"От зернышка до пирога"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Петренко Татьяна Викторовна

НОД, область "Познание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-ot_zernyshka_do_piroga.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Петренко Татьяна Викторовна, воспитатель

МБДОУ «ДС Улыбка»

пос. Ханымей Пуровского района АНАО.

Тема:  « От зернышка до пирога»

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: старшая.                                                                                                    Задачи: познакомить детей с трудом хлеборобов,  выращивании хлеба  в старину и в наше время; донести до сознания детей , что хлеб - это итог большой работы многих людей;  развивать память, речь, логическое мышление, воображение, умение сравнивать,  делать выводы, отслеживать причинно-следственные связи, работать по картине, пополнять пассивный и активный словарь детей;  воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям труда.

Предварительная работа:  чтение детям сказки «Колосок».

Ход  конспекта:

- С чего начинается сказка? (Петушок нашёл колосок.)                                                                - А где же колосок вырос?                                                                                                                - Кто его посадил?                                                                                                                              - Дети в затруднении. (Об этом в сказке не сказывается.)                                                     Решение.                                                                                                                                              - А дело было так. В те далёкие времена на Русской земле лесов  было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь!  И вот по весне  начинали стучать в лесу топоры. Зачем?                                                                                                                                                - Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями?  Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные - на дрова.                                                                               - Что оставалось на месте деревьев? (Пни.)                                                                Начиналась очень трудная работа - выкорчёвка пней.                                                               И вот на этом месте уже не лес, а ... (поле).  Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали  поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.

В землю тёплую уйду,                                                                                                                       К солнцу колосом взойду.                                                                                                                 В нём таких, как я,                                                                                                                      Будет целая семья. (Семя.)                                                                                                                    - О чём эта загадка? (О семени.)

Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали  чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле.  В лукошке - семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Давайте представим себе, что мы сеятели. (Дети изображают описанные действия.)                                                                                     - Как вы думаете, какая должна была быть погода в день сева? (безветренная)                       - Почему?                                                                                                                                           - Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.)                           Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели:                                                     «Дождик, дождик, поливай,                                                                                                      Будет хлеба каравай,                                                                                                                 Будут булки, будут сушки,                                                                                                            Будут вкусные ватрушек»

                                                    Физкультминутка.

- Представьте, что вы зёрнышко (дети сворачиваются в клубочек полу). Солнце пригрело, дождик прошёл, и на поле появились пере всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).                                                                                                                                   И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины - серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-то и мог потеряться тот колосок, который нашёл Петушок.

Задание «Расскажи сказку» по серии картинок, отображающих последовательность действий в сказке.

- Посмотрите на картинки.                                                                                                    Помните, что Петушок сделал с колоском дальше? (Обмолотил.) Взял цепу (это деревянная палка, подведенная к деревянной ручке). Ею Петушок бил по колоску, и зёрна из него высыпались, зерно сгребал в кучу и просеивал. Ведь в нём - частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал (можно показать это детям, используя зерно и частички колосьев).                               - Куда отнёс Петушок очищенное зерно? (На мельницу)                                                               - Как из него смололи муку? (Рассмотрите муку.)                                                                            - Что было потом? (Петушок замесил тесто, сделал пирог и  поставил его в печь)                      - Помните, чем закончилась сказка? (Петушок не пустил мышат за стол.)                             - Почему?                                                                                                                                  Потому,  что «кто не работает, тот не ест».                                                                       А Петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный  пирог на столе!  Не зря в народе говорят: «Не трудиться - хлеба добиться».                             И ещё говорят: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Опыт                                                                                                                                                   - Сегодня мы тоже испечём баранки, бублики, блины, пирожки.                               Воспитатель насыпает в миску муку, соль. Наливает воду и  замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста и лепит колобок, крендель и т.д.                            Высушенные изделия можно использовать для игры в магазин.

Работа по картине «Уборка урожая пшеницы».                                                                             - Какая погода на картинке? Почему?   (жаркая,  лето)                                                                  - Почему наклонились  колоски?  (от тяжести поспевших зерен).                                               - Чего ждут колосья?   (когда их соберут)                                                                                                                                                                                                                                     - Обратите внимание на машины, которые помогают людям в уборке  урожая пшеницы.                                                                                                                                              - Какие машины изображены на картинке?                                                                                                - Для чего нужен трактор, комбайн, грузовые машины?  (для уборки и вывоза зерна) .            -  Что дальше  делают с зерном? (его увозят  на злеватор для просушки, потом на мельницу, где зерно превращается в муку, муку везут в пекарню, затем  вкусные ароматный пироги и другую хлебную выпечку развозят по продуктовым магазинам, родители покупают и вот пирог  у нас на столе).                                                                                                                                                                                                          

Подведение итога:

Задание «Расскажи, что было раньше, что потом».                                                                   Дети рассматривают картинки, попросите назвать то, что на нарисовано, и рассказать, какой путь проходит  хлеб от зернышка до пирога  (кратко).                                                             Сравнить труд  хлеборобов  в старину и в наше время.                                                               - Почему сейчас облегчает труд хлеборобов? (помогают специальные машины: трактора, комбайны…)                                                                                                                                        - Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у люде доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.                                                                                    Правила:  «Не бери больше хлеба, чем можешь съесть.                                                                         .                   Не кроши его за столом.                                                                                                                                    .                   Никогда не выбрасывай хлеб!»

Хлеб ржаной,                                                                                                                            Батоны, булки -                                                                                                                                  Не добудешь на прогулке.                                                                                                          Люди хлеб в полях лелеют,                                                                                                            Сил для хлеба не жалеют.   (Я. Аким)

- В каком магазине покупают хлеб?

Отгадайте загадки.  Объясните, по  каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.

Отгадать легко и быстро:                                                                                                       Мягкий, пышный и душистый,                                                                                            Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (Хлеб.)

Вырос в поле дом,                                                                                                                          Полон дом зерном.                                                                                                                      Стены позолочены,                                                                                                                    Ставни заколочены.                                                                                                                      Ходит дом ходуном,                                                                                                                                 На столбе золотом. (Зерно.) На соломинке дом,                                                                                                                                

Сто ребяток в нём.                                                                                                                            Ты не клюй меня, дружок,                                                                                                     Голосистый петушок.                                                                                                                       В землю тёплую уйду,                                                                                                                        к солнцу колосом взойду.                                                                                                                    В нём тогда таких, как я,                                                                                                                Будет целая семья. (Зерно)

Разучить с детьми:

«- Котик-кот, иди к доске,                                                                                                     Расскажи о колоске!                                                                                                                     - Колосок, мои друзья, Он усатенький, как я!»   (Г. Виеру)

_________________________________________________________________________

В свободное время прочитать  детям: А. Мусатов «Откуда  Хлеб пришёл».

Во второй половине дня можно устроить чаепитие с пирогами, блинами и  другой выпечкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавтельное занятие в разделе "Рубёнок и окружающий мир" для детей старшей группы "Горячие пироги из русской печи"

На занятие дети работают с дрожжевым тестом, сами готовят пироги с повидлом, после чего мл. воспитатель уносит пироги на кухню и ставит их в духовку. Вечером дети угощают своих родителей пирогами собс...

"Пирогов Н.И."

Почему в честь Пирогова Н.И. названа улица в нашем городе? Детям о заслугах Пирогова в медицине. (Региональный компонент)....

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...

Кружковая работа "Зернышко к зернышку"

Кружковая работа "Зернышко к зернышку" (аппликация с использованием прородного материала)...

Занятие «Зернышко - колосок, колосок-зернышко, зернышко-хлебушек!»

Цели: Расширить кругозор детей через первичное представление: как выращивали хлеб. Объяснить детям понятие: «хлеб - всему голова»; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ...