Белорусский народ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

В роцессе занятия расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно, знакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел,  с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии, также активизировать словарь детей: кокошник, Олеся, Юрась, рушник, торф, Беларусь, Минск. <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belorusskiy_narod.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  МБДОУ №100 города Астрахани

Конспект занятия в средней группе

«Белорусский народ»

        

подготовили

воспитатели детского сада

Павлова Елена Вячеславовна

Железцова Любовь Прокофьевна

г. Астрахань

 2014

                                      Белорусский народ

Программное содержание:

1. Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.

2. Познакомить с Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.

3. Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.

4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

5. Активизировать словарь детей: кокошник, Олеся, Юрась, рушник, торф, Беларусь, Минск.

Оборудование: куклы одетые в русские национальные костюмы, «Колесо истории», белорусские костюмы для детей, образец торфа, белорусские сувениры из соломки, рушник, угощенья для детей, презентация с рассказом о Белоруссии.

Предварительная работа: дети знакомы с Россией, Украиной.

Ход занятия.

Воспитатель: ребятки к нам сегодня в гости пришли куклы Маня и Ваня. Посмотрите, какие они нарядные.

- Во что одета кукла Маня? (Ответы детей)

- А во что одет Ваня? (Ответы детей)

- В какие же костюмы они одеты?

Дети. Куклы Маня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Воспитатель: Как вы думаете, где живут Маня и Ваня?

Дети: Маня и Ваня живут в Древней Руси.

Воспитатель: У них есть друзья Олеся и Юрась, которые живут в Республике Беларусь и Маня и Ваня приглашают нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте белорусского народа.

- Отправимся мы туда сквозь «Колесо истории».

Дети идут змейкой, пролезают сквозь «Колесо истории» и встают около стульчиков.

Появляются девочка и мальчик, одетые в национальные белорусские костюмы, выносят хлеб-соль на рушнике.

Мальчик: Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы, Олеся и Юрась, очень рады видеть вас.

Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.

Девочка: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем,

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

Общий поклон, дети садятся.

Воспитатель: Именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью.

- Юрась и Олеся садитесь с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Беларусь. (презентация)

- Беларусь большая стана.

- Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом.

- У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн.

- Беларусь богата лесом.

- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).

- Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля).

- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции.

- Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин».

- Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи.

- Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело.

- Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома.

- Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников.

- Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ. Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». Обряды – это песня и танец. И еще они очень любят играть.

- Давайте с вами тоже немножко отдохнем и поиграем в белорусскую игру «Пастух и волк».

Проводится подвижная игра «Пастух и волк». После игры дети садятся на стульчика в центре остаются дети, одетые в национальные белорусские костюмы.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одеты Олеся и Юрась. (рассматривают).

- Что это за костюмы. (Ответы детей)

- Это белорусские национальные костюмы. Посмотрите какие они красивые.

- Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство.

- Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках).

- У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти.

- Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.

Дети расписывают узорами белорусский национальный костюм. Дарят их Олесе и Юрасику.

Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь.

Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.

Мы играли и плясали, много нового узнали.

Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.

Бывайте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой

Пусть он радостью, весельем

В душах отзовется.

А вот и угощение!

Олеся, Юрась и воспитатель раздают угощение (пряники, печенье) и, конечно же, каравай. Дети прощаются с Олесей и Юрасиком и змейкой проходят через «колесо истории», возвращаясь домой.

Воспитатель: Ребятки куда мы с вами сегодня путешествовали? Давайте вспомним, что мы с вами узнали. (Ответы детей)

После занятия дети едят каравай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»

Программное содержание: Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.Познакомить с  Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда,...

Театрализованное представление "Во саду ли, в огороде..." по мотивам белорусской народной сказки.

Осеннее театрализованное представление "Во саду ли, в огороде...."по мотивам белорусской народной сказки "Пых". Сценарий написан к осеннему развлечению в подготовительной группе....

Инсценировка белорусской сказки «Пых».

Цель:Развитие творческой личности детей, знакомство с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетами сказок, развитие интереса к литературе, театрализованной деятельности.Задачи:Познакомить дет...

"История и традиции белорусского народа"

С помошью данного материала дети получат знания о культуре и истории белорусского народа, понятия о единстве славянских народов....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»...

Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».

В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...