"Волшебница вода"
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Федорова Юлия Анатольевна

Театрализованное занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa_voda.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебница вода

Тема: «Кто живет в реке»

Цель: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Театрализованное занятие

Материалы и оборудование: фотографии, рисунки кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде. Прежде всего в качестве модельных выберите животных вашей местности, тех которые могут быть знакомы детям.

Сказочные персонажи: Водяной и Русалка (исполняют воспитатели).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пожаловали необычные гости. Ну-ка, давайте попробуем их узнать. (Звучит песня «Летучий корабль», «Я водяной, я водяной…»).

Приходит Русалка, Водяной, здороваются дети.

Русалка: Здравствуйте, ребята, то есть, извините, ребята! Привыкла я, что вокруг меня рыбята плавают, вот и вас так называю. Сегодня мы с Водяным расскажем вам о жителях подводного царства.

Водяной: Вот вы живете на суше, и вам кажется, что суша – это самый лучший дом. А жители нашего царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды.

Русалка: Посмотришь на реку

И кажется, в ней

Нет ни малявок,

Ни окуней.

Только бежит

Голубая вода,

Петляя по лугу,

Незнакомо куда.

Водяной: Но если поглубже

В нее заглянуть,

С маской и трубкой

Тихонько нырнуть,

Сразу увидишь,

Что это не так.

Вот под корягою

Прячется рак,

Налим под колоду забрался,

А это –

Огромная щука

Плывет, как ракета.

Русалка: У кручи подмытой

На дне хрящеватом

Лещ отдыхает –

Стоит, как лопата.

В затоне лини копошатся в грязи,

На солнце сверкают боками язи,

Стайка плотвы шевелит камышами,

Мелькают густерки, ельцы и ерши…

Водяной: Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет!

Русалка: А вот мы сейчас узнаем, с кем из жителей нашего подводного царства знакомы ребята. Кто вспомнит, как называются эти животные? (Дети называют водных обитателей. Русалка и Водяной подсчитывают, сколько животных они вспомнили.)

 Водяной: Молодцы, ребята! Не думал я, что вы наших жильцов знаете. Не всех, конечно, но всех и невозможно узнать. Даже я всех не знаю, хотя и сто лет в воде живу. Кто у нас только в реках, океанах, морях и озерах не плавает! Иногда проплывет мимо чудище какое, поздоровается вежливо, а я потом весь день мучаюсь: не могу вспомнить, как это чудище морское зовут.

Русалка: Ты, Водяной, не отвлекайся, давай лучше ребят с нашими друзьями познакомим. Лягушка-квакушка, выходи! (Появляется, прыгая, лягушка.)

Лягушка:

Раньше были мы икрою, ква-ква!

А теперь мы все – герои, ать-два!

Головастиками были, ква-ква!

Дружно хвостиками били, ать-два!

А теперь мы лягушата! Ква-ква!

Прыгать с берега, ребята, ать-два!

И с хвостом, и без хвоста

Жить на свете красота!

(стихи Б.Заходера)

ребята, хотите стать лягушатами? Идите, я вас научу, как надо прыгать и громко квакать. Представьте, что вы – красивые зеленые лягушки.

Дети вместе с лягушкой играют, имитируют ее движения. Затем лягушка уходит. Появляется рыба.

Русалка: Плавают рыбешки в нашей речке чистой,

Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!

Рыбки-рыбешки все хороши: папы и мамы, и малыши!

Рыба: Рыбки-рыбешки на больших похожи –

Плавают, как папы, тоже, тоже, тоже!

Рыбки гуляют только в воде

И не гуляют больше нигде!

Ребята, кто из вас умеет плавать? Плавать – это так замечательно! Не понимаю, зачем вы ходите, если умеете плавать. Если не умеете – учитесь! Давайте я вам покажу, как плавают настоящие рыбы! (Дети вместе с рыбой «плавают», имитируют ее движения.)

Игра

1. Дидактический игры. Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных, изображенных на карточках, отметив их приспособленность к обитанию именно в воде. Рассматривая карточку с изображением лягушки, обратите внимание на перепонки на ее лапах. Пусть дети сначала сами выскажут предложение, для чего они нужны. Кто из ребят плавал в ластах? Похожи ли ласты на лапки лягушки? (Покажите детям ласты). С такими перепонками лягушке удобно плавать. Может быть, дети вспомнят, у каких еще животных есть такие перепонки? (У гуся, утки, бобра). Это своеобразные весла. Получается, что у многих животных, обитающих в воде, есть схожие перепонки, которые помогают им плыть.

Обсуждая внешний вид бобра, обратите внимание не только на его ноги, но и на хвост. Хвост бобра – это и весло, и руль одновременно.

Рассмотрите форму туловища у рыб. Почему она именно такая? Напомните детям, что водолазы, когда ныряют, стараются держать руки вдоль туловища, а не разводят их в стороны. Почему? Так легче нырять, а руки, разведенные в стороны, будут тормозить движение. Рыбам очень удобно плавать – у них нет ни рук, ни ног. Вода как бы обтекает их туловище, а хвост и плавники помогают плыть. Если лягушка, бобр могут жить и в воде, и на суше, то рыбы без воды очень быстро погибают.

Предложите детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода»? Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы, например? Дело в том, что перья многих водоплавающих птиц, в том числе и гуся, смазаны жиром и не намокают. Поэтому гуси, утки всегда «выходят сухими» из воды.

Дайте дошкольникам набор карточек различных животных и рисунков водоема. Скажите, что водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им. Задание: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

2. Подвижные игры. Предложите детям изобразить разных животных (как бы в продолжение игры, которую с ними проводили лягушата и рыба на первом занятии).

Мы – большие киты. Плывем медленно, не торопимся. Широко раскрываем рот, глотаем воду. В ней много маленьких рачков, мы их едим; выпускаем фонтанчики – фу-фу. Мы большие киты, мы добрые киты, никого не обижаем, никого не боимся. Вдруг на горизонте показался китобойный корабль, нам нужно спрятаться. Мы набрали побольше воздуха и нырнули глубоко (присели), чтобы люди нас не нашли.

Мы – лягушки. Сначала плаваем в воде, а потом выпрыгиваем на берег. Мы проголодались, поймаем комарика. А чтобы он нас не заметил, замрем, не будем двигаться (присядем и не двигаемся), высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали комара, съели и опять поплыли.

Мы стайка – рыбок. Плывем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к нам (воспитатель изображает щуку). Рыбки быстренько уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь.

А теперь пойдем как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнули перышки, наши перышки не намокли, они остались сухими.

Превращаемся в лебедей – лебеди любят плавать. Мы идем к озеру, машем крыльями и вытягиваем свои длинные шеи, кричим по-лебединому: «кли-кли». Пришли к озеру, сложили крылья, нырнули и поймали  рыбки.

Мы – раки. Ползаем по дну и пятимся назад, шевелим клешнями.

Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, опустились к воде (наклоняемся), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть.

Наблюдение в живом уголке.

Рассмотрите внимательно всех животных, связанных с водной средой, которое есть в нашем живом уголке, прежде всего обитатели аквариума. Обрати внимание детей на форму тела рыб, на особенности их движения в воде, на их дыхание, движение хвоста, плавников и т.д. Не забудьте и об улитках – они тоже водные обитатели..

Экскурсия

Во время экскурсии на водоем постарайтесь обнаружить в нем как можно больше водных жителей. Дети, как правило, интересуются относительно крупными животными. Предложите им найти жильцов водоема разных размеров: и больших, и маленьких. Скорее всего вам удастся  увидеть водомерку, жука-плавуна, мальков рыб, чаек. Понаблюдайте за каждым из них, обратив особое внимание на приспособление этих животных к жизни в воде. Во время экскурсии расскажите детям об охраняемых водных животных вашего края.

Рисование

Покажите детям ряд картинок с изображением водных животных и предложите нарисовать для них дома: для морских животных – море, для речных – речку и т.д.

А МЫ ПОЙМАЛИ РЫБКУ…

А мы поймали рыбку –

Живую, настоящую,

Золотую рыбку,

На солнышке блестящую!

А вам не жалко рыбку –

 Живую, настоящую,

Золотую рыбку,

На солнышке блестящую?

Ее зовут карасиком,

Карасиком зовет,

Ее, наверное, дома

Зовут, зовут, зовут…

И мама карасиха,

Наверно, сбилась с ног:

- Куда же он девался,

Карасик, мой сынок?        (А. Стройло)

Обсуждение стихотворения

Для чего дети поймали рыбку карасика? Возможно, решили унести его домой? Но хотели ли этого сам карасик и его мама? Где рыбам лучше: в своей реке или в банке с водой на подоконнике? Очень часто взрослые и дети, не задумываясь, ловят животное, которое им очень понравилось, и принес его домой, даже не зная, как за ним ухаживать. Это приводит к гибели зверей, рыб, птиц, жуков. Лучше всего наблюдать за животными в природе, не беспокоя их и не трогая. Как ребята думают, дождалась ли мама-карасиха своего сына? Как поступили бы они сами, если бы увидели в реке (озере) «золотую рыбку, на солнышке блестящую»?

Выводы по теме:

В реках, озерах (в воде) живут животные, не похожие на обитателей суши. Все они устроены так, что им было удобно жить в воде: у них особые глаза, нос, хвост, лапы, особая форма тела, помогающая плавать. Без воды они погибают. Нам необходимо бережно относится ко всем водным обитателем, охранять их «дом», в которых они проживают: моря и океаны, реки и озера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...