Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Плотникова Яна Михайловна

 

Познавательно- исследовательская деятельность- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности, строящийся на базе исследовательского поведения (А.И. Савенков); это высшая форма развития, когда индивид из «носителя спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности» целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных действий (В.И. Панова).  Познавательно-исследовательская деятельность в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты становится очень актуальна, т.к. в работе с дошкольниками она позволяет решать многие задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в работе с дошкольниками

Познавательно- исследовательская деятельность- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности, строящийся на базе исследовательского поведения (А.И. Савенков); это высшая форма развития, когда индивид из «носителя спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности» целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных действий (В.И. Панова).  Познавательно-исследовательская деятельность в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты становится очень актуальна, т.к. в работе с дошкольниками она позволяет решать многие задачи, такие как:

  • Развитие высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление), воображения, речи, способов умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать)
  • Стимулирует развитие любознательности
  • Формирует умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, структурировать полученный материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи

Если рассматривать интеграцию в образовательных областях, то познавательно-исследовательская деятельность будет затрагивать такие области как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.  Так же интеграцию можно проследить и различных видах детской деятельности такой как: игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

При планировании воспитательно - образовательно работы по направлению познавательно- исследовательская деятельность целесообразно опираться на ряд рекомендуемых методик, которые очень удобно применять в работе с дошкольниками. Это  методика А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников», Короткова Т.А. «Познавательно исследовательская деятельность старших дошкольников», А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Организация познавательно- исследовательской деятельности педагогами детского сада дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, разработки авторской программы.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Да, здравствует мыло душистое!»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Социально - коммуникативное развитие; Речевое развитие; Художественно- эстетическое развитие; Физическое развитие

Задачи:

  1. Познакомить детей с этапами  организации и проведения исследовательской деятельности по методике А.И. Савенкова (Познавательное развитие)
  2. Упражнять  детей в  использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по методике А.И. Савенкова (Познавательное развитие)
  3. Развивать у детей любознательность, познавательные мотивации. (Познавательное развитие)
  4. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира (Познавательное развитие)
  5. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию. (Познавательное развитие)
  6. Развивать  умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять  повествовательный  монолог описания (Речевое развитие)
  7. Закреплять умение работать в команде (Социально- коммуникативное развитие)
  8. Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке,  изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов (Художественно- эстетическое развитие)
  9. Поддерживать двигательную активность детей (Физическая культура)

Методы и приемы: наглядные ( рассматривание изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации; просмотр видео-фильма)  словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том что нового они узнали; отгадывание загадки) практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, получение информации из книг)

Материал и оборудование: карточки с  символическими  изображениями «методов исследования»,  фломастеры,  листочки бумаги  размером А5, детские   энциклопедии с информацией про мыло,  головной   убор академика 3 шт,  мантия 3 шт, накидки из белой ткани 12 шт, 2 салфетки, 2 тазика: один с обычной водой, другой с мыльной, косметический карандаш, мяч, видео-фильм о разновидностях мыла и технологиях его приготовления, проектор, ноутбук, колонки, экран.

Виды детской деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации детской деятельности

Двигательная

Выполнение упражнений динамической паузы

Игровая

Игровая ситуация, подвижная игра

Восприятие художественной литературы и фольклора

Загадывание загадки

Познавательно-исследовательская

Проведение экспериментирования, постановка гипотезы, проведение методов исследования

Изобразительная

Изображение полученной информации

Коммуникативная

Составление рассказа о увиденном

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

Приветствует детей. Обращает их внимание на белые халаты разложенные в группе. Предлагает детям надеть белые халаты и отправиться в путешествие в «Волшебную лабораторию» и стать настоящими учёными, которые делают множество разных и интересных открытий

Обращают внимание на белые халаты. Надевают халаты. Отправляются в путешествие в волшебную лабораторию

Вызван интерес к предстоящей деятельности

Сообщает детям о том, что чтобы отправится в Волшебную лабораторию нужно сесть на ковёр, взяться за руки,  закрыть глаза и посчитать до 10. Но поскольку они отправляются в лабораторию волшебную,  то считать они должны в обратном порядке

Садятся на ковёр, берутся за руки, закрывают глаза и считаю до 10 обратным счётом

Закреплено умение работать в команде, считать обратным  счётом до 10

Пока дети считают, вносит необходимое для проведения опыта оборудование

Открывают глаза, видят оборудование для лаборатории

Вызван интерес к знакомству с новой деятельностью

Говорит детям о том, что сегодня они будут учиться проводить  исследования — так же, как это делают взрослые ученые. И что тему исследования они узнают, если отгадают его загадку. Загадывает загадку:

«Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.»  (Мыло)

Отгадывают загадку воспитателя. Определяют, что темой исследования будет мыло

Активизирован процесс  мышления, памяти

Вывешивает изображение мыла на доску.  Спрашивает у детей для чего людям мыло? Где его используют?

Рассматривают изображение. Высказывают свои предположения

Формирование умения задавать вопросы

Говорит детям о том, что они дают разные  предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами. Гипотезу  необходимо проверить И чтобы они не забыли все выдвинутые  гипотезы, предлагает их зарисовать  условными обозначениями.  Показывает, как это сделать

Слушают рассказ воспитателя, зарисовывают выдвинутые гипотезы

Совершенствование умения передавать задуманный образ  в рисунке

Рассказывает детям о том, что все учёные проверяют свои гипотезы методами. Предлагает детям также проверить высказанные ими гипотезы методами «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», «Понаблюдай», «Проведи эксперимент». Просит детей всех вместе повторить названные методы, показывает иллюстрации к каждому методу. Сообщает детям что методы исследования нужно выполнять в определённом порядке, вешает их на доску по порядку.

Слушают рассказ воспитателя. Повторяют за ним методы исследования. Запоминают последовательность. Рассматривают карточки с изображением методов

Определены методы исследования выдвинутых гипотез и порядок их проведения

Объявляет детям о том, что они приступают к первому методу «Подумай сам». Предлагает детям вспомнить о том, где используют мыло люди и зарисовать это на листе бумаге. Уточняет, что рисунки не должны быть совершенными, что делать это нужно быстро с помощью понятных символов. (Если нужно предлагает помощь)

Фиксируют , как используется мыло в конкретной ситуации

Формирование умения изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов

Говорит о том, что пора перейти к следующему методу «Спроси у взрослого». Спрашивает у детей кому они могут задать вопросы?  Что будут спрашивать? Предлагает посмотреть на зарисованные гипотезы и определиться какой вопрос они будут задавать

Рассматривают свои зарисованные гипотезы, предлагают спросить у медицинской сестры детского сада  «Зачем нужно мыло?»

Развитие умения планировать предстоящую деятельность

Вместе с детьми идёт в медицинской сестре детского сада, помогает детям сформулировать вопрос, выслушивает ответ  возвращается с детьми в группу

Вместе с воспитателем идут к мед. сестре, задают ей вопрос «Зачем нужно мыло?», выслушивают ответ, возвращаются в группу

Формирование умения задавать вопросы

Предлагает детям изобразить на бумаге полученную информацию

Зарисовывают полученную информацию

Формирование умения изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов

Предлагает детям перейти к следующему методу «Посмотри в книге». Спрашивает у детей,  им подойдут обычные книги или нужно искать информацию в каких то конкретных книгах.

Определяют, что информацию нужно искать в энциклопедиях

Развитие умения делать выводы

Вносит приготовленные заранее к теме исследования книги. Предлагает детям внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображено мыло и затем  прочитать информацию всем вместе

Ищут картинки с мылом в энциклопедиях, вместе с воспитателем читают информацию

Стимулирование развития любознательности

Предлагает обсудить, кто какую информацию нашёл, зарисовать её на бумаге

Обсуждают кто какую информацию нашёл,  зарисовывают информацию

Развитие умения классифицировать информацию.

Формирование умения изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов.

Предлагает детям устроить динамическую паузу и немного расслабиться:

 «Две сестрицы, две руки

Левая и правая –

(Показ рук поочередно)

Рвут на грядках сорняки

И друг дружку моют.

(Имитация движений)

Две сестрички, две руки –

Левая и правая –

(Показ рук поочередно)

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

(Выполняются плавательные движения»)»

Выполняют упражнения динамической паузы

Удовлетворена потребность в физической активности

Предлагает приступить к следующему методу «Посмотреть по телевизору», наводя детей на мысль, что они не знакомы с тем какое разное бывает мыло и как его производят. Предлагает просмотреть видео о разновидностях мыла и технологии его приготовления

Просматривают видеофильм о видах мыла и технологии его приготовления

Стимулирование развития любознательности

Просит детей зарисовать новую информацию

Зарисовывают новую информацию

Формирование умения изображать полученную информацию с помощь кратких изображений-символов

Предлагает детям проверить, как стирает мыло, тем самым перейти к следующему методу исследования «Эксперимент».  Для чего вносит два таза: с обычной водой, с мыльной водой; две салфетки; косметический карандаш. Просит детей провести линии на салфетках и вместе с ними стирает их по очереди сначала в обычной воде, потом в мыльной.

Проводят косметическим карандашом по двум салфеткам. Одну салфетку вместе с воспитателем стирают в тазике с водой без мыла, а другую в мыльной воде

Развитие способов умственной деятельности (сравнивать, анализировать), умения наблюдать, навыки проведения эксперимента

Спрашивает у детей на какой салфетке не осталось следов карандаша? Какой можно сделать вывод? Просит зафиксировать одного ребёнка это на бумаге

Делают вывод: «Вода без мыла не в состоянии самостоятельно удалить грязь с тела, с одежды, с посуды. Мыло растворяет частицы грязи в воде». Один из детей зарисовывает сделанный вывод.

Развитие умения делать выводы и умозаключения

Спрашивают у детей узнали ли они о том где применяют мыло? Подтвердились ли их гипотезы? Что они узнали нового, о чём не знали раньше?

Отвечают на вопросы воспитателя

Совершенствование умения анализировать проделанную работу

Предлагает детям, по желанию рассказать о проведённом исследовании, для чего одевает на желающих выступить шапки академика и мантии. (Если требуется помощь, помогает составить рассказ)

Двое детей одеваются академиками, готовят доклад, рассказывают о том, что узнали во время проведения эксперимента. Остальные дети выполняют роль слушателей и задают вопросы (если есть)

Совершенствование умения выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками, составлять  повествовательный  монолог с элементами  описания

Подводит итог исследования. Говорит детям о том, что они сегодня были очень активными и хорошими учёными и поэтому узнали много нового. Предлагает поиграть в игру «хорошо-плохо». Предлагает детям встать в круг, сам становится водящим. По очереди каждому ребёнку кидает мяч и задаёт вопросы «Что в мыле хорошего? Что в мыле плохого?»

Встают в круг и играют вместе с воспитателем.

Благодарит всех детей за активную работу. Предлагает организовать выставку рисунков, созданных во время проведения исследования

Помогают воспитателю организовать выставку рисунков.

Развитие умения взаимодействовать с коллективом в процессе совместной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении  использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников

Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...