проект "Я-девочка, а я-мальчик"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шлапакова Светлана Владимировна

проект по гендерному воспитанию во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_malchik_ya_devochka.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  

«Это я – девочка, это я - мальчик»

1.Адресация проекта

Участники проекта      Воспитатели, дети  группы, родители.

Возраст детей  (3 - 4 года)

По продолжительности

 среднесрочный (в течение 1 месяца)

Цель проекта

Создание условий для естественного развития ребенка дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом гендерной идентичности.

Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения элементарных форм поведения соответственно пола.

Задачи проекта

Социально-коммуникативное развитие:

- Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.

- Обогащать и развивать игровые интересы детей,  игровой опыт, вызвать интерес сделаться участником совместных игр. Создать условия для самостоятельной, творческой игровой деятельности.

Познавательное развитие:

- Учить детей определять разницу между мальчиками и девочками  по внешним признакам; по одежде.

- Уточнить знания детей о родственных связях; воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения.

Речевое развитие:

- Учить детей дифференцировать себя по половому  признаку.

- Формировать умение рассказывать о себе.                                                                          

Физическое развитие:

- Формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие:

-   Способствовать актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности в определении особенностей музыкально-двигательных интересов мальчиков и девочек.

- Развивать у детей возможность высказывать свои предположения, искать новый вариант использования уже имеющихся знаний.

- Развивать творческие, сенсорные способности детей.

Ожидаемые результаты проекта

Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни.

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта  позволит объединить усилия д/с и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой), ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

2. Этапы работы над проектом

1 этап. Подготовительный.

1. Изучение представлений детей

Выявить уровень представлений детей по теме проекта

2. Подбор наглядного материала, методической и художественной литературы.

Методическое и информационное обеспечение проекта.

3.  Информирование родителей о начале проекта

Включить родителей в процесс гендерного воспитания. Формирование единой   развивающей среды.

2 этап. Содержательный

Социализация:

Сюжетно-ролевые  игры: «Семья», «Поездка на автобусе», «Детский сад»,   «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»

Дидактические игры: «Одень Таню (Ваню)» (с плоскостными куклами), «Подбери подарок Тане (Ване)», «Кто живет в семье?».

Коммуникация:

Беседы «Мы разные», «А ты кто такой?», «Какие дружные ребята у нас в группе», «Наши праздники».

Отгадывание загадок об игрушках.

Рассматривание предметов одежды мальчиков и девочек.

Составление описательных рассказов об игрушках, об одежде.

Трудовая деятельность:

Совместные действия мальчиков и девочек по наведению порядка в игровых центрах, по уходу за обитателями живого уголка.  

Художественная литература:

С. Маршак «О девочках и мальчиках».

А. Барто стихи: «Младший брат», «Две сестры глядят на брата».

Чтение   рассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их взаимоотношениях).

Обсуждение поступков  литературных  героев.

Музыка

Слушание музыкальных произведений и исполнение  песен о дружбе мальчиков и девочек

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей:

Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами  к играм «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер».

Действия с игрушками.

Рассматривание коллекций: «Виды транспорта», «Сезонная одежда для кукол».

Одевание и раздевание кукол (в том числе и плоскостных).

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Подпевание песен.

Работа с родителями

Создать фотоальбом «Моя семья».

Совместное с родителями пополнение центров развития атрибутами для игр (для мальчиков и для девочек).

Организовать выставку самодельных игрушек  для мальчиков и для девочек.

Провести родительское собрание (форма - родительская студия) «Какие они разные – мальчики и девочки».

Нарисовать портрет своего ребенка для выставки «Детки-конфетки».

3 этап. Итоговый. Презентация.

- Занятие «Это я – девочка, это я - мальчик».

- Газета для родителей  «Мальчики и девочки – два разных мира».

                                                   

Презентация проекта

Тема: «Это я – девочка, это я -  мальчик»

Программное содержание:        

Знакомить детей с отличительными признаками девочек и мальчиков (внешний вид, поведение, одежда, голос, движения). Развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас через игровую деятельность, внимание, память.

Развивать способности рассматривать себя, друг друга; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины.

Материал:        игрушки (для девочек, мальчиков); обручи (синий, красный); куклы плоскостные (девочка, мальчик); картинки с изображением мальчиков и девочек; волшебная палочка, костюм клоуна, мелкие картинки кукол и машинок; музыка.

Ход занятия: - Ребята!  Давайте, поздороваемся с гостями. Сначала девочки («пружинка»), теперь мальчики («наклон головы»).

А сейчас я поздороваюсь с вами.

Здравствуйте, девочки и мальчики! Давайте с вами знакомиться! Когда я была маленькой, меня называли ласково: Светочка. А вас как ласково называют мамы?

Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята мальчики и девочки – дружные и приветливые.

Пальчиковая гимнастика « Дружат в нашей группе»

Дружат в нашей группе                         Дети хлопают в ладоши

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим                             Сгибают пальцы в кулачки

Маленькие пальчики

1,2,3,4,5 -                                                        По очередно сгибают пальцы рук

Будем вместе мы играть

Дружно за руки возьмемся                    Берутся за руки

И друг другу улыбнемся                          Улыбаются друг другу

(Повторяется 2-3 раза)

Ребята, скажите мне пожалуйста.

- Чем похожи мальчики и девочки?  (Предложить посмотреть друг на друга)

- Чем девочки отличаются от мальчиков? (Поведением, играми, игрушками, движениями, голосами, внешне), а сейчас мы с вами убедимся в этом.

Игра «Мы – разные

Встать в круг, по желанию вызывается один из детей. Воспитатель, выступающий в роли ведущего, задаёт вопросы:

- Кто из мальчиков самый высокий?

- Кто из девочек самая высокая?

- У кого из детей тёмные, вьющиеся волосы?

- У кого на голове есть банты?

- А сейчас мы узнаем, во что больше любят играть мальчики, а во что - девочки. Вы любите играть? Тогда приглашаю вас поучаствовать в игре.

Игра «Собери игрушки»

На столе лежат разные игрушки. Задача: девочки собирают в красный обруч игрушки, которыми любят играть девочки, а мальчики собирают в синий обруч игрушки, которыми любят играть мальчики.

Куклы Саша и Маша у нас в гостях

Воспитатель демонстрирует детям больших картонных кукол в соответствующей одежде.

Ребята, посмотрите, сегодня у нас опять в гостях наши друзья Саша и Маша.

Я вам уже рассказывала, что все люди различаются по полу: мальчики и девочки, мужчины и женщины, дедушки и бабушки. Посмотрите на наших гостей. Кто у нас Саша – мальчик или девочка? А Маша кто?

Да, ребята, Саша – мальчик, а Маша – девочка. Чем же мальчик отличается от девочки? А наш Саша от Маши?

Мальчики и девочки различаются одеждой.

Что носят мальчики? (Шорты, рубашки, у них другая обувь).

Что носят девочки? (Платья, юбки, сарафаны, красивые кофточки, туфли на каблуках и др.)

Ещё Саша и маша отличаются причёской. Какие у Саши волосы? (Короткие.) А у маши? (Длинные косы с бантами).

Ещё девочки (или ваши мамы) носят серьги в ушах, бусы, брошки и др. А мальчики и папы не носят таких украшений.

Когда ваша мама, стоя перед зеркалом, собирается на работу, что она делает со своим лицом? (Красит губы, глаза, щёки.) А папы этого никогда не делают.

Теперь встаньте сначала девочки, а потом – мальчики.

Дети по очереди встают.

Игра «Найди девочку, найди мальчика»

Я разложу перед вами картинки с изображением мальчиков и девочек. А вы должны по очереди сначала найти мальчиков и отдать картинки Ване, а потом – девочек и отдать картинки Кате.

Ребята, у меня есть волшебная палочка и сейчас мы с вами окажемся на цветочной поляне.

Подвижная игра «Пчёлы и шмели».

Распределить на две команды - девочек и мальчиков. Девочки  изображают

пчёлок они передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: «в-з-з-з-з», а мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки. По сигналу воспитателя дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат, словно большие шмели: «ж-ж-ж…», а девочки изображают красивые цветы.

Волшебная палочка, которая поможет  нам сказать:

- Каким  должен быть мальчик, с которым бы хотелось дружить?  (По очереди называют качества мальчиков, передавая волшебную палочку друг другу). Умным, смелым, сильным, ловким и т.д.

– А каким не должен быть мальчик? Трусливым, ленивым, слабым и т.д.

 – А теперь назовите, какой должна быть девочка, с которой хотелось бы дружить? Красивой, доброй, модной, стильной, аккуратной, спортивной, хорошей хозяйкой.

- А какой не должна быть девочка? Злой, ленивой, неряшливой и т.д.

Сюрпризный момент. Появляется Клоун.

Клоун: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Клоун: - Я очень рад, что пришел к вам в детский сад. Ой, какие у вас красивые девочки (гладит по голове мальчика), и какие красивые мальчики, все с бантиками. (Клоун делает все наоборот: раздает картинки кукол мальчикам, а девочкам – картинки машинок).

Воспитатель: - Клоун Гоша ты все перепутал!

 - Ребята давайте мы объясним и расскажем Гоше, чем отличаются девочки от мальчиков (дети рассказывают).

Клоун: - Вы так хорошо знаете отличие между девочками и мальчиками. А ответьте мне, пожалуйста:

Кто любит носить бантики?

Кто любит играть в машинки?

Кто  носит красивые платьица?

Кто любит играть с пистолетами?

Кто  любит играть в футбол?

Кто любит играть с куклой?

Кто любит ремонтировать машины?

Кто любит носить украшение?

(Дети отвечают)

Клоун: Ой, какие вы молодцы, теперь я буду знать, чем мальчики отличаются от девочек.

Воспитатель: Клоун Гоша, а почему ты загрустил?

Клоун: Я задумался. Кто же я? Мальчик или девочка?

Воспитатель: Ты – мужчина! И наши дети, когда, вырастут, станут мужчинами и женщинами.

Клоун: Молодцы! Я хочу,  чтобы вы были самыми дружными. У меня для вас сюрприз! (Открывает коробочку,  показывает детям и говорит: «Эти конфетки не простые, как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать друг другу и всем людям что-то такое, отчего все мы сможем стать радостными.

Давайте подумаем, что мы можем пожелать друг другу и всем – всем (поскорее подрасти, всем быть здоровыми, счастливыми, пусть всё будет хорошо...) И тогда все будут радостными! (Дети угощаются.)

Клоун прощается с детьми, и желает быть всегда хорошими и добрыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Девочка-краса - новая коса"

Цель: привлечение внимания воспитанников и их родителей к  забытой причёске - косе....

Проект "Девочка из цветка - Дюймовочка"

Цель: Познакомить детей и родителей первой младшей группы «Мишутка» с произведением Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка»...

Проект "Девочки и мальчики"

Актуальность проекта:актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка ...

Проект "Девочки и мальчики"

Актуальность проекта:актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка ...

Проект "Девочки-мальчики"

Проект среднесрочный для младшей группы...

Проект "Девочки и мальчики"

Проект "девочки и мальчики"...

Проект "Девочка чумазая"

Проект "Девочка чумазая" Вторая младшая группа...