"ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ".
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Серикова Галина Николаевна
ф.и.о. педагога Серикова Галина Николаевна
Номинация образовательная ситуация с дошкольниками.
Образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа:2младшая (3-4 года).
Тема:"Эти загадочные камни".
Образовательные задачи:
-расширять представления детей о соли и ее свойствах ( белая, без ярко выраженного запаха; в воде растворяется);
-формировать умение наблюдать, комментировать результаты опытов;
-развивать познавательный интерес;
-познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями;
-учить классифицировать по разным признакам.
Оборудование:
Демонстрационный материал: 
кукла Лунтик, вода, солонка, соль, яблоко, огурец,стакан с водой, пипетка,мисочка с водой.
Раздаточный материал:
разнообразные камни, соленое тесто.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:
1.Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость.
Звучит музыка, появляется Лунтик, здоровается,просит объяснить, куда это он попал.(объяснение ребят).
Затем Лунтик рассказывает, что путь его был долгим, и он успел проголодаться.Нет ли у детей чего-нибудь съедобного? Дети угощают Лунтика яблоком,конфетой, огурцом с солью. 
Лунтик берет огурец, пробует соль и спрашивает, что это такое и зачем оно нужно. 
2. Актуальность знаний. 
Дидактическая задача: 
- уточнить и актуализировать знания о соли, её свойствах; 
- развивать связную речь. 
Дети рассказывают, что это соль. Она белая, крупная или мелкая, рассыпчатая, солёная. Мы соль употребляем в пищу круглый год. 
-Лунтик послушай нашу загадку:  
  В воде родится, воды боится. 
  Белый камень в воде тает. 
-Ребята, а почему соль "воды боится". Давайте проведем опыт: 
- опустим в стакан с водой ложку соли. Что с ней произойдет? (может растворится или будет плавать, или осядит на дно?) 
3. Затруднение в ситуации. 
Дидактическая задача: 
- формировать опыт под руководством воспитателя  фиксации затруднения, выявление его причины и опыт целеполагания; 
- тренировать мыслительные операции: анализ, развивать мышление, речь. 
Проводим опыт и выясняем ,что соль исчезла. 
-Получается, что теперь в воде её нет? (Выслушиваем предполажение детей). 
(Пробуем раствор на вкус). 
-Значит соль не исчезла, а растворилась в воде. 
-Ребята, давайте раскажем Лунтику о свойствах соли: белая, без запаха, растворяется в воде, но не исчезает. 
4. Открытие нового знания. 
Дидактическая задача: 
- формировать представление детей о разнообразии камней; их величине; 
- развивать сенсорное восприятие. 
Лунтик предлагает рассмотреть, что он принес ребятам. Что это такое? (Камни) Рассмотрите их внимательно, найдите самый большой и маленький; самый красивый и самый не выразительный. Обоснуйте свое мнение. (Ответы детей). 
А теперь выложите камни в ряд- от самого большого к самому маленькому( закрепление большой маленький), от самого шершавого до самого гладкого( упражнение на сенсорику). 
4.1. Консультация геолога. 
Округлые камешки из моря. Вода двигает камни , сталкивает их друг с другам; они трутся и о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми.
4.2.Игра-эксперимент"Что умеет камешек?"
Дидактическая задача:
-расширять представление о свойствах камней;
-развивать речь, умение анализировать.
-Возьмите в одну руку камешек, в другую тесто, сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что с тестом. Почему? Камешек твердый, тверже теста.
-Попробуйте постучать комочком теста о камень, а теперь двумя камнями друг о друга. В чем разница? (камни издают звук).
4.3.Ситуация"Проверка камня".
-Что будет, если положить камешек в воду? Он утонет или будет плавать?( ответы детей).
-Бросьте камешек в воду, наблюдая, что происходит.( на воде образуются круги, камешек утонул.)
-Может ли камешек плавать? А растворяется ли камешек в воде?
(Нет, камешки не плавают и не растворяются в воде).
5.Слушание познавательного рассказа ( с выполнением задания).
Дидактическая задача:
-формировать и закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов;
-развивать мелкую моторику, чувство формы.
-Лунтик, а мы сейчас приготовим тебе подарок, из соленого теста, вылепим тебе угощение-огурцы и яблоки.
Яблоки-это фрукты, они очень полезны для организма.Яблоки укрепляют иммунную систему, полезны для сердечно-сосудистой системы, улучшают пищеварение, они очищают кровь.
Огурец-это набор витаминов, необходимый сердцу калий и  сосудам-натрий.Огурец хорошо утоляет жажду.
Ребята отдают вылепленные угощения, он их благодарит и уходит.
6.Осмысление.
Дидактическая задача:
-формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательно-экспериментальной деятельности.
Воспитатель собирает около себя детей:
-Что мы с вами делали?Кому помогли?
-Какие новые знания помогли нам помочь Лунтику?
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эти загадочные камни" опыты для детей старшей группы

Данная игра  проводится с целью обогащения представлений детей о камнях,  классификации камней по разным признакам (цвет, форма, размер и тд)...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти загадочные камни!»

Некоторые камни всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства были созданы природой. Поэтому существует в мире множество сказок и...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в стар-шей группе «Эти загадочные камни»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, темпе...

Конспект по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе"Эти загадочные камни"

Знакомство детей с морскими, речными камнями рассмотреть их чем отличаются  провести опыты и сделать выводы ,что камни твердые морские гладкие обкатанные водой ,а речные гладкие, но есть  ше...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Загадочные камни!»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, ...

Конспект организованной образовательной познавательно - исследовательской деятельности «Эти загадочные камни».

Материал данной образовательной деятельности развивает  у детей старшей группы интерес к исследовательской деятельности, знакомит с разнообразием мира камней, их свойствами....

Презентация к ООД "Эти загадочные камни"

Применение мультимедиа на занятиях способствует расширению общего кругозора детей, обогащает их знания....