересы и словесно-логическое мышление у детей;

• воспитывать любовь и бережное, ответственное отношение детей к природе.

Материалы и оборудование: демонстрационный экран мультимедиа, раздаточный материал, картинки с изображением диких животных, деревьев, костюмы для героев.

Содержание организационной деятельности детей

Дети сидят. Звучит зимняя музыка. Стих за кадром:

Зимний лес стоит печальный,

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входи,

Тайны леса не буди.

Лучше тоже по секрету

Скажет музыка об этом.

(под музыку входит Зимушка со своими подругами, танцуют.

Зимушка:

Здравствуйте, детки, здравствуйте, милые. Вы знаете кто я? Я Зимушка- Зима. Каждый год, как приходит моя пора, вижу я вас на улице, помогаю вам снеговиков катать, по ночам каток для вас заливаю, посыпаю дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было. А вот и мои помощницы – Метель и Вьюга. Трудно мне без них пришлось бы, так много дел успеть надо сделать.

Ведущая:

Здравствуйте, Зимушка. Мы рады приветствовать вас в нашем зале, добро пожаловать. Давайте, ребята, сегодня поговорим об этом замечательном времени года, о волшебнице зиме.

Зимушка:

-Ребята, вы любите зиму?

-Почему?

Задание:

Ребята, у каждого из вас карточка с зашифрованным словом. Расшифруйте слова по первым звукам. Кто считает, что его слово связано с зимой? Выложите эти слова из букв. Почему в словах буквы разных цветов?

Зимушка:

На нашей огромной планете под названием Земля (показывает глобус, много разных стран и материков. Давайте узнаем какая зима в Африке, Индии, Египте, Турции?

Оказывается, в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Это Африка, Индия, Египет, Турция. Их так и называют – жаркими странами.

Ведущая:

А мы с вами в какой стране живем? (В России). (показываю карточку, читаем слово «Россия», слово прикрепляется к доске.)

-На столе лежат слова. Дети подходят к столу, читают слово и прикрепляют это слово к нужной доске. Слова: белая, холодная, жаркая, снежная, дождливая, зеленая.

-Итак, в России зима какая (дети читают слова).

Дополните, какая еще зима в нашей местности? (пушистая, серебристая, сказочная, суровая, веселая, сверкающая, и т. д.)

Зимушка:

Да, ребята, вы правы. Зима у нас очень разная. Я и студеная, и с оттепелью, и с метелью, и с капелью, со снегом хрустящим.

Ведущий:

Зимушка, наши ребята о тебе стихи знают:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится.

Снежок порхает, кружится

На улице бело

И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Зимушка:

У каждого времени года три месяца. Назовите три моих зимних месяца.

Что можете рассказать о декабре? Какой он?

Ребенок:

В старину в народе декабрь назывался «хмурень», потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко. Декабрь хмурый, бессолнечный месяц. Дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

Ведущая:

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думаете, почему?

-Я с вами согласная, потому что в январе лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег.

А февраль в народе называли «снеговеем». Почему?

-Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку. (на доске слова: хмурень, лютовей, снеговей-первая доска, декабрь, январь, февраль – вторая доска.)

Давайте прочитаем слова, написанные на доске.

-соотнесите данные слова с соответствующим месяцем.

Зимушка:

Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебная палочка. С ее помощью мы перенесемся в зимний лес.

Физминутка:

Щиплет уши, щиплет нос (трогают уши, трогают нос)

Лезет в валенки мороз (имитируют мороз).

Мы мороза не боимся (грозят пальчиком,

Продолжаем веселиться (активно шевелят руками,

По сугробам мы шагаем (высоко поднимают ноги,

Выше ноги поднимаем.

Справа хлоп, слева хлоп (хлопки руками,

Посмотрите тут сугроб (руками закрыли глаза).

Зимушка:

С помощью волшебной палочки мы попали в дивный зимний лес.

Чародейкою-зимою околдован лес стоит –

Неподвижную, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ведущая:

А в какой лес мы с вами попали? Опишите его. (снежный, красивый, заколдованный, зимний, таинственный, сурой, морозный).

Ведущая:

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Зима настоящая волшебница! Она околдовывает каждого, кто подвластен ее чарам. Зима одевает природу в невиданные наряды.

Зимушка:

Ребята, как выглядят зимой деревья в лесу? Какие они? (голые, сбросили листья, покрытые снегом, у деревьев зимой замедляется сокодвижение). Снег укрывает корни деревьев, поэтому они зимой не замерзают.

Зимушка:

Все ли деревья на зиму сбрасывают листья? (ель и сосна остаются зелеными)

-Найдите среди этих деревьев те, которые зимой стоят зеленые. (дети находят деревья)

-Как вы думаете, почему эти деревья свои листочки-иголочки не сбрасывают? (они покрыты восковым налетом и поэтому не испаряют воду)

(Разговор о горшке с елью.)

Зимушка:

Зимой я запорошила снегом поля, одела деревья в белый наряд. Зимой ветки деревьев особенно хрупки, поэтому их надо оберегать.

Ведущая:

Зимний день в лесу. Тихо, только иногда где-то пискнет синица, прокричит сойка. Кажется, жизнь застыла. Где же животные? Неужели все улетели или залегли в спячку. Но приглядитесь- вот цепочка каких-то точек тянется по снегу. А вот следы покрупнее. Оказывается, даже зимой жизнь в лесу кипит, надо только уметь ее увидеть. Ведь все животные оставляют следы на снегу. Узнаёте чьи это следы? (следы лося, лисы, волка, зайца и птицы. Дети доказывают, что последние следы птичьи).

Зимушка:

Ребята, отгадайте загадку:

Хитрый след плести стараясь

Под сугробом прыгал … (заяц)

Под музыку в зал входит заяц.

Заяц:

Здравствуйте, ребята. Зимушка пригласила меня к вам в гости.

Физминутка с зайцем.

Зимушка:

Заяц, расскажи как тебе живется в зимнем лесу?

Заяц:

День я провожу в укромных местах, под стволом поваленного дерева, под кустом. В сильные морозы рою в сугробах глубокие норы. Питаюсь я тоненькими веточками осины, ивы, березы, корой деревьев.

Перед вами картинки с изображением лесных жителей. Назовите их.

-Кого из этих животных в зимнем лесу мы не увидим? Почему? Составьте предложение, кого можно встретить в зимнем лесу?

-Заяц, а как вам живется зимой в лесу?

Заяц:

Зимой в лесу зверям живется трудно.

Ведущая:

Ребята, вы тоже считаете, что зимой зверям трудно в лесу? Почему?

-А что плохого в холоде? Мы же холода не боимся. (мы живем дома, а у животных нету дома).

-Но ведь у животных теплая, густая шуба. Она защищает их от сильных морозов, значит не так-то трудно животным в лесу. (зимой животные голодают)

-Оказывается, для животных зимой страшнее голод, чем мороз и поэтому люди помогают животным выживать зимой. Для зайцев они заготавливают осиновые ветки, для лосей – кормушки с сеном и солью, для белочек приносят семечки и орешки.

Зимушка прощается с Зайцем, Заяц уходит. (подарок Зайцу)

Зимушка:

Хорошо зимой. Дед Мороз приносит подарки, только зимой можно кататься на лыжах, на санках. Это все замечательно, но с другой стороны зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо. Значит, выходит, что и в зиме тоже есть хорошее и плохое. Что же в зиме плохого?

-А чем зима отличается от лета? Поиграем: девочки говорят, что бывает летом, а мальчики-что бывает зимой.

Летом жарко, зимой …

Летом на деревьях листья, а зимой …

Летом день длинный, а зимой…

Летом дети много гуляют, а зимой …

Летом земля покрыта травой, а зимой…

Игра «Зима-лето»

Зима – греются, лето- бег на месте.

Ведущая:

Каждый год, принося с собой морозы и снежные метели, зима погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов. Народная мудрость хранит много примет, пословиц и поговорок о зиме. Какие пословицы о зиме вы знаете?

Зима – не лето, в шубу одета.

Зима лодыря морозит.

Береги нос в большой мороз.

Январь году начало, зиме середина.

Мороз невелик, да стоять не велит.

В далекую старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки и работали: вязали, пряли, плели лапти. Такие вечера назывались посиделками. Вот сейчас мы заглянем в одну из таких избушек. (девочки делают тряпичные куклы, каждый рассказывает о своей кукле).

1-я девочка:

Я делаю куклу-оберег Кувадку из лоскутков цветной ткани и ниток. Раньше такие куклы развешивали над детской колыбелькой. Это оберег для младенца.

2-я девочка:

Я делаю куклу-закрутку, она оберегает человека от недобрых взглядов и злых духов.

3-я девочка:

У меня кукла-пеленашка. Она очень простая. Такими куклами-пеленашками не играют, а кладут в колыбельку маленьким детям.

Дарим гостям подарки.

Зимушка:

Издавна на Руси отмечают праздник русской зимы песнями, плясками, играми, смехом. И сейчас мы тоже поиграем.

Русская хороводная игра «Как на тоненький ледок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

ОТКРЫТОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ "ЗИМУШКА ЗИМА"

Цели: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; упражнять в счёте, назывании последующих и предыдущих чисел, в сравнении рядом стоящих чисел;  закрепить названия геометрических фигу...

конспект занятия" Зимушка зима зима снежная была" по ознакомлению с окружающим и развитию речи подготовительная гр.

Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала  а также занятие проводится и на прогулке....

Разработка Открытого занятия по чтение художественной литературы на тему "Зимушка - зима, снежная была"

Открытое занятие по чтение художественной литературы в подготовительной   группе «Зимушка – зима, снежная была»Образовательные области: Речевое развитие, Художественно-эсте...

Проект ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА

Методическая разработка...

Комплексное занятие " Зимушка-зима"

Цель:  Закрепить  представления детей о зиме....

Сценарий развлечения на тему "Эх, зимушка - зима, зима снежная была"

Материал поможет воспитателю в игровой форме закрепить представление детей о зиме, как о времени года, развить творческие способности ребёнка и поднять эмоциональный настрой....