Проект «Этот загадочный мир!»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Полищук Юлия Александровна

для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmos_proekt.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №217» Ленинского района г. Саратова

Утверждаю

Заведующий МДОУ

«Детский сад №217»

______________________

/Г.Г.Павлинова/

Проект

«Этот загадочный мир!»

 для детей средней группы

Подготовили воспитатели:

Герасько Н.Н.

Полищук Ю.А.

Саратов

2014год

Название проекта : «Этот загадочный мир!»

Актуальность проекта: формирование у детей средней группы представления о понятии «космос»,  помочь детям понять, что земля является частью космоса .

Тип проекта: познавательный, творческий, игровой.

Цель: формирование у дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства; привлечение родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка.

Сроки реализации: кратковременно,  31.03.2014 — 04.04.2014г.г.

Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.

Задачи:

Для детей:

  • Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
  • расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (52-летием первого полета в космос);
  • формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
  • воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
  • воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
  • воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений;
  • обогатить словарный запас детей словами: космос, космонавт, ракета, скафандр, шлем, невесомость, планеты, звезды, день космонавтики, космодром, инопланетяне и др.

Для родителей:

  • привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка,  создание книг-самоделок, поделок , газет и другие форм работы;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
  • установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам.

Для педагогов

  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

 

  1. Предполагаемый результат

Дети

  • Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
  • Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
  • Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  • Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
  • Самостоятельная сюжетно-ролевая игра «Космос».  

Родители

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов

  1. Этапы реализации проекта

1 этап

  1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
  3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.

2 этап 

  1. Проведение по разработанной технологии;
  2. Работа с родителями по заданной теме
  3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап

  1. Организация выставки детского рисунка и поделок.
  2. Презентация модели Солнечной системы
  3. Коллективное панно «Наша вселенная»  в технике пластилинография.
  4. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

Предварительная работа:

  • Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
  • Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?»
  • Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная" , "Звёздные сказки" , К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
  • Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
  • Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим. . Оформить самодельную книгу «Тайны космоса».

   

I этап – подготовительный

  1. Обсуждение с педагогами и родителями цели и задач проекта.
  2. Изучение методической и практической литературы.
  3. Обновление содержания предметно-развивающей среды.
  4. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
  5.  Изготовление пособий.
  6.  Подборка художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о космосе.
  7. Составление плана работы, конспектов, карточек игр, опытов.
  8. Определение тем консультаций  для родителей.

II этап – основной (практический)

Формы и методы работы  с детьми:

НОД, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, оформление выставки рисунков.

Понедельник

Рассматривание иллюстраций о космосе .

"Космическая" утренняя гимнастика.

Д/И «Собери ракету из геометрических фигур»

«Космические» физминутки.

Прослушивание и разучивание детских песен «Наш звездолёт (песенка про космос)

Заучивание стихотворения В. Степанова  «Космонавт»

Рисование «Загадачные планеты»

Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты»

Чтение Г.Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Презентация модели Солнечной системы

Дидактическая игра «Что ближе, что дальше?» (Определять расстояние между  планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.); «Изучение космоса»; «Расставь по порядку»; «Узнай по силуэту»; «Потому что..»

Вторник

Беседа «Каким должен быть космонавт, что делает космонавт, чтобы быть здоровым»

"Космическая" утренняя гимнастика

  1. НОД «Космическое путешествие с Лунтиком»

К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

«Космические» физминутки

Отгадывание загадок о космосе

Дидактическая игра «Подбери правильную одежду для космонавта»

Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др планеты)

Среда

Беседа «Планеты солнечной системы-Луна, Марс, Земля»

"Космическая" утренняя гимнастика

Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»

Прослушивание и разучивание детских песен «Наш звездолёт (песенка про космос)

«Космические» физминутки

Рисование «Далекие звезды»

Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе

 Выставка «Космос»(книги, иллюстрации, поделки)

Дид. игра «Звезды на небе»

Опыт «почему день сменяется ночью?»

Физкультурно-познавательный  досуг «Приглашает  космодром»

Четверг

Беседа «Земля-планета, на которой мы живем»

"Космическая" утренняя гимнастика.

Д/И: «Летает, плавает, ездит»

Выставка рисунков «Мы рисуем космос»

Заучивание стихотворения В. Орлова «Летит корабль»

«Космические» физминутки.

Кружковая работа: пластилинография «Наша Вселенная»

Складываний созвездий из мозаики.

Пятница

 Рассказ воспитателя о космосе, о  первом космонавте Ю. А. Гагарине

"Космическая" утренняя гимнастика.

Чтение сказки Н.Носова «Незнайка на Луне»

«Космические» физминутки.

Аппликация «Создание Вселенной»

Сюжетно-ролевая игра  «Космические спасатели»

Конструктивные игры: из деревянного конструктора «Космодром»;  из пластмассового конструктора «Космический корабль»

Космические песни или песни про космос.

Взаимодействие с семьёй.

1. Сотрудничество с родителями (рисунки совместного творчества детей и родителей «Мы рисуем космос») .

2. Выставки детских работ.

3. Изготовление атрибутов к  сюжетно-ролевой игре «Космические спасатели»

III- этап – заключительный

Обработка результатов по реализации проекта, Анализ работы проведённой в ходе проекта.

  1. Продукты проекта

Для детей:

  • книжка-самоделка «Тайны  космоса»
  • конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
  • лепка из пластилина «Наша вселенная», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса», «Покорители космоса»;
  • работа с бросовым материалом «Необычные космические корабли»;
  • выставка книг о космосе;
  • разгадывание загадок  о планетах,
  • конкурс чтецов «Стихи о космосе».

Для педагогов:

  • разработка тематического проекта по теме: «Космос» для детей и взрослых;
  • подбор компьютерных презентаций;
  • выставка книг, энциклопедий о космосе;
  • подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты;
  • подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
  • изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме;

Для родителей:

  • папки-раскладушки о космонавтах, информационные стенды и газеты, посвященные Дню космонавтики;
  • выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности.

Используемая  в  работе    с  детьми   литература и сайты:

  1. Гонтарук  Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига,
  2. Гонтарук  Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига,
  3. Гордон  Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
  4. Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый горд”, М.,
  5. Левитан Е.П.  «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс
  6. Левитан Е, П. "Твоя Вселенная"
  7. Левитан  Е.П.  "Звёздные сказки"
  8.  Майорова  Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
  9. Майорова  Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
  10. Парамонов  Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
  11. Порцевский  К.А.“Моя первая книга о Космосе”
  12. « Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
  13. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»
  14. Талимонова  Л. "Сказки о созвездиях"
  15. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,38458/
  16. http://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmos
  17. http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
  18. http://mults.spb.ru/mults/?id=1375 
  19. http://mults.spb.ru/mults/?id=230
  20.  Методическое пособие «Беседы о космосе» авт. Е. А. Панникова, В. В. Инкина.
  21.  «Пластилинография для малышей» авт. Г. Н. Давыдова.

Приложение:

  1. Занятия рисованием и аппликацией по теме «Космос»

Цели: обучение детей способу рисования с помощью метода отпечатывания, развивать навыки смметричного вырезания из листа бумаги, сложенного пополам, учить создавать композицию. Уточнить представление о космосе, развивать стремление к познанию нового.

Материалы и оборудование:листы бумаги, тонированные в темно-синий цвет, цветная бумага, ножницы. гуашь разных цветов, кисти для рисования, клей, листы бумаги (бросовый материал)

«Далекие звезды»

Берем большую кисть с жесткой щетиной, обмакиваем в гуашь желтого или оранжевого цвета.Одной рукой держим кисть ворсом вверх, указательным пальцем другой руки наклоняем ворс по направлению к себе и резко отпускаем.

«Загадачные планеты»

Сжимаем плотно листы бумаги разного размера, чтобы получились комки. Обмакиваем комок в приготовленный раствор гуашилюбого яркого цвета. после этого плотно прижимаем его, как печать к листу темно-синего цвета и осторожно поднимаем (комок не сдвигать, а поднимать вверх) .

«Космический корабль»

Из листа бумаги, сложенного вдвое, вырезать силуэты космических кораблей (изобразить на них иллюминаторы, другие детали кораблей) и разместить их в космическом пространстве.

«Создание Вселенной»

Листы бумаги черного цвета. Нарисовать клеем разные формы Галактики (спиральную, круглую и неопределенну. Формы) .Поверх клеевого слоя насыпаются блестки.

  1. Тема: «Космическое путешествие с Лунтиком».

Задачи:

1. Образовательная область «Познание»:

- формировать элементарные представления детей о космосе

- уточнить знания детей о понятии «космос», «космический корабль», о планете земля, о первом космонавте

- закрепить названия геометрических фигур квадрат и треугольник

2. образовательная область «Художественное творчество»:

- формировать умение создавать композицию с элементами аппликации и рисования

- закрепить умение детей рисовать звезды «тычком»

- закрепить умение детей составлять композицию из разных геометрических фигур

3. образовательная область «Коммуникация»:

- Активизировать словарь на основе углубления знаний детей о космосе: космический корабль, космонавт, планеты, звезды, кометы, скафандр, шлем, иллюминаторы

4. образовательная область «Чтение художественной литературы»:

- помочь детям запомнить стихотворение для выполнения физминутки «Раз-два-стоит ракета»

5. образовательная область «Безопасность»:

- формировать представления детей об опасностях, которые подстерегают в космическом путешествии

6. образовательная область «Труд»:

- формировать умение самостоятельно готовить рабочее место и убирать его после занятия

7. образовательная область «Социализация»:

- развивать умение имитировать характерные действия космонавта

8. образовательная область «Музыка»:

- способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений («Танец со звездочками»)

9. образовательная область «Здоровье»:

- формировать представления детей о том, что в космос может полететь человек физически развитый, сильный, смелый

10. образовательная область «Физическая культура»:

- развивать у детей умение действовать по сигналу воспитателя

Ход:

Iч. Сюрпризный момент:

В группу влетает воздушный шар, веревочке привязано письмо.

Воспитатель: Дети, что это? (с удивлением)

Дети: Воздушный шар.

Воспитатель: Ребята, а шарик нам принес какое-то письмо, от кого же оно? А вы хотите узнать от кого это письмо?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда вам нужно отгадать загадку.

«Он сиреневый такой.

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны,

Очень добрый, знаем мы. »

Дети: Это Лунтик.

Воспитатель: Правильно, письмо от Лунтика. Я сейчас прочитаю, о чем же Лунтик нам пишет.

Воспитатель читает: «Здравствуйте, дети. Я Лунтик. Я живу на Луне. Я приглашаю вас к себе в гости, на Луну». Дети, вы хотите к Лунтику в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а как попасть на Луну?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Правильно, мы полетим на ракете. Но сначала скажите мне, как по другому называется ракета.

Дети: Космический корабль. (показ слайда)

Воспитатель: Дети, кто мне расскажет, что такое космос и где он находится?

Дети:

Воспитатель: Как называют человека, который летает в космической ракете?

Дети: Космонавт.

Воспитатель: А как звали первого человека, который полетел в космос?

Дети: Юрий Гагарин.

Воспитатель: Да, его звали Юрий Алексеевич Гагарин (показ слайда) .

Ребята, чтобы мы полетели в космос как настоящие космонавты, нам нужен специальный костюм (показ слайда). Как он называется?

Дети: Скафандр, шлем.

Воспитатель: Правильно. Для чего нужен скафандр?

Мы сейчас немного разомнемся. Сейчас мы наденем скафандры (проводится имитация). Надели шлем. («Раз-два-стоит ракета»)

Воспитатель: Космонавты, занять свои места.

Дети, изображая походку космонавтов, идут на места.

Воспитатель: Пристегнули ремни (чик-чик, педаль, кнопочки (чик-чик)

Начинаем отсчет 5-4-3-2-1. Старт! Полетели!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нашего космического корабля есть окошки, а как они называются? (показ слайда)

Дети: Иллюминаторы.

Воспитатель: Давайте мы посмотрим в иллюминаторы. Что мы видим?

Дети: Землю (показ слайда) .

Воспитатель: Как выглядит наша Земля из космоса?

Дети: Круглая, голубая с желто-зелеными пятнами.

Воспитатель: А там, вдали, что за точки и кружочки?

Дети: Это планеты и звезды (показ слайда) .

Воспитатель: Почему они такие маленькие?

Дети: Они находятся далеко от нас.

Воспитатель: Какого цвета планеты?

Дети: зеленые, голубые, желтые.

Воспитатель: Какие планеты вы знаете?

Дети: Марс, Венера, Юпитер.

Воспитатель: Посмотрите, в иллюминаторе виден какой-то большой огненный шар. Что это (показ слайда)

Дети: Это Солнце!

Воспитатель: Солнце это планета или звезда?

Дети: Звезда.

Воспитатель: Полетели дальше. Ой, смотрите, что это летит нам на встречу?

Дети: комета.

Воспитатель: Это комета. У нее длинный красивый хвост (показ слайда) .

Воспитатель: А вот, ребята, и Луна. (показ слайда) Какая она? Какая она бывает? Почему она бывает разной? Посмотрите, кто нас встречает. Вот и Лунтик. (игрушка)

Воспитатель: Давайте мы сейчас отстегнем ремни и выйдем из ракеты к Лунтику.

Дети здороваются с Лунтиком.

Лунтик здоровается и рассказывает детям о Луне. Луна – это мой дом. Она круглая. На ней есть холмы, горы и ямы. Они называются кратеры. Вокруг Луны небо темного цвета, оно всегда темное и лунным днем и лунной ночью. Ближе всех к Луне находится планета Земля.

Воспитатель: Планета Земля это наша Планета. Наши ребята знают одну игру – «Земля – Луна». Давайте поиграем.

Игра м/п «Земля – Луна».

Воспитатель: Ребята, нам пора домой. (Предлагает Лунтику лететь с ними на Землю). Лунтик, полетели вместе с нами на Землю к твоим друзьям.

Лунтик: Да, я согласен.

Воспитатель: Всем занять свои места. Начинаю отсчет 5-4-3-2-1. Старт! (музыка космическая)

Воспитатель: Вот мы и дома. Ребята, Лунтик хотел попросить вас сделать ракеты для его друзей, чтобы они смогли летать к нему в гости. Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас пройти в космическую мастерскую.

Воспитатель: У вас на столе лежат разные фигуры. Какие фигуры?

Дети: Квадраты и треугольники.

Воспитатель: Посмотрите, как я на фланелеграфе составлю свою ракету. Ракеты бывают различного цвета. Я приготовила вам квадраты, вы сами решите какого цвета будет у вас корабль.

А теперь вы попробуйте на картоне составить свой космический корабль.

Но у вас нет треугольников для крыльев. Как из квадрата сделать треугольник?

Дети: Квадрат нужно согнуть по диагонали и разрезать по линии сгиба.

Воспитатель: А из белых маленьких квадратиков нужно вырезать кружочки – это иллюминаторы. Когда вы составите корабль на картоне, можно его приклеить.

Дети выполняют аппликацию.

Воспитатель: А теперь давайте нарисуем звезды гуашью способом тычка, для этого возьмем другие кисти. Я напомню вам, как рисовать методом тычка. Нужно кисточку окунуть в краску, взять ее прямо, опустить на лист и поднять кисть, еще раз опустить и поднять. Так у нас получатся звезды.

Самостоятельная работа.

Итог от имени Лунтика: Какие замечательные разные получились ракеты. Теперь все мои друзья: и баба Капа, и Кузя смогут прилететь ко мне на Луну. За то, что вы помогли мне и моим друзьям, я подарю Вам космические звездочки. Они как фонарики будут освещать вам дорогу, когда вы в следующий раз полетите в космос (раздает детям и гостям) .

Воспитатель: Спасибо тебе, Лунтик. А сейчас, давайте потанцуем с этими звездочками.

Дети танцуют со звездочками (выполняют плавные движения). Дети приглашают гостей потанцевать с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Этот загадочный космос»

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: зачем человек полетел в космос? Родители уделяют недостаточное внимание празднику День космонавтики. Поэтому нужно развивать интерес д...

Проект "Этот загадочный космос"

Методическая разработка ОО «Познание»  Формирование целостной картины мира» (старшая группа) Проект «Этот загадочный космос»В данном материале представлен опыт работы по формированию предста...

Фотоотчёт к проекту "Этот загадочный космос"

Первые представления о космосе, можно и нужно давать детям уже в старшем дошкольном возрасте. Эта тема очень интересна и увлекательна. В ДОУ они получают представления о профессиях, связанных с космос...

Проект "этот загадочный космос"

Сформировать у детей представления о том, что мы живем в России на планете Земля, и что кроме Земли в космосе есть и другие планеты солнечной системы, должны знать, что первым человеком, поднявшимся в...

проект "Этот загадочный космос"

Объяснительная запискаПолёт апрельский небо озарил,рывок Земли в космические дали.Гагарин первым подвиг совершилприблизив то, о чем мы лишь мечтали.Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек — стать ко...

проект "Этот загадочный космос"

Объяснительная запискаПолёт апрельский небо озарил,рывок Земли в космические дали.Гагарин первым подвиг совершилприблизив то, о чем мы лишь мечтали.Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек — стать ко...

Проект «Этот загадочный космос», 2 младшая группа. Тип проекта: познавательно-творческий.

Проект «Этот загадочный космос», 2 младшая группа. Тип проекта: познавательно-творческий....